Проектно-исследовательская работа «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках информатики»

1
0
Материал опубликован 5 November 2017 в группе

Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках информатики

Канева Ольга Васильевна

учитель информатики МОУ «СОШ № 19»,

г. Ухта, Республика Коми

«Хотите знать, что самое лучшее в учительстве? Момент, когда ученик или ученица открывает для себя таящийся в нем или ней талант.»

Стивен Кинг «11.22.63»

На сегодняшний день большое значение уделяется улучшению качества педагогического процесса. Для этого необходимо выбрать правильный способ работы. Одним из них является проектная деятельность.

Что же такое проектный метод обучения? Ответов много. «Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова». Так писал в 1918 г. один из основоположников «метода проектов», последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик[2].

Однако в своих работах Джон Дьюи не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу. Не смотря на это, он пишет о связи личного опыта ребенка со школьной жизнью, а это и есть проектная деятельность – основная форма организации педагогического процесса. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести»[4].

Анализируя опыт зарубежной педагогики, исследователь древнейших религиозных верований и первобытной культуры, специалист в области истории и этнографии, классической филологии и сравнительного языкознания Евгений Георгиевич Кагаров в 1926 году писал: «Что такое метод проектов? Термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью». Он считал, что «проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при построении новых начал коммунистического общества».

Методист ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» Ольга Витальевна Брыкова пишет, что «в основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы (собственно, это и есть проектная деятельность)»[1].

Из этого всего можно сделать вывод, что в его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение видеть и формулировать проблему, решать ее, самостоятельно собирать информацию, систематизировать её, делать выводы. Также необходимо учитывать интересы учащихся.

Основными этапами проектной деятельности являются:

Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;

Подготовка и защита презентации;

Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта[3].

Проектную деятельность можно использовать на всех ступенях обучения, например, начиная с первой темы в 10 классе «Компьютер и программное обеспечение». Цель изучения этой темы: дать понятия компьютера, его составляющих и программного обеспечения. Сложно понять, особенно если никогда не имели дела с составными частями компьютера, где находятся эти устройства и как они связаны между собой. Каждый учащийся готовит доклад о конкретном устройстве. Он должен содержать в себе информацию об истории создания, авторстве, функциях и разновидностях. Сбор информации осуществляется из публикаций, печатных изданий, статей, обзорных выпусков, специализированных журналов и т.д.

Ученику необходимо из всего материала выбрать главное и отбросить второстепенное, с истолкованием незнакомых и непонятных слов. Ученик должен излагать материал простым, доступным языком.

Далее устанавливается последовательность выступления докладчиков, чтобы логически выстроить всю схему устройства компьютера.

Таким образом, школьники получают базовые теоретические знания. После этого переходим к практическому использованию знаний. Для этого каждый получает задание «Собрать компьютер для учебы». Здесь решающим вопросом будет стоимость, качество и правильно подобранные устройства, ведь бывают разные виды и модификации тех или иных устройств.

Учащиеся восьмых классов работали над мини-проектами «Новости профессии» и «Шифровальные устройства», где им предлагалось в произвольной форме изложить полученные знания.

Мини-проекты девятых классов:

«Древо моей семьи», где учащиеся показывают свои знания в MS Word;

«Портфолио», учащиеся работают в MS Power Point;

«Магазин», закрепление материала в MS Access;

«Сайт на выбранную тему», где они могут проявить свою индивидуальность.

В рабочей программе этих классов предусмотрено количество часов на проектную деятельность, в восьмом классе 2 часа, в девятом – 4.

За последние годы накопилось немало работ учащихся.

В своей практике не забываю и о исследовательской деятельности. Исследовательский метод обучения даёт возможность обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска; сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности; даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания; помогает развитию творческого мышления.

Учащиеся второй ступени (5-9 классы) работали над темой «Роль компьютерных игр в жизни школьника». Данная тема была выбрана учащимися восьмого класса не случайно. Оказалось, что многие из них постоянно играют в компьютерные игры, а некоторым это совершенно не интересно. Они подготовили анкеты, изучили время школьников за компьютером, предпочтения, и сколько времени они уделяют играм. Были произведены расчеты в электронных таблицах и визуализация полученных данных в виде графиков и диаграмм.

Когда же были готовы результаты, выяснилось, что учащиеся третей степени обучения (10-11 классы) больше времени проводят в социальных сетях, таким образом, появилась новая тема для исследования «Социальные сети и школьник», которую выполняли учащиеся десятого класса.

На этапе анализа проделанной работы, возник вопрос «А как влияют они на здоровье?». Исходя из этого, в этом учебном году будут произведены данные исследовательские работы.

Литература:

Брыкова О.В. Проектная деятельность на уроке с использованием информационных технологий. — Санкт-Петербург: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» — 2007

Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие./Под ред. Ю.П. Дубенского. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2005

Огарков А.А. Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении//под ред. д.п.н., проф. Л.А Коробейниковой — Вологда; Тотьма: ВРО ОДОО «МАН «Интеллект будущего», 2012

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп.— М.:АРКТИ, 2008.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации