12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Парфентьева Наталья Владимировна721
Россия, Еврейская АО, Биробиджан
 

Пояснительная записка

Привить детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам – это не только эстетическое, но и прежде всего идейно – нравственная задача современного образования и культуры.

В современной системе образования решение вопросов, связанных с изучением и освоением основ народного творчества, особенно актуально, т.к. поможет обществу вернуть утраченную историческую память, восстановить складывавшуюся веками систему духовных ценностей, существенно повлиять на формирование личности обучающегося и его социальную адаптацию.

Одним из важнейших средств приобщения обучающихся к духовным ценностям является народное творчество, которое помогает им познать сердцем родной народ, стать наследниками национальных культурных традиций.

Активно внедряются в педагогическую практику программы и методики по народному творчеству. Учебная программа «Народное художественное творчество», составлена на основе программ: «Уроки фольклора» Зайцевой Е.А.

Курс «Народное художественное творчество» является частью сквозной системы эстетического воспитания обучающихся средствами музыкального фольклора. Раннее народное творчество фигурировало фрагментарно в ряде дисциплин, таких как народно – хоровое пение, изобразительное искусство, хореография и др. Однако, будучи явлением синкретическим, фольклор может и должен преподаваться как единый самостоятельный предмет. Слово, музыка, живопись, театр, декоративно – прикладное искусство и этнография в народном творчестве настолько переплетены, что требуют всестороннего, универсального подхода к нему.

Изучая народное творчество обучающиеся открывают для себя богатство национальной духовной культуры, а это имеет большое значение в нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании.

На занятиях обучающиеся учатся не только петь народные песни, водить хороводы, ориентироваться в народных праздниках, обычаях и приметах, но и развиваются творчески, овладевают игрой на простейших народных музыкальных инструментах, осваивают теоретические сведения, а также знакомятся с народными художественными промыслами, особенностями русского костюма, встречаются с народными исполнителями.

Развитие традиций и пропаганда народно – певческого искусства как в русле сохранения традиционных форм его бытования, так и создание концертных сценических форм воплощения фольклора возможно лишь на основе знания этих традиций, овладения музыкально – поэтическим языком фольклора. Цель программы: «Народное художественное творчество» - формирование духовного уровня обучающихся средствами народного искусства.

Задачи программы:

- Привить интерес к народному творчеству

- Развить воображение, творческие способности, потребность общаться с искусством.

- Выработка у обучающихся системных представлений о русском музыкальном фольклоре, как специфическом виде искусства и об основных жанрах русского песенного фольклора в русле истории, современного состояния и разнообразия традиций.

- Развитие у обучающихся этического вкуса, расширение кругозора.

- Обогащение слухового опыта активным усвоением произведений разных жанров на основе лучших образцов музыкального фольклора.

Занятия по народному творчеству занимают особое место в учебном процессе т.к. органично связаны с народно – хоровым пением, сольным пением и режиссурой народных песен.

Занятия не должны носить обособленный характер, они не должны быть оторваны от современной жизни. В конечном счете освоение разнообразных музыкальных стилей, жанров, направлений будет базироваться на здоровых музыкально – фольклорных представлениях, знаниях, навыках, что обеспечит правильную ценностную ориентацию обучающихся в огромном потоке музыкальной информации.

Основным стержнем является освоение музыкально – поэтического песенного фольклора и рассматривается, как исторически развивающаяся система.

Новизна программы состоит в том, что она позволяет охватить русский фольклор как целостное явление, не только не утратившее в настоящее время своей первозданности и животворящей силы, но и занимающее все более значимое место в системе обучения и воспитания обучающихся.

Программа рассчитана на 2 года обучения (152 часа – 2 года обучения; 1 час в неделю; 76 часов в год) Занятия по данной программе проводятся с двумя группами.

Основные принципы построения программы:

- принцип тематизма, последовательное развитие определенных тем;

- принцип связи с жизнью, а значит, народное творчество рассматривается как искусство живое, рожденное жизнью и наразрывно связанное с ней.

