Народная музыка Армении в творчестве Арно Бабаджаняна
Верхнесалдинский городской округ
Городской конкурс публичной защиты
исследовательских работ и проектов обучающихся 2-6 классов
«Волшебный мир детства»
Народная музыка Армении в творчестве
Арно Бабаджаняна
Автор работы:
Бабкин Александр Артемович
МБОУ «СОШ № 1», 3 Б класс
Руководители:
Сенчева Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов,
Бабкина Ольга Владимировна,
родитель
г. Верхняя Салда
2025 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………..…………...3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Жизнь и творчество Арно Бабаджаняна..……………….…………………5
1.2. Армянская народная музыка.……………………………………………….7
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2. 1. Анализ музыкального произведения «Танец» …………………………...9
2. 2. Анализ результатов анкетирования учащихся 3 Б класса.. …………….12
2. 3. Изготовление книжки о народной музыке Армении в творчестве Арно Бабаджаняна» ……………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………….……………..15
Список литературы…………………………………………….……………….16
Приложение…………………………………………………….…………….....17
Введение
Арно Бабаджанян – великий армянский композитор 20 века. Современники называли его «композитором света и радости». Он умел радоваться жизни и делиться радостью с людьми. Он устраивал праздники и приглашал на них всех желающих. В его произведениях жила его душа - ликующая, тоскующая, но бесконечно добрая. Его музыка излучала необыкновенный свет, а источником этого света была его родина, любимая Армения.
С музыкой Арно Бабаджаняна я познакомился не так давно, в классе ансамбля оркестровых инструментов. «Танец» Арно Бабаджаняна - это произведение конкурсной программы, которую я буду исполнять в этом году. «Почему Арно Бабаджаняна называют «сыном Армении»? Как армянская народная музыка повлияла на творчество композитора»? Для того чтобы правильно передать образы «Танца» и стиль Арно Бабаджаняна, я решил все узнать об этой музыке.
Актуальность. Рассказывая о творчестве Арно Бабаджаняна, я постарался вызвать интерес слушателей к музыке современных композиторов 20 века, а также познакомить с народной музыкой Армении.
Гипотеза: армянская народная музыка в творчестве Арно Бабаджаняна используется для популяризации и развития музыкальной культуры.
Цель: определение особенности армянской народной музыки и её выразительное значение в творчестве Арно Бабаджаняна на примере музыкального произведения «Танец».
Объект: музыкальное произведение А. Бабаджаняна «Танец».
Предмет: связь народной музыки с историей и жизнью армянского народа.
Задачи:
узнать историю армянской народной музыки и ее особенности;
познакомиться с биографией жизни композитора Арно Бабаджаняна,
проанализировать музыкальное произведение «Танец»,
познакомить учащихся нашей школы с музыкальным произведением «Танец»,
создать книжку о народной музыки Армении в творчестве Арно Бабаджаняна.
Методы исследования:
эмпирическое исследование (изучение литературы, музыкальных примеров, источников интернета);
провести социологическое исследование;
анализ и обобщение информации.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Жизнь и творчество Арно Бабаджаняна
Изучая биографию Арно Бабаджаняна, я обратил внимание на особые «знаковые» моменты в жизни композитора, которые повлияли на его творчество, привили любовь к народной армянской музыке.
Арно родился в 1921 году в Ереване, в интеллигентной семье. Его мама Арцвик Иосифовна была учительницей русского языка и литературы, а папа Арутюн Яковлевич преподавал математику. В доме часто звучала армянская музыка, а отец семейства любил импровизировать на армянских народных инструментах. Арно с детства отличался блестящими способностями. Уже в 3 (три) года он играл на домашней фисгармонии, а на губной гармошке выразительно исполнял любимые народные мелодии.
Вскоре в жизни мальчика произошла встреча, которая и определила его дальнейшую судьбу. Сам композитор вспоминал: «в детский сад пришел какой-то дядя, он заставил нас петь, проверял слух. Я тоже пел, выстукивал ритмы. Дядя послушал, потом сказал, что меня нужно обязательно учить музыке. Много позже я узнал, что этим «дядей» был композитор Арам Ильич Хачатурян». Арам Ильич стал не только другом и наставником будущего композитора, но и воспитал в нем любовь к армянским напевам.
