Разработка урока для начальной школы «Народная глиняная игрушка»
Пояснительная записка к презентации
Народная глиняная игрушка
з класс
Цели:
- Продолжить знакомство с народным творчеством (дымковская, филимоновская, каргопольская, и абашевская игрушки), познакомить с новыми способами выполнения некоторых деталей.
- Развивать познавательный интерес, умение обобщать и сравнивать;
- Развивать творческие способности;
- Формировать самостоятельность, чувства взаимопомощи.
Формы работы: фронтальная индивидуальная.
Основные понятия: глиняная игрушка
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор; экран, презентация, выход в интернет.
Практическая значимость
После знакомства с видами глиняной игрушки была организована экскурсия в деревню Нижние Таволги близ Невьянска, которая известна благодаря производству керамических изделий. Здесь производят керамику из местных красных глин, отличающихся хорошим качеством. Учащиеся вместе с родителями познакомились со всем процессом изготовления керамических изделий, а также смогли попробовать себя в качестве гончара. (Приложение 1)
Здесь будет файл: /data/edu/files/f1461659644.pptx (презентация)
Ход урока:
I.Формулирование темы урока
Хотите отправиться в сказку
Про компьютер и яркие краски?
Глиняной игрушке
Урок мы посвятим,
Компьютерные технологии
С трудом мы соединим.
Учащиеся настраиваются на работу. На экране появляется тема урока.
(Презентация, Слайд 1)
II Введение нового материала.
Издавна многие города и сёла России славились изделиями своих гончаров. Лепить из глины люди начали давным-давно. Сначала это были сосуды. Для прочности глиняные изделия сушили на солнце. Но огонь сделал посуду прочной, а красивой её делали руки и фантазия людей. Глиняная игрушка – это особый вид народного творчества. Её лепила повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмёт да и слепит что-нибудь эдакое, потехи ради. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом керамистов-игрушечников. Керамикой же называют обожженные изделия из глины. Это кувшины, вазы, тарелки, игрушки, фигурки людей, зверей, а также различные украшения.
В каждой местности игрушки имели свои особенности.
- Давайте подробнее узнаем об этих игрушках.
Учащиеся смотрят видеопрезентацию разработанного электронного урока на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo
II Актуализация знаний.
- Какая же сказка без испытаний?
Ответить на вопросы первое задание.
Учащиеся по описанию игрушек, местности, в которой их изготовляют, вспоминают и называют промысел. После этого на экране появляется фотография села, а затем изображение соответствующих игрушек.
Лошади и индюки, Гуси, утки, петухи И коза – водонос Задают вам вопрос: Как называется, ребятки, Слобода на речке Вятке, Что зимой и летом В дым печной одета? (Дымково) |
|
На экране фотография с видом Дымкова.
(Презентация , Слайд 2)
Как игрушки те зовутся, Что на Свистунью продаются? (Дымковская игрушка) |
|
На экране – изображение дымковской игрушки.
(Презентация , Слайды 3, 4)
Есть в Тульской области село. В нем глиняное ремесло Давным-давно появилось, До наших дней сохранилось. Кавалеры с барынями Танцуют дружно парами Лошади, медведи, хрюшки – Забавные свистки игрушки. Яркие полоски Фигурки украшают. Что это за промысел? Кто первым отвечает? (Филимоново) |
|
На экране – фотография с видом Филимонова.
(Презентация , Слайд 5)
Отвечайте быстро дети, Как зовут игрушки эти? (Филимоновские игрушки) |
|
На экране – изображение филимоновской игрушки.
(Презентация , Слайды 6, 7)
В Архангельской области есть городок, Где в умелых руках грубой глины комок Легко превратится в фигурки людей, Былинных героев и диких зверей. Мужик бородатый (он занят работой). Крестьянка стирает белье (вся в заботах) Собака, корова, олень и медведь. Полкан-богатырь, птица Сирин, заметь, Фигурки неярки, приземисты, крепки, Узнали вы промысел этот, детки? (Каргополь) |
|
На экране фотография с видом Каргополя.
(Презентация , Слайды 8, 9)
Как игрушки те зовут, В Каргополе что живут? (Каргопольские игрушки) |
|
На экране – изображение каргопольской игрушки.
(Презентация , Слайды 10, 11, 12)
Под Пензой есть село, Свистульками из глины Прославили оно. Игрушки эти лепят Так много-много лет. И красят в синий , красный Или в зеленый цвет. Рога животных и копыта Златом-серебром облиты. Как называется село – Известно вам уже давно. (Абашаво) |
|
На экране – фотография села Абашаева.