Программа включает в себя календарно - тематический план, содержание предмета по темам. В содержательную часть занятия вводятся сведения о традиционной народной обрядово - праздничной культуре, народном костюме, жанровой классификации фольклора, истории культуры русского народа

В качестве итоговых занятий можно подготовить и провести традиционные календарные праздники, чаепития с концертной программой В итоге обучения по программе «Народное художественное творчество» у обучающихся должен быть заложен фундамент для дальнейшего освоения духовной культуры своего народа.

Тематический план к программе дополнительного образования

«Народное творчество»

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Общее число

Теория

Практика

 

Первый год обучения

     

1.1

1.2.

1.3.

Раздел 1. Введение.

Фольклор, как область науки.

Признаки фольклора, художественное значение.

Жанровая классификация.

1

1

1

1

1

1

 

2.1.

Раздел 2. Календарные обряды.

Основные позиции традиционного календаря:

а) народный календарь, как своеобразное воплощение народного мировоззрения;

б) Языческие и христианские пласты;

в) Годовой календарный цикл;

г) Обзор годового круга праздников.

2

2

 

2.2.

2.3.

2.4.

Зимний цикл:

а) Рождественские и новогодние обряды,ритуалы;

б) Масленичная неделя.

Весенне - летний цикл:

а) встреча весны;

б) Егорьев день.

Летнее – осенний цикл:

а) Купальское празднество;

б) Жатвенные обряды;

в) Троицко – семицкие обряды.

5

5

5

1

1

1

4

4

4

3.1.

3.2.

3.3.

Раздел 3. Архаические формы фольклора.

Детский фольклор:

а) Классификация и технология;

б) История исследования детского фольклора;

в) Фольклор, обращенный к детям и фольклор детей.

Трудовые песни и припевки.

Причитания:

а) похоронные;

б) свадебные;

в) рекрутские.

4

2

5

1

1

1

3

1

4

4.1.

4.2.

4.3.

Раздел 4. Традиционный свадебный обряд.

Периодизация свадебного обряда:

а) до свадебный период;

б) свадебный пир;

в) после свадебный период.

Драматургия свадебной игры.

Музыкальный язык обряда:

а) обрядовые песни: корильные, величальные;

б) необрядовые песни.

1

1

5

1

1

1

4

 

Итого

38

14

24

 

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Общее число

Теория

Практика

 

Второй год обучения

     

5.1.

5.2.

5.3.

Раздел 5. Песенно – игровой фольклор.

Хоровод, его разновидности.

Игровые песни.

Плясовые песни.

4

4

3

1

1

3

3

3

6.1.

6.2.

6.3.

Раздел 6. Песенно – повествовательный фольклор.

Русский героический эпос. Былины.

Исторические песни.

Духовные стихи, баллады, скоморошины.

1

1

1

1

1

1

 

7.1.

7.2.

Раздел 7. Лирика.

Архаическая и поздняя лирика.

Протяжная песня, как классическая форма русской

лирики.

1

3

1

3

8.1.

8.2.

Раздел 8. Вокально – инструментальный фольклор.

История развития жанра. Циклизация.

Музыкально – поэтический язык частушки.

Творчество частушечников России.

1

3

1

1

2

9.1.

9.2.

Раздел 9. Поздние театральные формы.

а) Фольклорный театр в контексте собственно –

драматического представления;

б) скоморохи – носители фольклорного театра.

До театральные игровые формы фольклора:

а) народная драма;

б) вертеп;

в) Театр Петрушки;

г) городские увеселения и зрелища.

1

2

1

2

 

10.1

10.2.

Раздел 10. Русские народные инструменты.

Духовые, струнные, ударные инструменты.

Звонари земли русской.

6

1

1

1

5

11.1.

11.2.

Раздел 11. Русский народный костюм.

Особенности русского народного костюма.

Прическа и косметика.

1

1

1

1

 

12.1.

12.2.

Раздел 12. Русские народные художественные промыслы.

Народные промыслы – вид художественного промысла.

Декоративно – прикладное искусство.

1

1

1

1

 

13.1.

13.2

Раздел 13. История культуры русского народа.

Народность.

Уклад жизни русского народа.

