Народно - сценический танец и его роль от истоков до современности
«Народно-сценический танец» определяет объем и последовательность материалов в процессе обучения. Учебный материал сгруппирован по степени возрастающей сложности.
Занятия по народно-сценическому танцу состоят из экзерсиса у станка и на середине зала. Учитывая возраст ребенка и его неспособность длительное время концентрировать свое внимание на одном предмете занятия, на первом
году обучения рекомендуется проводить на середине зала в форме игры, апеллируя к творческому сознанию ребенка через образы природных явлений. Преподавателю важно учитывать равновесие между дисциплиной на уроке и закрепощенностью детей, добиваясь точности исполнения танцевальных pas и свободной выразительности.
Перед знакомством с каждой народностью педагог делает небольшой экскурс в историю данного народа, рассказывая об его обычаях, характере, тематике танцев, хореографической лексике и костюме. Занятия по народно-сценическому танцу, как и другие хореографические дисциплины призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность. Трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связанные творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.
Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствуют укреплению мышечного аппарата (развивает те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа). В условиях школы искусств народно-сценический танец играет большую роль в создании репертуара хореографических отделений, тесно связан со всем циклом танцевальных дисциплин и, прежде всего с классическим танцем, являющимся основой этого цикла. На хореографическом отделении школы искусств учащиеся приступают к изучению предмета «Народно-сценический танец», когда уже освоена азбука классического танца, т.е. в 4-м классе. Основной направленностью программы является художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами народного танца. Главной задачей педагога-хореографа является не просто научить детей танцевать, но и привить любовь и уважение к своим корням, ознакомить с истоками той или иной танцевальной культуры. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на: выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства;
приобретение детьми опыта творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, возрождение народного творчества приобретает все более важное значение. Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народно-сценический танец является одной из высших ценностей русского народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры народов России.