Написание частицы НЕ со словами, называющими действия
Тема урока: Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.
Цель: дать понять, что суффикс -ть указывает на начальную форму слов-названий действий; формировать умение пользоваться обратным словарем.
Задачи урока:
Образовательная: научить самостоятельно образовывать с помощью приставок и суффиксов новые формы слов; графически обозначать части слова на письме; находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в Обратном словаре, анализировать ее содержание.
Развивающая: научить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, развивать устную речь.
Воспитательная: учить осознавать свои возможности в учении; адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Оборудование для учителя: учебник «Русский язык» Н.А. Чуракова , 2 класс, 2-3 части, карточки для работы в группах (Приложение 1)
Формы работы: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная.
Этап | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный этап. | Создать положительную эмоциональную атмосферу; условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Учитель приветствует, проверяет готовность учеников к уроку русского языка. Настраивает на учебный лад. | Подготовка к работе. Проверка наличия учебников, тетрадей, ручек и карандаша. |
Актуализация знаний | Выяснить степень усвоения материала, скорректировать понятия. | Орфографическая минутка - Задание для выполнения в группе. Выбираете одного ученика, который берет задание у учителя. Читаете, находите ответ на вопрос. Выбираете тех учеников, которые пойдут к доске для отчета о проделанной работе. (Приложение 1) | Ученики получают конверт с заданием. Выбирают карточки с правильным ответом на вопрос. Выходят к доске. |
Учебно-познавательная деятельность | Подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации. Создание учебной мотивации; пробуждение познавательного интереса; формирование навыков исследовательской деятельности. | -Разберите по составу слово ЛЕТЕТЬ. - В чём проблема? Что мы точно можем определить? (корень – ЛЕТ-) - Чего мы не знаем? (есть ли окончание, какой суффикс, основа) - Что мы должны узнать, чтобы разобрать данное слово? (чем является –ть) - В конце урока у нас должно получиться разобрать слово ЛЕТЕТЬ по составу. - Учебник с.71 упр.76. Читаем задание на с.71.Что нужно сделать? - Какие еще суффиксы слов-названий действий вы увидели в «Обратном словаре»? (-а, -е, -и, -я) - Учебник с.72, прочитайте еще задание. Какие еще суффиксы могут быть, но их не было в словаре? (-у, -о) - Выделим суффикс на доске в слове ЛЕТЕТЬ. (-Е-) - Учебник с.72 дочитать информацию. Прочитайте правило. Что мы должны запомнить, прочитав правило? ( -ТЬ – суффикс, он показывает, что слово-название действия стоит в начальной форме) - На какие вопросы отвечают слова-названия действий в н. ф.? ( что делать? что сделать?) - Можем ли мы дальше разбирать слово ЛЕТЕТЬ? (-ТЬ-суффикс) - Учебник с. 73 упр. 77. Задание? -Читаем задание. Читаем слова «по цепочке» и задаем к нему вопрос. - Что необходимо записать в тетради? (слово в н. ф.) | Ученики пытаются разобрать слово по составу, но имеющихся знаний не хватает. Предположения учеников. Ученики открывают учебник ч.2 с.149-150 с «Обратным» словарем. Читают слова с суффиксом –ТЬ. Ученики читают слово, задают вопрос. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. Взаимопроверка в парах и ученика, работающего у доски. |
Оценка результатов деятельности | Развитие умения выделять главное. | - Получилось ли у нас разобрать на уроке слово ЛЕТЕТЬ? (не все слово) - Что мы еще не знаем и не можем определить? (основу слова-названия действия) - Печатная тетрадь упр. 52. Прочитайте домашнее задание, всё ли понятно? | Ученики высказывают свои предположения. |
Рефлексия | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | -Продолжите высказывание: «Сегодня на уроке я узнал…», «Я научился…», «Мне было интересно…», «Было сложно…» |
Приложение:
1 группа: Что такое окончание? Выберите и покажите ребятам других групп слова с окончанием –Я. |
дядя |
песня |
красивая |
большая |
каша |
играла |
Ваня |
Катя |
2 группа: Что такое приставка? Выберите и покажите ребятам других групп слова с приставкой ПО-. | |
помощник | |
поезд | |
портрет | |
полет | |
повар | |
почта |
3 группа: Что такое корень? Выберите и покажите ребятам других групп родственные слова. |
лес |
лесной |
лесник |
лесок |
леска |
лесничий |
лестница |
4 группа: Что такое суффикс? Выберите и покажите ребятам других групп слова с суффиксом –К-. |
речка |
рука |
домик |
кашка |
бабушка |
ночка |
носик |
5 группа: Что такое основа слова? Выберите и покажите ребятам других групп слова, которые соответствуют схеме |
домик |
книги |
поезд |
карандаш |
лисята |
парты |