1

1

1

1

 
 

Итого

38

19

19

Содержание программы.

Раздел 1. Введение.

Фольклор – народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах. Различают фольклор – словесный (народно – поэтическое творчество), музыкальный, танцевальный.

Фольклор – специфический вид художественной деятельности. Анонимность создания произведения. Коллективная природа фольклора. Преемственность творческих актов – существенное качество устных произведений. Одна из определяющих особенностей фольклора – его традиционность. Вариантность, как форма существования произведения устной традиции. Импровизационность, как способ исполнения фольклорного образца. Синкретизм, как особое качество произведений фольклора. Диалектно – территориальное развертывание всех явлений фольклора.

Структура песенного фольклора (классификация по видам и жанрам). Прозаические жанры. Инструментальная музыка. Народный театр.

 

Раздел 2. Календарные обряды.

Тема 2.1. Основные позиции традиционного календаря.

Народный календарь – совокупность духовной жизни народа

Понятия: обычай, обряд, обрядовое время, обрядовые произведения фольклора.

Календарь, как система счисления длительных промежутков времени, основанная на периодичности явлений природы: смена дня и ночи, фаз луны, смена времен года. Три главных типа календарей: лунный, лунно – солнечный, солнечный. Из истории юлианского и Григорианского календарей.

Народный календарь, как своеобразное воплощение народного мировоззрения. Языческие христианские пласты.

Отражение годового хозяйственного цикла и регулирование социальной жизни общины. Обзор годового круга праздников, праздничные циклы.

Тема 2.2. Зимний цикл.

«Коляда» - святки и праздник Рождества Христова и все дни до Крещения, сочельник рождественский, колядованье, обряд хожденья по домам в Рождество и Новый год с поздравлением, песнями, со звездою, или житом для сбора денег и пищи, подарки собранные при этом, свинья, убиваемая на Рождество, песни при колядовании. Образное содержание и народная символика.Их назначение. Типы колядок и их структура. Деление на сюжетные группы. Музыкальный язык. Особенности исполнения колядок: кто исполняет (только дети, только старики, холостая молодежь, мальчики и мужчины, дети, взрослые, парни и девушки отдельно друг от друга и т. д.);

как исполняют (только артельно, виде диалога, антифонное исполнение и

др.); интенсивность звука. Мелодическое своеобразие колядок, особенности ритмики, интервальный состав, мелодический рисунок. Припев и его значение в песнях типа колядок.

Песни святочных гаданий: подблюдные, величальные хлебу, песня – игра «Золото хороню». Гадание зимних святок. Ряженье – обычай сопровождающий важнейшие обряды и праздники, в том числе и новогодние. Типологические признаки ряженья: облачение в необычные костюмы, сокрытие лица под маской, нанесение на открытые части тела красок, употребление производящих шум украшений, предметов, инструментов, неупорядоченные произвольные телодвижения и перемещения в пространстве. Сценки и игры ряженных.

Передвижной праздник лунного календаря. Праздник поклонения солнцу.

«Сырная», «Мясопустная» или масленичная неделя в русском земледельческом календаре. Названия, определенные действия, правила поведения, закрепленные за каждым днем масленичной недели. Основные герои и действующие лица праздника. Древняя символика круга, связанная с «круговоротом» Солнца, светил и цикличностью жизни. Отражение символики круга в обрядах: катание на лошадях вокруг деревни, круговые хороводы, угощение блинами. Поминовение предков. Чествование молодых.

Обряды разных областей России: взятие снежного городка, кулачные бои, катание с гор, на коньках, на качелях. Масленичная флотилия Петра, ярмарки, гуляния, балаганы. Ряжения, варения пива в складчину. Банный обряд. Примирение и целование. Сожжение соломенного чучела.

Древнее происхождение масленичных песен. Неширокий диапазон, характерные ритмоформулы, стилистика масленичных песен и, которые не представляют собой единого жанра (в отличие от колядок и подблюдных песен). Масленичные песни – понятие собирательное в известном смысле условное. Оно объединяет песни разных жанров, исполняемые в той или иной функции в продолжение всей недели.

