Народные традиции в системе воспитания и празднования народного праздника «Широкая масленица» с дошкольниками
МАСТЕР КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ
ПО ТЕМЕ: «Народные традиции в системе воспитания и празднования народного праздника «Широкая масленица» с дошкольниками»
Воспитатель I квалификационной категории
МДОУ д/с «Лучик» г. Балашова Савкина Татьяна Сергеевна
Цель мастер – класса:
- демонстрация игровых технологий в системе воспитания и празднования праздника «Широкая масленица» на основе традиций народа
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР - КЛАССА:
Постановка педагогической проблемы.
Практическая демонстрация методов. Комментарий к методу.
Рефлексия.
ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
Каждый педагог обязательно ищет ответы на вопросы:
В какой форме традиции народа преподнести детям-дошкольникам?
Какие созданы условия для организации познавательной активности детей?
На сколько учтены возрастные особенности, интересы и стремления детей?
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ
На эти вопросы найдется, пожалуй, один ответ. Заинтересовать ребенка игрой – значит, научить его играть с удовольствием.
В рамках мастер-класса я хотела бы поделиться своим опытом, и продемонстрировать игровые технологии в системе воспитания и празднования праздника «Широкая масленица» на основе традиций народа.
Ход мероприятия:
1. Теоретическая часть.
Приветствие педагогов. Объявление темы.
Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни требуется не только помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, но и воспитать в нем человечность, отзывчивость, чуткость к окружающим - задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения родной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и современные методики дошкольного образования.
Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это обрядовые праздники.
Весна красная пришла,
С собой праздник принесла.
Славен он средь нас блинами,
Весельем, плясками, гуляньем.
Ему рады мы всегда,
С ним ушла от нас зима (Масленица)
Родная культура русского народа, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души, началом, порождающим личность дошкольника. Сейчас постепенно возвращается национальная память, и по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Русские, православные праздники имеют большое значение в жизни русского народа. С их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, семью, мать и материнство, как поощряли честный труд на родной земле. На Руси широко и долго праздновали один единственный праздник – «Масленица». Масленица, сырная неделя — народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица получила свое название оттого, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. В православном (русском) церковном календаре, этот период называется Сырной седмицей, — неделя (седмица)
В старину люди считали, что весна не наступит, если не провести в свой срок нужный обряд. Зиму надо было проводить, а весну встретить, иначе весна - красна мимо проедет. Масленица и есть праздник в честь возрождающегося по весне солнца.
Такое название у праздника было не всегда. Изначально люди праздновали не Масленицу, а «Комоедицу» (от древнеславянского «ком» — медведь). Медведи чуяли весну — просыпались. Люди приносили «блинные жертвы» великому Медовому зверю: отсюда — «первый блин комАм», т. е. медведям. Это нам слышится по-другому: «первый блин комОм».
У Масленицы есть еще одно, неформальное, название: «Бабья неделя». В масленичную неделю женщинам не разрешалось шить и прясть. Всё, что делали женщины – на протяжении семи дней жарили блины и ходили друг к другу в гости, чтобы угостить этими самыми блинами.
Длился праздник целую неделю – с понедельника по воскресенье. Хотели бы вы оказаться на празднике «Масленице»?
Перед каждым педагогом на следующей недели станет вопрос: как насытить праздничную неделю и какое интересное мероприятие провести с детьми
Приглашаю вас на праздничную ярмарку (звучит музыка, с голосами скоморох-зазывал. Участники тренинга выходят к мастеру)
Форма проведения: Игра-квест
2. Практическая часть.
М (мастер): Эй, чесной народ! Становитесь в хоровод! В хороводе мы пойдем и задание найдем. (участники заводят хоровод и расцепив его заходят в ИЗО студию).
Вы на стульчики садитесь
В мастерской все очутитесь!
Я предлагаю вам изготовить масленичную настольную куклу. Посмотрите у каждого на столах две пооперационные карты по изготовлению куклы «Масленица» из бумаги. У меня есть два образца. Предлагаю самостоятельно определиться и приступить к изготовлению своей куклы. При необходимости готова оказать вам помощь. Ребята, я думаю, каждый помнит правила безопасности при работе с ножницами и клеем. (При необходимости проводится индивидуальное сопровождение детей).
Молодцы! Такой куклой можно украсить дом и подарить близким, поздравив с праздником.
Голос масленицы: Да, вижу все вы молодцы. Ленту желтую ищите, на карусель все поспешите! (переходят в коридор)
Комментарий мастера: организационный момент представлен игровым вхождением в проблему и плавно позволил перейти к первому основному заданию. Многообразие игрового оборудования в магазинах привело к утрате традиции изготовления кукол своими руками. С использованием пооперационных карт ребята имели возможность выбрать понравившуюся модель и самостоятельно ее изготовить. Обеспечено сопровождение детей при изготовлении поделки, с применением знакомых техник и методик.
М.: Подходите, не спешите и за ленточку берите
Игра «Карусель»
Еле, еле, еле, ели завертелись карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише не спешите
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два вот и кончилась игра!
Посмотрите, стрелка на карусели указывает нам дальнейший путь.
Комментарии мастера: с помощью русской народной игры мне удалось не только закрепить традиции, но и перевести процесс квест-игры к новому заданию.
М.: (переходят в театральную студию) На Руси каждый день масленичной недели носил свое название:
понедельник – "Встреча"
вторник – "Заигрыш"
среда – "Лакомка"
четверг – "Разгуляй"
пятница – "Тещины вечерки"
суббота – "Золовкины посиделки"
воскресенье – "Прощеное воскресенье"
И каждый день устраивались народные гулянья с играми и песнями. Предлагаю поиграть в народные игры.
Игра имитация «Бой петухов»
Игра-состязание «Перетягивание каната»
Игра-хоровод «Золотые ворота»
Игра-забава «Жмурки»
Комментарии мастера: в ходе реализации данной части педагогического взаимодействия с детьми совершено кульминационное действие игрового активного характера. Через народные игры познакомили детей с новым материалом и закрепили имеющийся багаж знаний.
Голос масленицы: Тише… Слышите, народ, музыка вас всех зовет.
Уходят в коридор (стоит кукла Масленица с блином-шапочкой в руках)
М.: Здесь нас Масленица ждет и блинок уже печет. Блинчик будем остужать и опять с вами играть.
Игра «Блин блинок»
М.: Ох и весело играли, все немножечко устали. Будем вместе отдыхать, да блиночки поедать. Блины маслины берите в группу чай пить все идите.
Комментарии мастера: в заключительной части проведена народная стилистическая игра с подводом к сладкому угощению главным символом праздника – блинами. В группе закрепляется традиция семейного чаепития из блюдец с вареньем *(повидлом).
Спасибо коллеги за участие и работу на мастер-классе. Разрешите подвести итог.
Календарно-обрядовые праздники в детском саду положительно влияют на детей, они стали своеобразной формой духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Основные приметы праздника: идея, привлекшая всех детей, чёткий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое, игровое действие, неожиданность и сюрпризность.
Дошкольники получают не только незабываемые эмоции, но и могут прикоснуться к истокам культуры своего народа, его традициям.
Знакомство дошкольников с традициями русского народа через обрядовые праздники вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии, способствует воспитанию у детей национальных черт характера.
Безусловно, такая работа расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит с народной культурой, хранит ключ к пониманию фольклорных сказок, народных преданий, традиций.
Спасибо за внимание!