Арно часто вспоминал, с каким восхищением Хачатурян говорил о песнях маэстро Саят-Новы: «Какая гениальная мелодия, а! Вообще как такую мелодию сочиняют?». Своему учителю Арно посвятил «Элегию», где слышится напев Саят-Новы.
Народная армянская музыка окружала Арно Бабаджаняна и в стенах Ереванской консерватории, где учился композитор, а затем уже преподавал.
Изучая литературу, я с удивлением узнал, что в 20 веке существовала «Могучая кучка» армянских композиторов! Руководителями армянской «Могучей кучки» были Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович, а ее состав - это армянские композиторы, закончившие курсы Армянской культурной студии Московской консерватории Александр Арутюнян, Эдвард Мирзоян, Лазарь Сарьян и Адам Худоян и … Арно Бабаджанян. Что объединяло этих творческих людей? Конечно, это общие взгляды на искусство, уважение к своим наставникам и огромная любовь к музыке своего народа.
Когда композитор сочиняет произведение, он старается, чтобы его музыка понравилась слушателю, надолго осталась в памяти. Я думаю, что Арно Бабаджаняну не нужно было беспокоиться по этому поводу. Его произведения сами по себе яркие и самобытные. Я проследил истоки творчества и сделал вывод, что успех его музыки - в мастерстве композитора, который в своем стиле умело соединил классическую музыку, современные композиторские техники и народную музыку Армении.
Прекрасная страна Армения… Она всегда жила в сердце Бабаджаняна, звучала в каждой ноте его произведений. Композитору часто задавали вопрос: «Где же вы все-таки живете — в Ереване или в Москве?», а он отвечал: «Я живу в Ереване. А в Москве только проживаю». И это было, действительно так. Композитор всегда стремился возвратиться на родину. Он с восхищением говорил: «Хоть раз в жизни нужно позволить себе утонуть в зелени лорийских гор, увидеть эти храмы, зарядиться армянским солнцем, прогуляться по вечернему Еревану…». Композитор очень любил свой народ, хорошо знал его и традиции, армянскую народную музыку. В этой горячей и нежной любви – истоки его творчества и вдохновения.
Армянская народная музыка
Армянская народная музыка возникла в глубокой древности, около трёх тысяч лет назад, в XX—XVIII веках до нашей эры. Я познакомился с историей музыки Армении и узнал о творчестве первых армянских музыкантов. Это были певцы- сказители. В народе их уважительно называли «випасаны». Они исполняли эпические поэмы древней Армении и свое искусство передали следующему поколению музыкантов – «гусанам». Интересный факт, оказывается сначала «гусанами» называли служителей в храме бога Гисанэ, и только потом так стали называть народных музыкантов. В горах и на равнинах древней Армении они исполняли мелодии обрядовых, календарных, трудовых, застольных, лирических, игровых песен. Особое место в армянской народной музыке занимали крестьянские песни (пахотные «оровелы»), а также песни скитальцев («пандухтов»), которые относятся к жанру «антуни». Мелодии этих песен рассказывали о тяжелой жизни простых армян. Они звучали грустно, но так напряженно и пронзительно!
Песня лилась над землей Армении, а история армянской музыки продолжалась. С конца XVII века развивалось армянское искусство ашугов. Ашуги также сочиняли стихи и создавали на них свои напевы. Напевы ашугов передавались устно и лишь со второй половины XIX века записаны нотами. Чем отличались мелодии ашугов? Знатоки музыки отмечают, что в мелодиях их песен было больше чувств, чем крестьянских и городских, и они были более продолжительны. Выдающимися армянскими ашугами XVII-XVIII веков- Нагаш Овнатан, Багдасар Дпир (он же автор тагов), Саят- Нова (Арутюн Саядян); XIX-XX вв.- Ширин (Ованес Карапетян), Дживани (Сероб Бектоян- Левонян), Шерам (Григор Талян).
