12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евдакименко Ольга Юрьевна3897
Россия, Свердловская обл., Нижний Тагил
8

Народная глиняная игрушка



Народная глиняная игрушка

з класс

Цели:

  • Продолжить знакомство с народным творчеством (дымковская, филимоновская, каргопольская, и абашевская игрушки), познакомить с новыми способами выполнения некоторых деталей.
  • Развивать познавательный интерес, умение обобщать и сравнивать;
  • Развивать творческие способности;
  • Формировать самостоятельность, чувства взаимопомощи.

Формы работы: фронтальная индивидуальная.

Основные понятия: глиняная игрушка

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор; экран, презентация, выход в интернет.

Практическая значимость

После знакомства с видами глиняной игрушки была организована экскурсия в деревню Нижние Таволги близ Невьянска, которая известна благодаря производству керамических изделий. Здесь производят керамику из местных красных глин, отличающихся хорошим качеством. Учащиеся вместе с родителями познакомились со всем процессом изготовления керамических изделий, а также смогли попробовать себя в качестве гончара. (Приложение 1)


Здесь будет файл: /data/edu/files/f1461659644.pptx (презентация)

Ход урока:

I.Формулирование темы урока

Хотите отправиться в сказку

Про компьютер и яркие краски?

Глиняной игрушке

Урок мы посвятим,

Компьютерные технологии

С трудом мы соединим.

Учащиеся настраиваются на работу. На экране появляется тема урока.

(Презентация, Слайд 1)

II Введение нового материала.

Издавна многие города и сёла России славились изделиями своих  гончаров. Лепить из глины люди начали давным-давно. Сначала это были сосуды. Для прочности глиняные изделия сушили на солнце. Но огонь сделал посуду прочной, а красивой её делали руки и фантазия людей. Глиняная игрушка – это особый вид народного творчества. Её лепила повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмёт да и слепит что-нибудь эдакое, потехи ради. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом керамистов-игрушечников. Керамикой же называют обожженные изделия из глины. Это кувшины, вазы, тарелки, игрушки, фигурки людей, зверей, а также различные украшения.
В каждой местности игрушки имели свои особенности.

- Давайте подробнее узнаем об этих игрушках.

Учащиеся смотрят видеопрезентацию разработанного электронного урока на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo


II Актуализация знаний.

- Какая же сказка без испытаний?

Ответить на вопросы первое задание.

Учащиеся по описанию игрушек, местности, в которой их изготовляют, вспоминают и называют промысел. После этого на экране появляется фотография села, а затем изображение соответствующих игрушек.

Лошади и индюки,

Гуси, утки, петухи

И коза – водонос

Задают вам вопрос:

Как называется, ребятки,

Слобода на речке Вятке,

Что зимой и летом

В дым печной одета?

(Дымково)

На экране фотография с видом Дымкова.

(Презентация , Слайд 2)


Как игрушки те зовутся,

Что на Свистунью продаются?

(Дымковская игрушка)

На экране – изображение дымковской игрушки.

(Презентация , Слайды 3, 4)



Есть в Тульской области село.

В нем глиняное ремесло

Давным-давно появилось,

До наших дней сохранилось.

Кавалеры с барынями

Танцуют дружно парами

Лошади, медведи, хрюшки –

Забавные свистки игрушки.

Яркие полоски

Фигурки украшают.

Что это за промысел?

Кто первым отвечает?

(Филимоново)

На экране – фотография с видом Филимонова.

(Презентация , Слайд 5)


Отвечайте быстро дети,

Как зовут игрушки эти?

(Филимоновские игрушки)

На экране – изображение филимоновской игрушки.

(Презентация , Слайды 6, 7)


В Архангельской области есть городок,

Где в умелых руках грубой глины комок

Легко превратится в фигурки людей,

Былинных героев и диких зверей.

Мужик бородатый (он занят работой).

Крестьянка стирает белье (вся в заботах)

Собака, корова, олень и медведь.

Полкан-богатырь, птица Сирин, заметь,

Фигурки неярки, приземисты, крепки,

Узнали вы промысел этот, детки?

(Каргополь)

На экране фотография с видом Каргополя.

(Презентация , Слайды 8, 9)


Как игрушки те зовут,

В Каргополе что живут?

(Каргопольские игрушки)

На экране – изображение каргопольской игрушки.

(Презентация , Слайды 10, 11, 12)


Под Пензой есть село,

Свистульками из глины

Прославили оно.

Игрушки эти лепят

Так много-много лет.

И красят в синий , красный

Или в зеленый цвет.

Рога животных и копыта

Златом-серебром облиты.

Как называется село –

Известно вам уже давно.

(Абашаво)

На экране – фотография села Абашаева.

(Презентация , Слайд 13)


Как игрушки те зовут,

Что в Абашаеве живут?

