12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Андронова Нина Михайловна83
преподаватель ГАПОУ ПО "Пензенский колледж архитектуры и строительства", председатель МЦК дисциплин естественно-научного цикла
Россия, Пензенская обл., Пенза
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
33

Урок по географии «Проблемное обучение на уроках географии»

 Министерство образования Пензенской области

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский колледж архитектуры и строительства»

 

Выполнила преподаватель географии

Андронова Нина Михайловна

Пенза, 2016 г.

«Проблемное обучение на уроках географии»

                                                                             

 В последнее время весьма актуальной стала проблема активности учащихся на уроках географии, так как качество знаний учащихся резко ухудшилось. Опыт педагогов за последние десятилетия показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требованиям современного, постоянно развивающегося общества. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащегося не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников.

Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает материалу особую привлекательность, но делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Таким образом, у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечивал бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Поэтому в практике все активнее используются методы проблемного обучения.

Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем.

Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:

I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.

II. Формулирование гипотезы.

III. Поиск решения и доказательство гипотезы.

IV. Решение проблемы.

Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого учащегося в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:

  1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у учащихся сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;

  2) опора на опыт и имеющиеся у учащегося знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;

  3) творческий подход преподавателя к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).

  4) учет возрастных и психологических особенностей учащихся при моделировании проблемной ситуации .

 Проблемное обучение реализуется  в проблемном изложении,  в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.

  Примеры  проблемных   ситуаций  на  уроках  географии  в  10-11 классах.

Задание №1

-Охарактеризовать   демографическую   ситуацию   в  мире.  Какие  тенденций  можно  выявить?

Это  задание  целесообразно   использовать  в  процессе  изучения   новой  темы  для  организации   самостоятельной   работы   учащихся.Класс  делится   на  группы (можно  по  желанию  учащихся).

Каждая   группа  анализирует   статистический  материал, работает  с  текстом, а  затем   выступает   с результатом    проделанной    работы.

Задание №2

  Что  означает  выражение  «Мы не унаследовали   Землю  от  наших   предков – мы  берем  ее  взаймы  у наших  потомков».

Учащиеся  работают  парами, высказывают   свои  суждения  по поводу   приведенного  выражения, сопоставляют  со  своими   примерами.    Высказывание  учеников:

-«Земля   только  одна. Люди  забыли  о  земле».  Эти слова говорил еще  в 40 годах   ХХ  века ученый  В.И. Вернадский. Завоевывая  природу, люди  в  значительной  степени  подорвали   естественные  ресурсы   жизнедеятельности.

- Человек ежегодно  извлекает  из  земных  недр  более  100млр. тон  руд, горючих  и  строительных  материалов. Добыча  полезных  ископаемых   приводит   к  изменению  рельефа   земли, образованию  котловин, пустот   в  верхних  слоях   земной   коры. В процессе  обучения  между  преподавателем  и  учащимся происходит   сотрудничество. Главное  в  этом  процессе – щадить самолюбие ученика,  поскольку  параллельно  с  решением  проблемы  в  его  сознание  всегда  идет   процесс  самосознания,  оценки  своих  личных  возможностей. Говоря о  проблемах  и  проблемных  заданиях,  нельзя  не  забывать  и  об  экологических   проблемах,   которые  носят   глобальный  характер  и  затрагивают  все   человечество.

Исследовательские методы применяются как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний учащихся. Так, при изучении темы «Природа и человек» обобщаются знания о ресурсах, хозяйственном освоении ее территории, экологических проблемах. Для облегчения задачи преподавателем даются вопросы и задания проблемного характера:

1.   Составить схему «Виды природных ресурсов».

2. Привести примеры воздействия различных видов хозяйственной деятельности человека на природные комплексы.

3.    Предложить свой вариант решения экологических проблем.

4. Насколько эффективно и необходимо освоение территорий с экстремальными условиями (Север, БАМ).

Задание №3

Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире. Какие тенденции вы сможете выявить?

В 2011 году по расчётам ООН на Земле появился 7 миллиардный житель. Это много для нашей планеты или нет? Грозит ли нашей планете перенаселение?

Правильно ли сводить многообразие демографические проблемы к узкому вопросу роста населения в мире и мер по его сокращению? Что является основой для действенного решения проблем народонаселения?

Составьте проект железнодорожной магистрали между любыми пунктами на карте. Какие природные и экономические факторы и как надо учитывать при её строительстве и эксплуатации?

Задание № 4

В какой части Восточной Сибири можно построить сверхмощную ТЭС? Чем вы докажете экономическую целесообразность выбранного места?

Задание № 5

В какой части зарубежной восточной Европы имеются наиболее благоприятные условия для развития интеграции в области промышленности? Объясните, как вы пришли к этому выводу?

Задание № 6

В 1800 г. для выплавки 1т. чугуна требовалось 2,5т кокса и 4т. коксующего угля. Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,7-0,8 тонн. Объясните, как это отразилось на факторе размещения металлургических заводов?

Любой учитель может создать свою систему подобных заданий, учитывая при этом особенности своего стиля и уровень подготовки учащихся. Среди форм занятия, где можно использовать проблемное обучение, следует отметить: семинары, дискуссии, практикумы, исследовательскую деятельность учащихся, конференции; уроки – аукционы, пресс-конференции, защита проектов.

Список литературы:

1.   Андреева Е.Ю. Проблемное обучение в географии // География в школе,  

      1999, № 7.

2.   Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. –  

      М.: Просвещение,1983.

3.   Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней

      школе. –М.: Просвещение, 1991.

4. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель,

     2007.

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.