Когда слушаешь эти мелодии, то погружаешься в особый музыкальный мир, незнакомый, но завораживающий. Как же создавался этот неповторимый колорит армянских напевов? Я познакомился с особенностями армянской народной музыки и хочу выделить основные черты:
Лад. Я узнал о том, что кроме тональных ладов раньше существовали диатонические или лады народной музыки. Они звучали, как мажор и минор, но с высокими или низкими ступенями. Эти лады - основа армянских мелодий. Исследователи музыки даже находили мелодии, которые состояли из цепочки тетрахордов нескольких ладов (фригийского и миксолидийского). Как же развивалась мелодия в таких ладах? В армянской песне обычно один мотив, и он постоянно изменялся, варьировался. Можно сказать, что из него, как из зернышка, вырастала вся мелодия.
Метроритм. Свободу и импровизационный характер народным мелодиям придает переменный размер и сложные синкопы.
Фактура. Изначально армянская народная музыка была одноголосной. Но в ней можно было услышать и признак многолосия – это голос, который сопровождает мелодию в виде тянущихся нот.
Какой еще секрет нам должна открыть музыка Армении? Конечно же, это неповторимые тембры армянских народных инструментов. Я хочу представить некоторые из них.
Дудук – это духовой музыкальный инструмент, который считается символом Армении. В 2005 году музыка армянского дудука была признана ЮНЕСКО шедевром культурного наследия человечества. Дудук очаровывает тёплым, приглушённым звуком, мягким и бархатистым тембром.
Дхол – это ударный музыкальный инструмент, двусторонний барабан. Он похож на цилиндр с двумя мембранами.
Бамбир или кемани — это смычковый музыкальный инструмент. Он имеет 4 струны, настраивается на кварту или квинту. Играют на нем сидя, держат инструмент между коленями. Искусство игры на этих инструментах передается из поколения в поколение и в наши дни у нас есть возможность восхищаться игрой музыкантов.
Мотивами народных мелодий буквально «пропитаны» многие произведения Арно Бабаджаняна. Не случайно, известные музыканты с уважением говорили: «Бабаджанян – сын Армении» Я хочу доказать это утверждение и найти признаки армянской музыки в «Танце» композитора.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2. 1. Анализ музыкального произведения «Танец»
В моем представлении - это картина народного праздника, где можно услышать народную армянскую музыку, импровизации музыкальных инструментов. Мелодии армянских песен льются легко, свободно по бескрайним равнинам Армении.
Но Арно Бабаджанян по-своему организовал музыку «Танца» и придал произведению строгую форму - трехчастную репризную. (Приложение 1)
Начинается «Танец» с фортепианного вступления. Оно звучит ярко, громко, призывно, как приглашение на праздник: «Люди, не проходите мимо! Заходите к нам в круг!» Мелодия подражает речи зазывалы: повторяется на одном звуке, смело делает скачок на октаву. Вступление звучит всего два такта, но в нем композитор закладывает основу всего произведения: это быстрый темп, ритм в размере 6/8, и, конечно, лад. Определение лада было для меня самым сложным. Я собрал звукоряд и получил тональность ре минор, но c VI высокой, II низкой, как будто композитор смешал дорийский, фригийский лад и добавил еще увеличенную секунду! Лад получился сложный, но какое неповторимое звучание восточной музыки!
И вот вступает виолончель и начинается первая часть. Композитор знакомит нас с мелодией «Танца». Очень часто в основе танцевальной мелодии лежит мелодия народной песни. Изучая армянский фольклор, я познакомился с песней «Эй, Нарэ, Нарэ», которая рассказывает о любви юноши к прекрасной девушке по имени Нарэ. Напевная, грустная, по- восточному изящная мелодия. Мне показалось, что она очень похожа на мелодию моего произведения. Я сравнил нотный текст: одинаковый размер, ритм, и даже звучат они на одной высоте. У них похожее движение мелодии по тетрахорду «ре-ми-фа-соль», опевание 4 ступени, которое создает переменность тоник «ре» и «соль». Хочу предположить, что песню «Эй, Нарэ, Нарэ» хорошо знал Арно Бабаджанян, и она вдохновила его на создание мелодии «Танца».