Примерный репертуар

«Упала ясная зоречка»- колядка.

«На горе ива»- колядка.

«Ясен сокол по небушку летал»-колядка.

«Как на горке на крутой»- колядка.

«Как за лесом ,за лесочком»- колядная плясовая

«Воробушек летит»-колядка.

«Во бору, бору»- колядка.

«Ходила коляда»- колядка.

«Щедровочка щедровала»- колядка.

«Уж ты, ласточка»- колядка.

«Овсень, овсень»- колядка.

«Коляда! Коляда!»- колядка.

«Уж мы песни поем»-подблюдная.

«Куют кузнецы»- подблюдная

«Пришла масленица годовая»-масленичная.

«Ой ты заря, зоренька»- масленичная.

«Трынцы-брынцы»-масленичная.

«Широкая масленица»- масленичная.

«Надевай зипуны»- масленичная

«Взвился серенький голубчик»- масленичная.

«Дочушечка»- масленичная протяжная.

«Ой, масленца- масленца» масленичная.

«Ах ты, пташечка»-масленичная

Тема 2.3. Весеннее – летний цикл.

Встреча весны, как хозяйственная необходимость. Ритуально – магическое значение песен – «веснянок». Ритуальная выпечка.

День первого выгона скота – Егорьев день. Егорий – скотопас: покровитель домашнего скота, лошадей, пастухов. Обереги и наговоры. Похлестывание скота веточками, хранимыми с Вербного воскресенья – защита от всяких напастей. Пастуший праздник.Чествование пастухов. Ритуальное раскачивание на качелях – «качельные песни».

Обращение к библейскому писанию. Пасха – праздник передвижной. Весенние поздравительные песни обхода дворов – волочебные песни, их отличие от колядок. Благовещение.

Зеленые святки. Песни семицкие, троицкие, их характеристика, их жанровое разнообразие: приветственные песни березке, закликание, хороводные, игровые, песни на кумление, песни о русалках.

Древние трихордовые попевки. Уканья.

Весенние хороводы и игры. Троицко – семицкие обряды: завивание березки, гадание на венках, кумление и др. Аграрно – магический смысл изготовление чучела («семика», «кукушки», «русалки», «Костромы»).

Примерный репертуар

«Веснянка»- календарная.

«Весна- красна»- календарная

«Весна пришла»-веснянки.

«Жавората»- весенняя закличка.

«Леса мои темныя»- весенняя.

«Березынька белая»-веснянка.

«Ты, пчелынька»- веснянка

«А как по морю, морю синему»- весенняя протяжная/

«Мы пойдем, девушки»- майские.

Тема 2.4. Летнее – осенний цикл.

День летнего солнцестояния. Купальское празднество. Обряды, ритуалы, поверья. Обязательное купание в купальскую ночь – как возможный источник происхождения названия обряда. Обрядовое очищение огнем перед началом летних уборочных работ. Сожжение костров в поле. Прыжки через огни. Купание в воде и росе. Хороводы и игры вокруг дерева. Гадания на судьбу и суженого. Цветение папоротника в ночь на Ивана Купала. Открытие кладов. Сбор целебных трав и цветов в этот период.

Гульбище ведьм и оборотней, колдунов на лысой горе.

Исполнение купальских песен. Музыкально – поэтический стиль купальских песен. Ритуал прощания с летом («Кострома»).

Жатвенные обряды и их аграрно – магическое значение. Толоки. Засиживание Покрова. Разновидности жнивных песен: зажиночные, обжиночные и характер их исполнения. Песни во время труда и кратковременного отдыха, на обеде, при возвращении домой. Отражение в текстах песен образов природы, темы социального гнета, семейных отношений.

Малая распевность мелодии, декламационность, попевочное строение мелодии. Гуканья.

Примерный репертуар

«Ой, честной семик»-семицкая.

«Красны девицы»- семицкая.

«Кругло мое поле»- купальская.

«Купала, купала»- купальская.

«Потеряла заря ключи»- жнивная.

«Ярая пшеница»- жнивная.

«В поле ветер пышет»- осенняя.

