Исследовательская работа на тему «Левши и правши»
МАОУ «Калининская СОШ»
Направление: предметы начальной школы (окружающий мир)
Тема «Левши и правши»
Выполнил:
Плужников Артём,
МАОУ «Калининская СОШ»
ученик 4 класса
Научный руководитель:
Зикунова Надежда Ивановна,
учитель начальных классов
I категории
2017 год
Содержание
1. Введение – 3
2. Методика исследования – 3-4
3. Результаты исследования – 4
4. Выводы – 4
5. Заключение – 5
6. Приложения – 7-8
7. Список литературы - 6
Введение
В обществе сложилось разное отношение к леворукости, одни считают это недостатком, другие – проявлением гениальности. Существование таких точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления. Мой младший брат тоже левша. В нашем классе есть дети, которые пишут левой рукой. Нам захотелось узнать, сколько таких ребят учится у нас в школе, и отличаются ли они от тех, кто пишет правой рукой.
Методы исследования: анкетирование, беседа с завучем по учебной работе, анализ рабочих тетрадей. Работа с литературными источниками и интернет-ресурсами.
Гипотеза: «левши» такие же люди, как и все.
Цель: узнать, сколько левшей среди учащихся нашей школы.
Задачи:
· Узнать об интересах левшей и правшей
· Узнать об их успеваемости
· Сравнить и оформить результаты исследования
· Сделать выводы
Объект исследования: учащиеся школы.
Предмет исследования: интересы, увлечения, успехи в учебе.
Методика исследования
Левша - человек, который владеет левой рукой лучше, чем правой [1].
Правша (праворукий) — человек, который наиболее ловко использует правую руку по сравнению с левой. Очень маленький процент от населения может одинаково хорошо использовать обе руки; человек с такой способностью является амбидекстером.
Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для таких детей. Но леворукость нельзя считать причиной отклонений в развитии, сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Преимущественное владение рукой развивается в связи с особой организацией деятельности мозга [2].
Левши отличаются от своих сверстников. Обычно это особо художественно одарённые и очень эмоциональные дети. Они уже с трёх лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух [3].
В ходе исследования было установлено, что леворукие хуже поддаются образовательному процессу, чем правши. У них замечена низкая успеваемость в чтении, так в письме. Особенные проблемы возникают у детей, которые в равной степени управляют и правой, и левой руками. Ребенку необходимо привыкнуть к обучению. Если он старается, то уже через несколько лет он догоняет своих одноклассников по успеваемости и даже может опередить их [4].
Результаты исследования
В нашей школе 99 учеников. Из них в процессе анкетирования выявлено 10 учащихся, которые пишут левой рукой. Мы посчитали в процентном соотношении - это 10% ребят.
Мы провели анкетирование (приложение1) среди левшей и правшей, чтобы узнать об их интересах, увлечениях. Для объективности мы взяли учащихся, из тех же классов, в которых есть левши.
Проанализировав анкеты, мы выявили, что ведущую руку ребята определяют по принципу: пишут, рисуют, всё делают этой рукой.
С помощью данных об увлечениях учащихся мы построили гистограмму (приложение 2).
Из неё следует, что у всех детей есть похожие интересы, но леворукие чаще занимаются изодеятельностью, художественным трудом, музыкой, чтением. Праворукие дети чаще занимаются спортом, играют в компьютерные игры.
Родственники с ведущей левой рукой есть как у леворуких, так и у праворуких.У 70 % левшей и у 50 % правшей есть леворукие родственники. Это братья, сёстры, отцы, дедушки.
Об интересных фактах из жизни левшей написал только 1 человек. В детском саду его переучивали держать ложку правой рукой, и он всегда был выпачкан после еды.
На вопрос «Удобно ли жить леворукому ребенку?» - только двое ответили «нет».
Из десяти леворуких учеников - 30% - девочки, 70% - мальчики.
Из анализа рабочих тетрадей по русскому языку (приложение 3, 4 ) видно, что хороший почерк имеют немногие учащиеся. Мы сфотографировали записи в тетрадях леворуких и праворуких и отметили, что у всех неровный почерк. Побеседовав с завучем нашей школы, мы узнали, что у левшей 20% - хорошисты, у праворуких - 30 % - хорошисты. Мы подготовили памятки для учителей, которые работают с леворукими детьми (приложение 5).
Выводы
Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы:
В нашей школе 10 учащихся, которые пишут левой рукой. В процентном соотношении - это 10% ребят. У всех детей есть похожие интересы, но леворукие чаще занимаются изодеятельностью, художественным трудом, музыкой, чтением. Праворукие дети чаще занимаются спортом, играют в компьютерные игры. У 70 % левшей и у 50 % правшей есть леворукие родственники. В тетрадях леворуких и праворуких неровный почерк. Из всех левшей 20% - хорошисты, у праворуких - 30 % - хорошисты. Правши учатся лучше.
Заключение
В ходе работы над темой исследования, мы поняли, что гипотеза подтверждена. У левшей и правшей есть похожие интересы, у всех детей есть леворукие родственники, в учёбе левши могут быть хорошистами, как и правши. Эта работа расширила мои знания о леворуких детях. Подготовили памятки учителям, которые работают с леворукими детьми.
Список использованных источников
1. http://www.вокабула.рф толковый-словарь-ожегова/левша
2. https://www.2mm.ru/malysh/zdorove-rebenka/278/levorukiy-rebenok-v-pravorukom-mire 3. М.М. Безруких, М.Г.Князева «Если ваш ребёнок левша».
4. http://fb.ru/post/celebrities/2015/11/18/281