Урок русского языка во 2 классе «Написание частицы НЕ со словами, называющими действия»
Русский язык (2 класс)
Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.
Цель: формирование ценностного отношения к совместной учебной деятельности по изучению орфограммы «Написание частицы НЕ с глаголами» и применению знаний на практике
Планируемые результаты:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры, учитывать правило в планировании и контроле способа действия.
Коммуникативные: учиться формулировать своё мнение, допускать возможность существования различных точек зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные: учиться правильно писать частицу НЕ с глаголами, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте .
Предметные: формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, умение использовать знания для решения познавательных задач.
Ход урока
Организационный момент.
Мы уже многое знаем. В своих познаниях продолжаем идти дальше. У каждого свое мнение и его нужно озвучивать, поэтому не будем бояться ошибаться.
Работа в тетради
Открываем тетради. Записываем число, классная работа.
Актуализация опорных знаний.
- Сравните, чем отличаются слова каждого столбика? (слова, называющие предметы, слова, называющие действия)
- Докажите, в каком случае частички вначале являются предлогами, а в каком приставками (Дети по цепочке вставляют подходящие по смыслу слова между частичкой и словом и объясняют написание)
(на) конверте (на)писал
(в) клетку (в)летел
- Сделайте вывод. (Между предлогом и словом можно вставить ещё какое-нибудь слово, а приставка пишется слитно и между приставкой и корнем уже ничего не вставить. Со словами, называющими действия предлоги не употребляются)
Постановка цели:
Тогда, как вы объясните следующие написания?
не балуйтесь не скучайте не шалите
- Сформулируйте тему урока.
Написание НЕ со словами, называющими действия.
Открытие новых знаний:
- Выполняя первое задание, вы сказали, что со словами, называющими действия, предлоги не употребляются. Значит НЕ – это предлог? (Дети затрудняются)
Учитель: НЕ – это частица. А раз это не предлог, значит правило, которое мы изучали о предлогах, нам не пригодится. А Летучая мышь познакомит нас с новым правилом. (учебник стр.63)
Частица НЕ пишется раздельно со словами, называющими действия. Например: не спешить, не делать, не рисовать.
- Но почему? - усомнился Миша.
- Между частицей НЕ и словом-названием действия можно вставить слово: не очень спе-
шить, не просто делать, не только рисовать.
Первичная проверка понимания:
- Откройте Обратный словарь на –ь, найдите слова на –ть. Назовите слова, родственные слову писать. Выпишите эту группу слов вместе с частичкой НЕ и любым словом из трёх, предложенным Летучей мышью.
Не очень писать, не просто записать, не только перезаписать, не очень подписать, не просто написать, не только вписать, не просто надписать, …
Физминутка.
Я на скрипочке играю,
Тили-тили-тили. (Показываем, как играют на скрипочке.)
Скачут зайки на лужайке,
Тили-тили-тили. (Прыгаем.)
А теперь на барабане.
Бум-бум-бум, (Хлопаем в ладоши.)
Трам-трам-трам! (Топаем ногами.)
В страхе зайки разбежались по кустам. (Присели.)
Учебник стр. 64 № 67
- Прочитайте задание и скажите, чему будем учиться, выполняя это упражнение?
- Какое новое правило нужно знать, чтобы правильно выполнить это задание?
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Проверка усвоенных знаний. (Работа в паре)
Карточка. Закончи пословицы:
За двумя зайцами погонишься – ни одного _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Слово – не воробей, вылетит – _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Кто не работает, тот _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Волков бояться – в лес _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Семеро одного _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Русский солдат преград _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Под лежачий камень вода _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Подведение итогов:
Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?
Что вы узнали?
Рефлексия:
Дополни предложения: /Слайд/
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я научился…
Урок дал мне для жизни…
Итог:
Умка
Никогда
Цыплёнок
Возьмите из этих слов только первые слоги. Какое слово получилось?
Умницы! Вы хорошо сегодня поработали и дружно справились со своей задачей. Большое спасибо за работу на уроке.
Домашнее задание:
Тетрадь для самостоятельной работы № 2: стр. 33 упражнение № 46.
Дополнительный материал для сильных:
Ответить на вопросы пословицами.
После драки кулаками машут?
С пословицей поспоришь?
Сорванное яблоко обратно прирастает?
Под лежачий камень вода течёт?
Ссора до добра доведёт?
Шершнева Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов БОУ г.Омска «СОШ № 162»