Раздел 3. Архаические формы фольклора.

Тема 3.1. Детский фольклор.

Определение детского фольклора. Фольклор, обращенный к детям и фольклор детей. Классификация произведений детского фольклора. Материнский фольклор: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, небылицы – перевертыши. Детский фольклор: жеребьевки, считалки, заклички. Исследователи детского фольклора: Виноградов Г.С., Мельников М.Н., Науменко Е.М. и др. Музыкальный склад произведений детского фольклора. Детский фольклор как часть народной педагогики. Основные функции детского фольклора: утилитарно – практическая, познавательная, воспитательная, мнемоническая, эстетическая. Детский фольклор в современном быту.

Тема 3.2. Трудовые песни и припевки.

Древнее происхождение выкриков, припевок, песен, сопровождающих коллективный физический труд и помогающих ему. Определение жанра. История собирания и бытования. Среда бытования трудовых песен и припевок. Сигналы и припевки, организующие процесс труда. Сигналы и специальный инструментарий пастухов, охотников. Особенности исполнения. Ритмическая и интонационная основы. Песни бурлаков.

Тема. 3.3. Причитания.

Похоронный и поминальный обряд. Древнее происхождение плачей и причитаний. Причитания по умершим родителям, братьям и сестрам, по ребенку. Обрядовый контекст и значение причитаний. Распределение по обряду похоронных, свадебных, рекрутских причитаний. Понятие «бытовые причитания». Взаимодействие традиций и индивидуального творчества в искусстве воплощения, регламентированная импровизация. Образный строй, устойчивые мотивы и поэтическая формула, контрасты стиха.

Особенности причитаний.

Примерный репертуар

«Ой, да не кукуй, кукушечка»-рекрутская Белгородской обл.

«Три трубушки трубят»-свадебная.

«Как у Ванюшки»- свадебная величальная жениху.

«Эх, верба»- свадебная плясовая.

«Ты, кудрявчик, кудрявчик мой»-свадебная.

«Что у тещеньки зять пирует»- свадебная.

Раздел 4. Традиционный свадебный обряд.

Тема. 4.1. Периодизация свадебного обряда.

Свадебный ритуал – один из сложных обрядовых комплексов традиционной бытовой культуры. Свадьба в системе празднично – бытовой жизни. Три основных этапа свадебной обрядности: до свадебный период, свадебный пир, после свадебный период.

Тема.4.2. Драматургия свадебной игры.

Важные моменты свадебного обряда: сход, сватовство, сговор, смотрины, богомолье, рукобитье, запой. Обряд прощания невесты с девичеством – девишник. Венчание. Свадебный пир. Свадебные «чины». Обряд «разрезания сыров». Послесвадебные обычаи и обряды. Роли в свадебном обряде: музыкальная драматургия обряда; принципы торжества и контраста; значение напевов – формул.

Тема.4.3. Музыкальный язык обряда.

Мелодическое богатство и красота свадебных песен. Плавность мелодической линии. Поэтическое содержание. Прием образного параллелизма. Метафорический язык Песенные жанры: понятие «сугубо свадебной» песни, специфические формы «прощальных» (или главных свадебных, лирических) песен; величальные, их соотношение с песнями молодежных гуляний; корильные, роль и формы причитаний. Образная система, структура текстов.

Инструментальная музыка в свадьбе.

Раздел 5. Песенно – игровой фольклор.

Тема 5.1. Хоровод. Его разновидности.

Определение вида и жанров. Древнее происхождение хороводов. Синкретизм жанра (взаимодействие слова, музыки, пластики, хореографии, драматического действа, инструментария).

Хороводы: сюжеты, образная система, символика, местные названия, музыкально – композиционные закономерности, как главный отличительный признак хороводных песен. Система повторов, роль мелодического контура.

Примерный репертуар

«Как при лужку, при лужку»- плясовая хороводная.

«Бояре, а мы к вам пришли»- хороводная.

«Туман яром»- хороводная.

Тема. 5.2.(5.3.) Игровые песни.

Плясовые песни.

