Урок музыки «Оркестр народных инструментов. Симфонический оркестр. Народная и композиторская музыка» (4 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: музыка. Класс: 4
Балыбердина Н.Н., учитель музыки
ГОУ ЯО «Центр помощи детям» (школа дистанционного обучения)
Тема |
Оркестр народных инструментов. Симфонический оркестр. Народная и композиторская музыка. |
Цель |
Формирование понятий «оркестр народных инструментов» и «симфонический оркестр», представлений о составе и звучании. Расширение представлений о народной и композиторской музыке, связях между ними. |
Задачи |
- актуализировать представления о народной музыке и оркестре русских народных инструментов; - расширять представления о музыке композиторов, музыкальных инструментах симфонического оркестра; - развивать навыки восприятия музыки, умение различать тембры музыкальных инструментов; - развивать умение устанавливать логические связи на основе слухового и зрительного восприятия; - воспитывать интерес к музыкальному искусству. |
Планируемые результаты |
Предметные: учащийся сможет различить 2 вида оркестров по составу и звучанию, расширит представления о народной музыке и музыке композиторов Личностные: формирование мотивации к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку, овладение навыками сотрудничества с учителем. Метапредметные: -познавательные: формирование умений анализировать, обобщать, осуществлять познавательную и практическую деятельность с использованием средств информации; -регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; -коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи |
Основные понятия |
Народная музыка, музыка в народном стиле, оркестр русских народных инструментов, симфонический оркестр, дирижер |
Ресурсы |
Интерактивная презентация (используется учеником самостоятельно под руководством учителя) |
Технология проведения (этапы) |
Содержание, ресурс
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
Организационный момент |
приветствие |
установление и проверка контакта, готовности учащегося |
самоконтроль готовности |
|
Проверка домашнего задания |
упражнение на соответствие |
проверка домашнего задания (слайд 1)
|
определяет соответствие музыкальных характеристик образам «Сказки о царе Салтане» |
|
Актуализация знаний |
актуализация понятия народная музыка; определение отличительных особенностей русской народной музыки; музыкальные инструменты- символы русского народа; выборка русских народных инструментов. (упражнение на выбор инструментов по изображению) Слушание «Камаринская» |
прежде, чем перейти к новой теме я предлагаю тебе послушать музыкальный фрагмент (слайд 2) -Какая музыка прозвучала? (народная) -Как ты это определил? -Какие инструменты ты услышал? Балалайка и гармонь – символы русского народа. Какие еще инструменты могут исполнять русскую народную музыку? -Давай выберем из изображений музыкальных инструментов те, которые являются русскими народными (слайд 3) -Что у нас получилось? Как можно назвать коллектив музыкантов, играющих на таких музыкальных инструментах? Послушай «Камаринскую» (слайд 4) |
слушает музыку, отвечает на вопросы
в электронном ресурсе выбирает по изображениям инструменты русского народа (перетаскивает на пустую половину) дает название коллективу исполнителей на этих инструментах слушает звучание оркестра русских народных инструментов |
|
Создание проблемной ситуации |
Слушание М.И.Глинка «Камаринская» фрагмент |
Послушай еще одну «Камаринскую» (слайд 5), обрати внимание, что у них общего, а что их различает (название, интонации, инструменты). Можно ли прозвучавшую музыку назвать народной? Какие инструменты исполняли эту «Камаринскую». |
высказывает свои предположения |
|
Формирование нового знания |
продолжение выполнения упражнения на выбор инструментов по изображению, введение нового понятия, актуализация знаний об инструментах симфонического оркестра |
Давай вернемся к нашим изображениям инструментов. Какие из инструментов ты услышал в прозвучавшем фрагменте? Вводит понятие музыки в народном стиле. Предлагает распределить инструменты на группы по какому-либо признаку и дать название каждой группе. Затем проводится актуализация знаний об инструментах каждой группы, их объединением в один состав, руководителе. Предлагает прослушать музыкальный фрагмент и характеризовать его самостоятельно (слайды 6-14) |
распределяет на группы, выделяя общий признак, дает название группам, воспринимает материал презентации, дает самостоятельно характеристику прослушанному фрагменту (композиторская музыка в народном стиле, исполняется симфоническим оркестром)
|
|
Применение знаний |
Игра «Третий лишний», загадка. Распределение музыкальных фрагментов по оркестрам |
координация и контроль деятельности ученика при работе со слайдами 15, 16. На 17 слайде картинка является ссылкой на задание по определению оркестра
|
выполняет задания |
|
Подведение итогов Рефлексия |
-Что нового ты узнал сегодня? -Что для тебя было самым интересным на сегодняшнем уроке? Чтобы определить свои достижения заполни оценочный лист (слайд 17). Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. |
Определяет, что получил от урока, что было самым интересным. Проводит рефлексию достижений. |
||
Домашнее задние |
рабочая тетрадь стр. 24-25 закрепить названия музыкальных инструментов симфонического оркестра, их групповую принадлежность, дополнительно по желанию работа с материалами последнего слайда презентации |
Момент(ы) включения динамической паузы определяется исходя из индивидуальных потребностей ученика