Доклад «Великая отечественная война в устном народном творчестве»
Великая отечественная война в устном народном творчестве (по материалам сбора фольклора в поселке Сыростан)
Фольклор - носитель национального менталитета, в нем с наибольшей полнотой воплотилась культура, психология, история русского народа. Любое важное для народа событие находит свое преломление в устном народном творчестве и благодаря памяти поколений остается нравственным уроком, передаваемым потомкам. Это положение верно и для Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Учащимся нашей была проведена работа по сбору материала и анализу отражения ВОВ в фольклоре Миасса и Сыростана.
Мы остановились на самых распространенных жанрах: лирическая песня, частушки, устный рассказ. Собранный материал нельзя считать исключительно региональным, так как многие из носителей фольклора переехали в Миасс уже после войны.
Типичные сюжетные ситуации записанных нами лирических песен: разлука с любимым, измена любимой, возвращение солдата домой, девушка на войне. По сравнению с традиционным фольклором, в песнях военных лет появляются другие имена: вместо Ванюши и Настеньки - Андрей, Катя, Ната. По стилистике многие лирические песни о войне приобретают балладные черты: трагичность эпохи диктует свои художественно-изобразительные средства.
Песня, текст которой представлен на слайде, была записана со слов Максима Петровича Макарова, который долгое время проживал в селе Сыростан.
Не менее интересны частушки военных лет. Частушка обладает силой факта, это одна из основ ее эстетики, ее способа воспроизведения действительности. На основании частушек можно сделать вывод о проблемах, волновавших людей в военную эпоху: ожидание близких с войны, боязнь остаться калекой, разлука с любимым. Кроме того, в найденном нами материале широко представлены сатирические частушки, высмеивающие фашистов, Гитлера.
Черна туча, черна туча,
Гитлера с Запада идет,
Наша армия могуча
Эту тучу разобьет!!!
Устные рассказы в современных условиях играют важную роль в поддержании связи поколений, сохранении духовной традиции. Этот раздел представлен рассказами о суровых буднях автозавода, о пленных. Ближе к социально-бытовой сказке стоит текст о генерале, попавшем в плен. Это один из тех процессов, когда информация конкретного человека о событиях его жизни через некоторое время начинает самостоятельное, вне авторства, существование в жанре бытового рассказа или даже сказки.
Изучение фольклора, на наш взгляд, является ответственной и эффективной формой гражданского воспитания. Фольклор – неизменный источник наших знаний по истории родного края.