Типы ритмики, лежащие в основе игровых и плясовых песен. Комплекс традиционного гуляния. Круговина. Особенности форм движения, пластики, «драматического действия».

Примерный репертуар

«Конь берегами идет»- игровая.

«Зайка беленький»- игровая.

«В хороводе были мы»- игровая.

«Сам сижу на стульчике»- игровая.

«Ряба, ряба перепелочка»-плясовая.

«Ты луговка моя»- плясовая.

«Ой, лучина»- плясовая.

«Уродилася Дуня»- плясовая.

Раздел 6. Песенно – повествовательный фольлор.

Тема. 6.1. Русский героический эпос. Былины.

Роль эпоса в национальной культуре. Эпический мир и история. Мифологический и героический эпос.

Основное содержание русского эпоса. Былинный эпос. Определение былин. Особенности отображения истории в былинах. Сюжеты, композиция и стих былин. Территориальное распределение былин. Былины мифологического содержания. Киевские былины. Новгородские былины. Владимиро – Суздальские былины. Исполнители былин.

Тема.6.2. Исторические песни.

Возникновение исторических песен в пору становления Московской Руси. Отражение исторических событий в солдатских песнях.

Многожанровость исторических песен: эпические напевные повествования в сказительной манере, походные, лирические протяжные, городские романсы.

Исторические песни – тематическая группа различных жанров. Соотношение жанров песенно – повествовательного фольклора.

Тема. 6.3. Духовные стихи, баллады, скоморошины.

Баллада – былина (сюжет и развертывание действия). Отличительная черта фольклорных баллад – повествование о тяжелой жизни простого народа. Разновидности народных баллад: эпическая, историческая, лирическая, драматическая.

Духовный стих, история жанра.

Скоморошины, их стилистические характеристики; особенности искусства скоморохов, жанры. Музыкально – стилистическая неоднородность. Музыкальные инструменты скоморохов.

Раздел 7. Лирика.

Тема. 7.1. Архаическая и поздняя лирика.

Определение вида. Специфические особенности построения сюжета.

Форма лирической песни: архаическая лирика, поздняя лирика, протяжная – классическая форма русской лирики и вершина развития крестьянской песенности.

Тема. 7.2. Протяжная песня – как классическая форма русской лирики.

Лирическая протяжная песня – душа народной крестьянской музыки.

Лирическая песня – род психологического выговаривания накопившегося в душе чувства, выражение стремления к свободе, к воле, радостных чувств, светлых переживаний.

Глубинность поэтического содержания,особенности поэтики.Вариантность, как характерные свойства протяжных песен.

Лирические песни: крестьянские, рекрутские, разбойничьи, солдатские, тюремные.

Примерный репертуар.

« Голубь- голубочек»-протяжная Архангельская обл.

«Уж мы сядем с Дуней рядом»- лирическая.

«Рассизенькой, сизой голубок»- лирическая. Костромская обл.

«Сронила колечко»-лирическая.

«Машенька прекрасна»- лирическая.Мурманская обл.

«Ты, рябинушка»-лирическая (песня записана на Урале).

Раздел 8. Вокально – инструментальный фольклор.

Тема 8.1. История развития жанра. Циклизация.

Позднее происхождение вида и его корни. Расцвет в 20-х – 30-х годах, как характерное явление песенно – музыкального творчества советского периода. Принцип «концентрирования».

Тема 8.2. Музыкально – поэтический язык частушки.

Творчество частушечников России. (Г. Заволокин, М.Мордасова).

Частушка – народная песенка, четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно – шутливого содержания.

Подвижная жанровая дифференциация по типу исполнения (вокально – инструментальные ансамбли, пение под «язык» и пр., по приуроченности («лесные», «покосные», «качельные» и т.д.), местные формы (спасовские, новгородские, «развалюха», «скобарь» и т.п.), коротенькие страдания. Тематическое разнообразие; стих, система рифмовки, ритмика. Перспективы бытования. Творчество частушечников России.

Раздел 9. Поздние театральные формы.

Тема. 9.1. До театральные формы фольклора.