Интересно, что в мелодии «Танца» нет повышенных и пониженных ступеней диатонических ладов. Где же народный колорит? Оказывается, эти ступени звучат в аккордах аккомпанемента. Фортепианная партия – это настоящее украшение мелодии произведения. Она не только передает красоту восточного лада, но поддерживает танцевальный ритм, и создает огромное музыкальное пространство (скачки октав).
Первая часть – это период 16 тактов из двух повторных предложений. Второе предложение, по сравнению с первым, звучит более тихо. Нежное и ласковое настроение создает хроматический мотив в фортепианной партии.
А праздник продолжается! В первом периоде средней части своим танцевальным мастерством хотят похвастаться мужчины. Музыка звучит мужественно и решительно на «forte». Изменяется и рисунок мелодии: она начинается с призывного мотива: восходящего скачка на чистую кварту, который подчеркивает синкопа. Зажигательный танец поддерживает и фортепианная партия, в которой аккорды буквально разлетаются по всем регистрам.
И музыка снова изменяется, нас ждет следующая картина: во втором периоде танцевать выходят девушки. Их танец легкий и изящный. Основа его мелодии – это начальный мотив песни 1 части, который композитор развивает с помощью варьирования и секвенции.
Третья часть - это реприза. Вновь возвращается тема песни первой части. Но в первом предложении композитор показывает ее в новом облике. Теперь она летит легко и свободно, как будто эхо в горах поет ее мотив. Мелодия звучит у колокольчика в верхнем регистре в октавном удвоении, а в аккомпанементе мы слышим легкое пиццикато виолончели. Как же завершить танец? Нужно вспомнить, с чего он начинался! А начинался он с мелодии прекрасной песни. Точно также она звучит и в конце танца, во 2 предложении, придавая музыке всего произведения цельность и завершенность. Легкое глиссандо в последних тактах напоминает дуновение ветерка, а может образ прекрасной девушки Нарэ?
«Танец» мы можем назвать ярким примером стиля композитора, где проявляются черты армянской народной музыки:
- контраст ярких образов, как смена картин народного праздника;
- сложный диатонический лад, переменность тоник;
- извилистый рисунок мелодии, опевания;
- вариационное развитие;
- ритм армянского танца;
- подражание народным инструментам:
кемани (виолончель), дхол (ударные инструменты).
2. 2. Анализ результатов анкетирования учащихся
Изучив литературу, прочитав информацию по данному вопросу мне стало интересно, а что знают ученики моего класса об армянской народной музыке и о творчестве композитора Арно Бабаджаняна.
Я провел опрос среди учащихся моего класса. И понял, что ученики моего класса совсем ничего не знают об армянской народной музыке и о творчестве композитора Арно Бабаджаняна. (Приложение 2)
Я решил рассказать об армянской народной музыке и о творчестве композитора Арно Бабаджаняна и узнать, что запомнили ученики моего класса из моего выступления. (Приложение 3)
Всего в данном исследовании приняло участие 30 учеников. У меня получились следующие результаты. (Приложение 4)
Вопрос 1. Когда возникла армянская музыка?
Согласно результатам анкеты, 63 %, 19 учеников из 30 ответили, что армянская музыка появилась в XX веке до нашей эры, 11 учеников, 37 % затрудняются ответить на этот вопрос.
Вопрос 2. Как называли первых певцов сказителей в армянской музыке?
Из 30 учеников - 14 ученик, а это 47 % ответили, что это випасаны,
16 учеников, 53 % ответили - гусаны.
Вопрос 3. Какие музыкальные инструменты относятся к армянским?
57 %, 17 учеников из 30 учеников ответили дудук, дхол, бамбир.
13 учеников, 43 % затрудняются ответить на этот вопрос.
Вопрос 4. Страна, в которой родился Арно Бабаджанян?
30 человек, 100% ответили, Армения.
Проанализировав ответы ребят, можно сделать вывод, что ребята неплохо запомнили информацию об армянской музыке и творчестве Арно Бабаджаняна.
2. 3. Книжка о народной музыке Армении в творчестве
Арно Бабаджаняна
Изучив всю информацию мы сделали книжку о народной музыке Армении в творчестве Арно Бабаджаняна. Она выполнена в формате А 4, в цветном варианте. Любой желающий может познакомиться с народной музыкой Армении и с творчеством Арно Бабаджаняна на примере музыкального произведения «Танец».