(Презентация , Слайд 13)
Как игрушки те зовут, Что в Абашаеве живут? (Абашаевские игрушки) |
|
На экране – изображение абашаевской игрушки.
(Презентация , Слайд 14)
III Повторение особенностей глиняных игрушек разных промыслов.
- Испытание второе.
Нам компьютер приготовил
Описание игрушек,
Ты внимательно читай,
Название промысла
Сам определяй.
Учащиеся выполняют второе задание «Think» из интерактивного урока на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#review
Задание содержит описание в стихотворной форме основных особенностей игрушки и названия четырех промыслов. Необходимо прочитать задание и вписать ответ в пустое окно.
1.Какие так расписаны игрушки? На одеждах барынь и на зверушках – Точки, ягодки, кружки, Волнистые линии и завитки. |
|
2.Гусиное перо – не кисть!- Художники возьмут, Елочки, полоски На игрушки нанесут. Необычные цветы Соединят в орнамент, «Звездочки» и «солнышки» На юбках засверкают. Символы земли и солнца – Треугольники и круг – Сплетут в узорные соцветия. В какой игрушке мы найдем Особенности эти? |
|
3.Круги и линии, двулистники-мазки, Солнце, ромбы и цветки Весело в узор ложатся, Чтобы в нем переплетаться «Елочка» и «колосок» Украсят юбку или стог. |
|
4.Затейливых узоров на игрушках нет. Отдельные детали имеют особый цвет. Их серебром или золотом покрывают. Как промысел этот называется? |
IV Анализ образца
– Посмотрите внимательно на образец нашей игрушки.
Показ образца.
(Презентация , Слайд 15)
– Какой материал будем использовать для изготовления игрушки?
– Какими свойствами обладает пластилин в отличие от глины?
– Из каких деталей состоит игрушка? (Голова, туловище, лапы, хвост)
– Каким способом изготавливают игрушки?
(Из раскатанного пласта, вытягиванием из целого куска, скатыванием)
V Планирование работы
А. Лепка туловища путем раскатывания пласта.
Б. Из куска пластилина вытягиванием лепим голову собачки.
В. Лепим лапы и хвост скатыванием.
Г. Соединяем все детали игрушки.
4. Правила безопасной работы
Повторение санитарно-гигиенических правил.
VI Практическая работа
Овладение приёмом работы (по инструкционной карте).
(Презентация , Слайд 16)
Туловище
– Для лепки туловища потребуется кусок пластилина лепёшкой имеющий форму полукруга, из которого затем сворачивают конус.
Вылепите из пластилина пласт.
Пластиковой крышкой отмерим 3 раза её высоту. Чтобы определить размер полукруга.
Сворачиваем полукруг в конус.
Лапы и хвост
– Для лепки лап и хвоста потребуется 1 кусок пластилина. Делим его на две части: хвост и лапы. Кусок пластилина для лап делим ещё на две половины (2 лапы).
Заготовка остальных деталей
Обратить внимание на наличие ушей.
2. Сборка изделия.
Соединять детали можно по-своему. Голова собаки может смотреть вверх, можно спрятать голову под хвост и т.д.
VII. Итог урока
Демонстрация готового изделия
– Оформлять и раскрашивать игрушку мы будем на уроке рисования. Сейчас подпишите свою игрушку, и мы устроим выставку ваших работ.
Рефлексия
- С какими центрами народной глиняной игрушки познакомились на уроке?
- Сумеете теперь отличить дымковскую и абашевскую, филимоновскую игрушку друг от друга? По каким признакам?
- Какую игрушку мы сегодня лепили?
- Понравился ли вам урок?
Учащиеся отвечают на эти вопросы в интерактивном уроке в разделе «Discussion» на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#discussion
Оценивание работ:
Критерии:
Правильность выполнения работы согласно полученному заданию и инструкции.
Творческий подход к выполнению изделия.
Организация рабочего места.
Время, затраченное на изготовление изделия.
Оценивание:
«5» – когда выполнены все критерии;
«4» – с учётом тех же требований, но допускаются исправления и недочёты в работе;
«3» – если работа выполнена неаккуратно, но без нарушения конструкции изделия.
VIII. Домашнее задание.
1)Познакомится с изделиями «Гжель» и «Калининская игрушка» в интерактивном уроке в разделе «Dig Deeper» на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#digdeeper
2)Узнать практическое назначение изделия, которое выполняли на уроке в интерактивном уроке в разделе «And Finally» на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#finally
(Презентация , Слайд 17)
Приложение 1
|
|
|
|
|
|
Сорокина Алевтина Петровна