До театральные, игровые формы фольклора. Собственно – драматические представления – фольклорный театр. Скоморохи – носители фольклорного театра. Скоморохи – первые профессиональные музыканты на Руси. Особенности скоморошьих представлений. Влияние эпохи Петра на развитие фольклорного театрального искусства.

Тема. 9.2. Игровые формы фольклора.

Народные драмы. Бытовые сатирические драмы. Героико – драматические драмы. Народная драма – относительно молодой жанр русского фольклора.Время исполнения – Святки, Масленица и другие праздники. Разновидности народных драм. Особенности постановки народных драм, особенности драматургии.

Рождественский театр: вертеп и Царь Ирод. Вертеп – кукольная комедия, род духовной мистерии на евангельский сюжет о рождении Иисуса. Исполнение вертепных спектаклей во время зимних Святок.

Театр Петрушки. Петрушка – разновидность европейского шута. Композиция спектакля, фрагментарность музыкальных жанров, их комический эффект.

Ярмарочный театр: балаганы, раусы, медвежья потеха. Ярмарочный театр – театр городских праздничных зрелищ, относительно молодой вид фольклора. Выступления кукольников, вожаки медведей, балагуры, потешная панорама и др.

Раздел 10. Русские народные инструменты.

Тема 10.1. Духовые, струнные, ударные инструменты.

Богатство и разнообразие русских народных инструментов. Изобретательность создателей и виртуозность исполнителей. Взаимосвязь и взаимопроникновение вокальной и инструментальной музыки. Сведения о старинных музыкальных инструментах на Руси. Формы инструментальной музыки. Жанровая разновидность народных инструментов.

 

Тема. 10.2. Звонари земли русской.

Величие искусства звонарей. Анонимность народного искусства. Неизвестные мастера колокольного звона. Первое упоминание о звонаре Новгородском (правление Ивана 111). Имена и судьбы русских звонарей.

Раздел 11. Народный костюм.

Тема 11.1. Особенности русского народного костюма.

Национальное в народном костюме. Выражение в народном костюме острой потребности человека и красоте. Фольклорно – этнографические экспедиции и собирание русского костюма.

Региональные особенности русского народного костюма. Женский костюм. Мужской костюм.

 

Тема 11.2. Прическа и косметика.

Русская народная прическа. Зависимость ее от классово – сословной принадлежности; у женщин – от семейного положения; у мужчин – от возраста и царских указов.

Головные уборы. Классово – сословные, региональные, половозрастные отличия; у женщин – по семейному положению.

Косметика. Растительные краски.

Раздел 12. Русские народные художественные промыслы.

Тема 12.1 Народные промыслы – вид художественного творчества.

Разнообразие русских народных промыслов. Стилевые особенности, способы и приемы изготовления, тематика изделий народных художественных промыслов. Условная классификация изделий: утилитарные, декоративные, сувениры.

Художественная обработка дерева, резьба и роспись; миниатюрная лаковая живопись; художественная обработка металла; художественный гончарный промысел.

Тема 12.2. Декоративно – прикладное искусство.

Декоративно – прикладное искусство – своеобразная художественная летопись, повествующая о глубочайших корнях нашей культуры.

Промысел и искусство. Российские умельцы, династии мастеров. Секреты мастерства.

Волокнопрядение, ткачество, шитье; сажение жемчугом и вязание бисером.

Вышивка. Орнаменты, их разнообразие, древнее происхождение и символика.

Вязание спицами и крючком. Коклюшки – кружева с изображением птиц, коней, оленей.

Синтез промыслов в игрушке. Игрушки из дерева, соломы, моха, шишек. Язычество и современность в русской народной игрушке.

Раздел 13. История культуры русского народа.

Тема. 13.1 Народность.

Характеристика славян. Воинственность. Набожность. Время возрождения России. Непоколебимость народа и его слава. Действие народности.

 

Тема. 13.2. Уклад жизни русского народа.

Поселение, жилище, домоводство, одежда, образ жизни, орудия труда, транспорт, семья, сельская и монастырская община, купечество, мещане.

К концу первого года обучения обучающиеся должны:

Знать: Понятие о фольклоре, его признаки, виды и жанры.