Еще в юности Арно Бабаджанян получил творческое напутствие от своего друга и учителя Арама Хачатуряна: «Ребята, любите свою народную музыку! Всегда пользуйтесь этим, это сделает вас непохожими на других. Если у Вас есть еще талант, тогда Вы станете самобытными». Эти слова композитор пронес через всю свою жизнь! И он действительно стал самобытным музыкантом, который посвятил свое творчество родной Армении. И Родина своего сына помнит и любит. В Ереване ему установлен интересный памятник, его именем названа улица и концертный зал. В его честь проходят фестивали и конкурсы. Сын Араик организовал фонд памяти Арно Бабаджаняна, который поддерживает творчество молодых музыкантов. Но лучшая память о композиторе - это его музыка, которая звучит и покоряет сердца слушателей мотивами родной Армении.
Наше работа подтвердила тот факт, что мало кто знаком с народным музыкальным творчеством Армении, а многие никогда и не слышали о таком композиторе, как Арно Бабаджанян.
Данная работа необходима для дальнейшего изучения народной музыки Армении, творчества Арно Бабаджаняна и для развития музыкальной культуры.
Список литературы
Советская музыкальная литература: Учебное пособие для учащихся музыкальных училищ. Вып. 2 / сост. Е. А. Бокщанина. - 3-е изд. - М.: Музыка, 1986
Тероганян, М. И. Арно Бабаджанян: монография / М. И. Тероганян. - М.: Композитор, 2001.
Электронные ресурсы
https://infopedia.su/17xd263.html
https://oaji.net/articles/2014/774-1415863741.pdf
https://www.kuban-arm.ru/smi/2592/
https://zavtra.ru/blogs/babadzhanyan /
Приложение 1
Фортепианное вступление Оно звучит призывно, как приглашение на праздник: «Люди, заходите к нам в круг!» Мелодия повторяется на одном звуке и смело делает скачок на октаву. Вступление, в нем основа произведения: это быстрый темп, ритм и, конечно, лад. Лад получился сложный, но звучание восточной музыки неповторимое! | ||
Части | Музыкальные термины | |
Первая часть | Движение мелодии по тетрахорду «ре-ми-фа-соль», опевание 4 ступени, которое создает переменность тоник «ре» и «соль». | Танцевальная мелодия заимствуется из песни «Эй, Нарэ, Нарэ», рассказывает о любви юноши к прекрасной девушке по имени Нарэ. Напевная, и такая грустная мелодия. |
Вторая часть | Звучит мужественно и решительно на «forte». Изменяется и рисунок мелодии: она начинается с призывного мотива: восходящего скачка на чистую кварту, который подчеркивает синкопа. | Своим танцевальным мастерством хотят похвастаться мужчины. Музыка звучит мужественно и решительно. Мелодия начинается с призывного мотива. Музыка изменяется, нас ждет следующая картина: во втором периоде средней части танцевать выходят девушки. Их танец легкий и изящный. |
Третья часть | Мелодия звучит как у колокольчика в верхнем регистре в октавном удвоении, а в аккомпанементе мы слышим легкое пиццикато виолончели. | Звучит легко, как будто эхо в горах. Мелодия звучит как колокольчик. В последних тактах напоминает дуновение ветерка, а может образ прекрасной девушки Нарэ. |
Приложение 2
Анкета
1. Когда возникла армянская музыка?
А) В XX веке до нашей эры.
Б) В XVIII- XX веке нашей эры.
В) В XXI веке.
2. Как называли первых певцов сказителей в армянской музыке?
А) Випасаны.
Б) Гусаны.
В) Гусляры.
3. Какие музыкальные инструменты относятся к армянским?
А) Флейта, барабан, бубен.
Б) Дудук, дхол, бамбир.
В) Гусли, рожок, баян.
Вопрос 4. Страна в которой родился Арно Бабаджанян?
А) Армения.
Б) Россия.
В) Казахстан.
Приложение 3
Фото исполнения музыкального произведения «Танец»
Приложение 4
Результаты анкетирования в диаграммах
22