(Абашаевские игрушки)

На экране – изображение абашаевской игрушки.

(Презентация , Слайд 14)



III Повторение особенностей глиняных игрушек разных промыслов.

- Испытание второе.

Нам компьютер приготовил

Описание игрушек,

Ты внимательно читай,

Название промысла

Сам определяй.

Учащиеся выполняют второе задание «Think» из интерактивного урока на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#review

Задание содержит описание в стихотворной форме основных особенностей игрушки и названия четырех промыслов. Необходимо прочитать задание и вписать ответ в пустое окно.

1.Какие так расписаны игрушки?

На одеждах барынь и на зверушках –

Точки, ягодки, кружки,

Волнистые линии и завитки.

 
 

2.Гусиное перо – не кисть!-

Художники возьмут,

Елочки, полоски

На игрушки нанесут.

Необычные цветы

Соединят в орнамент,

«Звездочки» и «солнышки»

На юбках засверкают.

Символы земли и солнца –

Треугольники и круг –

Сплетут в узорные соцветия.

В какой игрушке мы найдем

Особенности эти?

3.Круги и линии, двулистники-мазки,

Солнце, ромбы и цветки

Весело в узор ложатся,

Чтобы в нем переплетаться

«Елочка» и «колосок»

Украсят юбку или стог.

 
 

4.Затейливых узоров на игрушках нет.

Отдельные детали имеют особый цвет.

Их серебром или золотом покрывают.

Как промысел этот называется?

IV Анализ образца

– Посмотрите внимательно на образец нашей игрушки.

Показ образца.

(Презентация , Слайд 15)

Какой материал будем использовать для изготовления игрушки?
– Какими свойствами обладает пластилин в отличие от глины?
– Из каких деталей состоит игрушка? (Голова, туловище, лапы, хвост) 
– Каким способом изготавливают игрушки?

(Из раскатанного пласта, вытягиванием из целого куска, скатыванием)

 

V Планирование работы

А. Лепка туловища путем раскатывания пласта.
Б. Из куска пластилина вытягиванием лепим голову собачки.
В. Лепим лапы и хвост скатыванием.
Г. Соединяем все детали игрушки.

4. Правила безопасной работы

Повторение санитарно-гигиенических правил.

 

VI Практическая работа

Овладение приёмом работы (по инструкционной карте).

(Презентация , Слайд 16)

Туловище

– Для лепки туловища потребуется кусок пластилина лепёшкой имеющий форму полукруга, из которого затем сворачивают конус.

Вылепите из пластилина пласт.

Пластиковой крышкой отмерим 3 раза её высоту. Чтобы определить размер полукруга.

Сворачиваем полукруг в конус.

Лапы и хвост

– Для лепки лап и хвоста потребуется 1 кусок пластилина. Делим его на две части: хвост и лапы. Кусок пластилина для лап делим ещё на две половины (2 лапы).

Заготовка остальных деталей

Обратить внимание на наличие ушей.

2. Сборка изделия.

Соединять детали можно по-своему. Голова собаки может смотреть вверх, можно спрятать голову под хвост и т.д.

 

VII. Итог урока

Демонстрация готового изделия

– Оформлять и раскрашивать игрушку мы будем на уроке рисования. Сейчас подпишите свою игрушку, и мы устроим выставку ваших работ.

Рефлексия

- С какими центрами народной глиняной игрушки познакомились на уроке?

- Сумеете теперь отличить дымковскую и абашевскую, филимоновскую игрушку друг от друга? По каким признакам?

- Какую игрушку мы сегодня лепили?

- Понравился ли вам урок?

Учащиеся отвечают на эти вопросы в интерактивном уроке в разделе «Discussion» на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#discussion

 

Оценивание работ:

Критерии:

Правильность выполнения работы согласно полученному заданию и инструкции.

Творческий подход к выполнению изделия.

Организация рабочего места.

Время, затраченное на изготовление изделия.

Оценивание:

«5» – когда выполнены все критерии;
«4» – с учётом тех же требований, но допускаются исправления и недочёты в работе;
«3» – если работа выполнена неаккуратно, но без нарушения конструкции изделия.

 

VIII. Домашнее задание.

1)Познакомится с изделиями «Гжель» и «Калининская игрушка» в интерактивном уроке в разделе «Dig Deeper» на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#digdeeper

2)Узнать практическое назначение изделия, которое выполняли на уроке в интерактивном уроке в разделе «And Finally» на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#finally



(Презентация , Слайд 17)

 

Приложение 1

   
   
   
Опубликовано


Комментарии (1)

Сорокина Алевтина Петровна, 16.01.18 в 18:40 0Ответить Пожаловаться
Спасибо.Творческий учитель способен увлечь за собой детей. Успехов вам в вашей работе
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.