Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

0
0
Материал опубликован 31 October

Государственное бюджетное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Алчевский инфомационно- технологический лицей»














Н.А. Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы»




учитель I категории

Сухомлинова Е.Н.
















Тема: Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Цели:

познакомить со стихотворением Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»;

развивать речь, выразительное чтение;

воспитывать любовь к природе, животным

Ход урока:

Орг. момент. Проверка готовности к уроку.


Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться,
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.


Актуализация опорных знаний.

Речевая разминка.

Прочитайте все вместе, медленно.


Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.


- Как вы понимаете эти строки?

- О каких зверях внутри нас говорится в стихотворении? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень)

- К чему призывает это стихотворение?

- Прочитайте с вопросительной интонацией?

Прочитайте с восклицательной интонацией?


Опрос домашнего задания

- Вспомним с творчеством, какого поэта мы знакомились на уроке?

- Что вы знаете о поэте?

- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством

Н.А. Некрасова. (фильм о Некрасове 4 минуты)

- А сейчас давайте вспомним что было задано на дом?

(опрос наизусть 2-3 учеников, оценка обучающихся)

- Что общего в двух произведениях? (говорится о божественной красоте окружающей природы)

Вывод: Только очень хороший человек мог написать эти стихи, которые затронули наши душу. Таков Некрасов, он любит и крепостных детей и все что его окружает.


Работа над новым материалом.

Вступительная беседа.

Итак, мы продолжаем знакомиться с произведением Николая Алексеевича. Прочитайте, как оно называется?

Цель нашего урока - определить главную мысль произведения, так же будем учиться выразительному чтению.

Рассмотрите иллюстрацию.

- Можете еще до чтения стихотворения сказать, о чем будет текст? (Наверное, о том, как дед Мазай спасал зайцев)

Но, сначала послушайте небольшую историю о том, что послужило основой этого произведения.


В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».


Словарная работа

В произведении нам встретятся такие слова. Прочитайте первое слово.

- Как вы его понимаете?

силки

петли для ловли птиц и мелких животных

багры

шесты с металлических крючком

тягота

тяжесть, груз

потеха

забава, веселье

лопочут

говорить быстро, много, неясно

гуторить

беседовать

ухнул

издавать резкий звук

аршин

старинная мера длины, немного меньше метра

сажень

старинная мера длины, чуть больше двух метров

гинут гибнут

зипун крестьянская верхняя одежда из грубого толстого сукна

Первичное восприятие текста. (аудиозапись 3 минуты)

Послушайте это стихотворение и ответьте на вопрос:

- О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай?

- Когда произошел этот случай?

- Что такое половодье?

- Что больше всего тронуло? (Больше всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев.)

- Удивило? (Удивило то, как зайцы были послушны.)

- Рассмешило? (Было смешно читать, как говорит о зайцах. Особенно о зайчихе…)


4. Физминутка. (с Крошем)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Раз-два, раз-два – надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Скок-скок, скок-скок

Кто-то зайку напугал

Зайка – прыг и убежал.


Вторичное чтение и анализ произведения.

А) Работа над выразительностью чтения.

Обратите внимание на знаки препинания в тексте. Возьмите в руки карандаши. Я читаю и выделяю голосом важные для чтения слова, а вы подчеркиваете их. Что подчеркнули?

Каким вы себе представляете Мазая? (Показывается рисунок 1)

Б) Выразительное чтение «цепочкой».

Прочитаем по цепочке наше стихотворение и подготовимся к выборочному чтению.

6. Разминка для глаз «Крош».

7. Выборочное чтение.

Найдите в тексте за что Мазай осуждал односельчан?

Кабы сетями ее не ловили
Кабы силками ее не давили...
Ловят, и топят, и бьют их баграми.

Найдите и прочитайте строки ответ на вопрос:

- Кого дед Мазай увидел на островке?

- Какую находку было жаль бросать деду? Прочитайте отрывок.


Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте.

Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
– Отражается ли в речи его отношение к природе, ко всему живому?

- Как дед называет зверят? (Он называет их: бедные зверьки, Зайцы мои, зайчики, плуты мои)

- О чем это говорит? (Дедушке Мазаю их жалко, он любит их. Хочет помочь им, в беде)

8. Словарная работа.
– В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая.
– Назовите близкие по смысле слова к данным на доске:

Кабы – если
Гинут – погибают
Этак гуторя – так беседуя
Чур – только
Дали стречка – стремительно убежали.

С какой целью употребляется выражение «лопочут ушами», «дали стречка»?

Итог урока.

Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении?

Как относился он к родной природе?)

Перед вами слова на экране. Выберите нужные слова?

(Добрый, терпеливый, любит зверей и природу, завистливый, жестокий, немного смешной, находчивый, )

Какова главная мысль произведения?

Как автор относится к своему герою?

А как вы относитесь?

Чему учились на уроке?

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения.

с. 170-172, выучить наизусть понравившийся отрывок и сделать к нему рисунок

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.