Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Написание сочинений разных жанров» (10 класс)
средняя общеобразовательная школа №46
с углубленным изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО: Протокол заседания методического объединения № ____ от « »__ года Руководитель МО ________________/_ | УТВЕРЖДЕНО: Приказ № от «__» _года Директор _____________________/ / |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ________/_ / « » _года дата согласования | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Написание сочинений разных жанров»
Класс 10 А
Количество часов 34
Уровень базовый
Ф.И.О.учителя Фомина Светлана Владимировна
Квалификационная категория высшая
Сургут, 2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 10 А класса составлена в соответствии с требованиями:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645, 31 декабря 2015 г. № 1578, 29 июня 2017 г. № 613);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 08.05.2019 № 233, от 22.11.2019 № 632), на основании решения педагогического совета (протокол № 4 от04.02.2020);
Положения о рабочих программах.
Рабочая программа разработана с учётом:
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Учебного плана МБОУ СОШ № 46 с УИОП
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Курс рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательного уровня.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа.
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
подготовить учеников к написанию сочинения (задание № 27) по русскому языку в формате ЕГЭ:
формировать умение создавать собственный текст о тексте.
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Ученики должны
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
содержание заданий ЕГЭ;
уметь
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
применять приёмы сжатия текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Формы итогового контроля и критерии их оценки
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
итоговый (в конце курса) проводится в форме сочинения в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;
Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).
Содержание
(34 ч.)
Введение (1 ч.)
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Повторение основных сведений о тексте (5 ч.)
Что такое текст? Связь предложений в тексте. Стили текста: публицистический стиль. Стили текста: художественный стиль. Типы текста.
Подготовка к сочинению уровня С. (25 ч.)
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ (3 ч.)
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Календарно-тематическое планирование уроков
№ | Тема урока | Дата проведения ПЛАН | Дата проведения ФАКТ | Используемые ресурсы | Контролируемые элементы содержания (КС) | Контролируемые умения (КУ) |
1 | 1. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | | | Готовимся к экзамену по русскому языку http://russkiiyazik2010.blogspot.ru/ | | |
2 | Что такое текст? Связь предложений в тексте. | | | | 1.2 5.3 5.1 | 5.1 5.2 |
3 | Стили текста: публицистический стиль. | | | Подготовка к ЕГЭ / ГИА. http://nmansur.blogspot.ru/ | 5.3 2.1 2.4 3 | 5.1 5.2 |
4 | Стили текста: художественный стиль. | | | | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
5 | Типы текста. | | | | 2.1 2.2 2.4 3 | |
6 | Зачетная работа №1 | | | | | |
7 | Проблематика текстов. Способы формулировки проблемы текста. | | | | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
8 | Проблематика текстов. Способы формулировки проблемы текста. | | | Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык». http://rus.1september.ru | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
9 | Проблематика текстов. Способы формулировки проблемы текста. | | | Готовимся к экзамену по русскому языку http://russkiiyazik2010.blogspot.ru/ | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
10 | Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | | | | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
11 | Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | | | | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
12 | Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | | | | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
13 | Выявление и формулировка авторской позиции. | | | Готовимся к экзамену по русскому языку http://russkiiyazik2010.blogspot.ru/ | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
14 | Выявление и формулировка авторской позиции. | | | | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
15 | Выявление и формулировка авторской позиции. | | | | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
16 | Примеры, подтверждающие авторскую позицию, способы установления связи между ними. | | | | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
17 | Примеры, подтверждающие авторскую позицию, способы установления связи между ними. | | | | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
18 | Примеры, подтверждающие авторскую позицию, способы установления связи между ними. | | | | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
19 | Отработка навыков нахождения примеров и умения устанавливать связь между ними. | | | Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык». http://rus.1september.ru Готовимся к экзамену по русскому языку http://russkiiyazik2010.blogspot.ru/ | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
20 | Отработка навыков нахождения примеров и умения устанавливать связь между ними. | | | | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
21 | Отработка навыков нахождения примеров и умения устанавливать связь между ними. | | | | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
22 | Отработка навыков нахождения примеров и умения устанавливать связь между ними. | | | | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
23 | Зачетная работа №2. | | | | | |
24 | Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | | | | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
25 | Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | | | | 2.1 2.2 2.4 3 | 5.1 5.2 |
26 | Практикум по написанию | | | | | |
27 | Практикум по написанию | | | | | |
28 | Практикум по написанию | | | | | |
29 | Анализ сочинений. | | | | | |
30 | Зачетная работа №3. | | | | | |
31 | Тренинг в формате ЕГЭ. | | | Готовимся к экзамену по русскому языку http://russkiiyazik2010.blogspot.ru/ | | |
32 | Тренинг в формате ЕГЭ. | | | | | |
33 | Индивидуальная коррекция ошибок. | | | Готовимся к экзамену по русскому языку http://russkiiyazik2010.blogspot.ru/ | | |
34 | Индивидуальная коррекция ошибок. | | | | |