Календарная система летоисчесления; циклизация русского

земледельческого календаря, его связь с более поздним, церковным.

Особенности и жанры традиционной обрядово – праздничной культуры. История происхождения обрядов, специфика праздника.

Основные песенные жанры и стилистические особенности колядок, масленичных, веснянок, жнивных , семицких и купальских песен. Образное содержание, народная символика, лаконизм формы и позтичность содержания, их характерные ритмоформулы.

Виды и жанры детского фольклора, классификация по Науменко.

Традиционный свадебный обряд: драматургия свадебной игры.

Уметь: Петь песни «акапелла», и с музыкальным сопровождением.

К концу второго года обучения обучающиеся должны:

Знать: Древнее происхождение хороводных, игровых, плясовых, лирических песен и частушек. Особенности исполнения, ладовая окраска.

Характерные особенности композиции и поэтики былин. История жанра исторических песен и баллад. История создания народной драмы. Виды и особенности русских народных музыкальных инструментов, народного костюма, головного убора.

Уметь: Петь песни «акапелла» и с музыкальным сопровождением.

Литература

В.П. Аникин. Русский музыкальный фольклор, М., Музыка, 1991

В.П. Аникин. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М., Худ лит - ра, 1991

Л.Н. Анохина, М.Н. Шмелева. Быт городского населения средней полосы в прошлом и настоящем, М., 1977

Б. Асафьев. О народной музыке, Л., Музыка, 1987

Б. Асафьев. Программа курса « Русское народное музыкальное творчество». О народной музыке. Л., Музыка, 1987

А. Аверкин. Частушки, припевки, страдания. М., Сов. Композитор. 1992

Н.Н. Афанасьев. Народные праздники, в книге: «Древо жизни», М., 1983

А.А. Банин. Трудовые артельные песни и припевки.

А.А. Банин. Музыкальная фольклористика, вып 2, Л., СК, 1978

Д.М. Балашов, Ю.И. Марченко, Н.И. Калмыков. Русская свадьба. М., Современник, 1985

Д. Балашов, Ю. Красовская. Русские свадебные песни Торского берега Белого моря. Л., 1969

«Былины» (Классическая библиотека «Современника»), сост. В.И. Калугина, М., Современник, 1986

А. Белкин. Русские скоморохи. М., 1975

И.Я. Богуславская. Русское народное искусство. Л., 1968

А.В. Быков. Народный костюм Вологодской области. Вологда: Газета, 1990

В.А. Василенко. Русское народное творчество, М., ВШ, 1978

К. Давлатов. Фольклор – как вид искусства. М., 1966

А.Н. Давыдов. Колокола и колокольные звоны в народной культуре. Колокола. История и современность. М., 1985

И.И. Земцовский. Мелодика календарных песен, Л., Музыка, 1975

Г. Заволокин. Частушка на эстраде (в ж – ле» Самодеятельный театр») №3, 1986

Ю.Г. Круглов. Русские свадебные песни. Уч пособие для пед. институтов М., ВШ, 1978

Ю.Г. Круглов. Русские обрядовые песни. Уч пособие для институтов М., ВШ, 1978

С.Г. Лазутин. Поэтика русского фольклора. М., ВШ, 1989

А.Л. Маслов. Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад.

Г.М. Науменко. Фольклорная азбука. М., Академия, 1996

А.Ф. Некрылова. Русские трад. Городские праздники, увеселения и зрелища. Л., Иск – во, 1988

Русские частушки. Ред. П.А. Матвеев Л., Музгиз,1956

Русский костюм. Сокр. Тос. Исторического музея. Буклет.

И.П. Сахаров. Сказания русского народа. Народный календарь, М., Сов. Россия, 1990

В.А. Соколова Календарные праздники и обряды. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987

А.Б. Терещенко. Быт русского народа. С – Пб.; Тип. Министерства внутренних дел, 1848

Л.С. Хренов. Народные приметы и календарь. М., 1991

 
Опубликовано


Комментарии (1)

Любовь, 15.09.18 в 10:24 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал. Добавила в избранное.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.