Презентация «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников»
Тема: «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников» Сообщение из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Голоскоковой Елены Евгеньевны МКДОУ ЦРР детский сад № 10г. Россоши
Прекрасна речь, когда она как ручеёк бежит Среди камней чиста, не тороплива И ты готов внимать её поток, И восклицать: О! как же ты красива!
Речь – визитная карточка человека
АКТУАЛЬНОСТЬ: Практика показывает, что с каждым годом, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. По данным специалистов МКДОУ ЦРР - д/с №10 г. Россоши в «2012 – 2013 уч.году высокий уровень физической подготовленности имели всего 23% дошкольников, низкий – 24%, средний -53%. С 2009 по 2013 гг. число детей, имеющих неврологические отклонения, возросло с 1,8% до 8%, из них большинство имеет нарушения речи. Нарушения речи у детей
Логоритмика- одно из звеньев коррекционной педагогики, которое связывает воедино слово, музыку и движения
Немного истории: В начале 20 века во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Э.Жак-Далькроз. Дальнейшее развитие эта система получила в работах его последователей и учеников: Н.Г. Александровой и В.А. Гринер, Ю. А. Флоренской и др. Первоначально занятия по логопедической ритмике разрабатывались В. А. Гиляровским в 30-е годы 20 века для коррекции заикания у людей разного возраста. В 70-е годы Г. А. Волкова впервые создала логопедическую ритмику как специальную науку, определив ее объект, предмет, цель, задачи и принципы. Она разработала методику, благодаря которой логоритмика нашла широкое применение в коррекционной работе по устранению различной речевой патологии у взрослых и детей. Э.Жак-Далькроз Г. А. Волкова
Методический материал
Цель программы : оказание помощи детям с незначительными нарушениями речи в условиях ДОУ общеразвивающего вида с использованием взаимосвязи слова, музыки, движения. Задачи программы: обучать двигательным навыкам и умениям познакомить с простейшими знаниями о музыке, свойствах музыкальных звуков, структурой музыкального произведения, музыкальными инструментами закреплять навык правильного произнесения звуков в речи познакомить с элементарными представлениями о своем организме и способами укрепления своего здоровья Образовательные: воспитывать ответственное отношение к выполнению задания самостоятельность умение строить свои отношения с другими детьми по определенным правилам доброжелательное отношение друг к другу Воспитательные: развитие артикуляционного праксиса развитие слухового и зрительного восприятия, памяти развитие фонематического восприятия, фонематических представлений развитие общей и мелкой моторики развитие четких координированных движений во взаимосвязи с речью развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения Развивающие:
В ходе логоритмических занятий применяются следующие средства: Ходьба и маршировка в различных направлениях Ходьба друг за другом, ходьба «Змейкой», на носках, на пятках, на внешней стороне стопы и др.. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции Произнесение на выдохе гласных и согласных звуков с музыкальным сопровождением и без него; упражнения артикуляционной гимнастики; дыхательные игры и упражнения, фонопедические упражнения Упражнения, регулирующие мышечный тонус Упражнения для кистей рук, укрепления мышц плечевого пояса, туловища, ног с чередованием напряжения и расслабления
Упражнения, активизирующие внимание Игры на воспитание быстрой и точной реакции на слуховые и зрительные раздражители с использованием музыкального сопровождения Упражнения на развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика, самомассаж, пальчиковые игры Речевые упражнения без музыкального сопровождения Проговаривание стихотворного текста с движениями: «Расскажи стихи руками» и без них (одни дети произносят текст, другие выполняют движения)
Музыкально- ритмические упражнения Шумовой оркестр, танцы, хороводы Пение Логопедические распевки, песни. Подвижные игры Сюжетные игры, игры с элементами спорта, игры- драматизации.
Требования к проведению логоритмических занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю Индивидуальный подход к каждому ребенку Каждое занятие представляет тематическую и игровую целостность На занятии все упражнения проводятся по подражанию, речевой материал предварительно не выучивается
Формы работы с родителями консультации беседы собрания информационные стенды Круглый стол Деловая игра Педа гогические тренинги Домашние задания
Накоплен практический и методический материал по логоритмике Накоплен практический и методический материал по логоритмике Сформирована копилка материалов для занятий Разработан перспективно – тематический план Систематизированы авторские разработки упражнений Собран консультационно – просветительский материал для родителей и педагогов Результаты диагностики логопеда, психолога. Активизирован уровнь взаимодействия со всеми субъектами воспитательно — образовательного процесса. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Результаты коррекционной деятельности Май 2013 года Сентябрь 2012 года
Грибанова Наиля Гадельжановна
Голоскокова Елена Евгеньевна
Ефимова Алла Ивановна
Голоскокова Елена Евгеньевна