Поисково - исследовательская работа "Школьный музей: от истоков к современности"
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования Ставропольского края
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №6
Районный слет участников туристско-краеведческого движения «Отечество»
Номинация «Школьные музеи»
Тема работы
«Школьный музей: от истоков к современности!»
Подготовил: Ляхова Екатерина Николаевна
Обучающаяся 5 А класса МКОУ ООШ №6
356170, Ставропольский край, Труновский район, с. Донское, ул. Пролетарская, 93 а/1
356170, Ставропольский край, Труновский район, с. Донское, ул. Юбилейная,
Контактный телефон: 89887579927
e-mail:
Руководитель: Емельянова Наталья Ивановна
Учитель истории и обществознания,
МКОУ ООШ №6
356170, Ставропольский край, Труновский район, с. Донское, ул. Пролетарская, 93 а/1
Контактный телефон: 89614499189
e-mail: nata-eme2014.emelyanova@yandex.ru
с. Донское
Оглавление
Введение …………………………………………………………………. 3
Методика и методы исследования …………………………………….. 5
Результаты поисковой деятельности
У истоков создания музея ………………………………………. 5
Присвоение статуса «Школьный музей» ……………………… 7
Деятельность музея в настоящее время ……………………… 10
Заключение ………………………………………………………………… 13
Источники …………………………………………………………………. 14
Приложения
Введение
«Надо хранить прошлое…
Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной».
Д.С. Лихачев
Жизнь школы незаметно, но сильно и прочно связана с историей музея. Практически на каждой перемене ребята идут в музей: кто рассматривает заинтересовавший предмет, кто подбирает необходимый материал для подготовки к урокам или мероприятиям. Я же пришла в музей, понимая, что это место, где происходит соприкосновение с прошлым. Являясь активисткой школьного музея «Родина», прихожу к выводу, что музей – это «памятная книга человечества», ведь собранные в нем документы и экспонаты несут в себе память о прошлом, передавая ее как эстафету молодому поколению, оставляя еще много неразгаданного потомкам.
История нашего школьного музея богата, он существует несколько десятков лет. Мне стало интересно, какова же история возникновения нашего музея и как он работает сегодня? Это явилось темой моей исследовательской работы «Школьный музей: от истоков к современности».
Я поставила перед собой цель: изучить историю создания школьного музея «Родина» и его деятельность.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Исследовать историю создания школьного музея «Родина», встретиться с бывшими руководителями и активистами музея.
2. Изучить фонды музея.
3. Познакомиться с деятельностью музея в настоящее время.
Актуальность данной работы заключается в необходимости приобщения подрастающего поколения к своим историческим корням, привитии чувства патриотизма и любви к своей Родине. Создание и практическая деятельность школьного музея приобщает ребят к практико-поисковой деятельности, привлекая их к самостоятельному изучению родной истории.
При написании работы использовались 2 вида источников:
1. Устный (беседы с руководителями и активистами музея «Родина»).
2. Письменный («Летопись школы №6», архивные материалы школьного музея, переписка с активистами музея, «Ребятам есть чем гордиться» статья районной газеты «Нива»).
Объект исследовательской работы: школьный историко – краеведческий музей.
Предмет исследования: документы, имеющиеся в музее по данной теме, встречи с очевидцами: ветеранами педагогического труда - бывшими руководителями музея, членами Совета музея.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что изучение архивных материалов музея, касающихся темы его создания, формирует дополнительные знания по истории не только музея, но и школы, района и края, в котором живу.
Новизна исследования данной работы заключается в том, что для освещения темы впервые привлечены и соединены воспоминания педагогов, экскурсоводов и выпускников школы, работавших в музее.
Практическая значимость работы заключается в том, что обобщённый материал может быть размещен в музее и использован для экскурсионной работы, может стать началом книги «Летопись школьного музея».
Поисково - исследовательская работа проводилась на основе материалов, хранящихся в школьном музее «Родина», собранных в период с 1975 года по 2022 год, встреч с бывшими руководителями и членами Совета музея, анализа печатных материалов районной газеты по данной теме.
Методика и методы исследования
На основе письменного источника («Летопись школы №6»), воспоминаний бывших руководителей и активистов музея, статьи районной газеты «Нива» «Ребятам есть чем гордиться», изучаем историю создания и развития школьного музея «Родина».
Чтобы добиться поставленной цели, мною были использованы следующие методы:
1. исследование создания музея;
2. отбора информации;
3. систематизация материала.
Результаты поисковой деятельности
У истоков создания музея «Родина»
Начав поисково - исследовательскую работу по данной теме, я познакомилась с архивными материалами нашего музея – «Летописью школы №6» и узнала, что с открытием средней школы №6 1 сентября 1975 года, по инициативе директора школы Пыхтиной Антонины Георгиевны, была создана Комната Боевой Славы, которая располагалась на третьем этаже здания.
Из беседы с Ляховой Раисой Ивановной, основателем школьного музея и удивительно ярким человеком, уточнила интересные факты о создании Комнаты БС. «Вместе с учителями и учащимися школы проделали многогранную работу, - вспоминала она. Проводили большую поисковую работу по истории родного села, оформляли стенды и витрины. Пыхтина Антонина Георгиевна организовала сбор списков участников Великой Отечественной войны. А фамилии тех, кто не пришел с войны, были написаны на Скорбной стене в комнате Боевой Славы. (Приложение 1)
Сколько дворов обошли ребята, скольких старожилов опросили, записали их воспоминания, бережно принесли в школу реликвии прошлых лет: орудия труда, предметы быта, фотографии, фронтовые письма. И те вещи, которые хранились в Комнате БС, стали приобретать для ребят совершенно иное значение».
Так, в течение учебного 1975 – 1976 года благодаря совместной работе педагогов и учащихся, были оформлены стенды: «Герой Советского Союза – наш земляк А.В. Невдахин», «Защитники села Донского», «Женщины – участницы Великой Отечественной войны», «Женщины – труженицы тыла».
Славной традицией стало проведение патриотических мероприятий: интересные встречи с жителями и гостями нашего села, с ветеранами ВОВ, шефство над ними, экскурсии и лекции, походы по местам боевой славы, линейки и героические поверки. (Приложение 2)
Вот как описывала Ляхова Р.И. героическую поверку в день освобождения села Донского от немецко-фашистских захватчиков 21 января 1976 года, проводимую в нашей школе и селе: военным штабом школы, куда входили участники ВОВ и ученики – старшеклассники, разрабатывалась операция «Дорогой отцов», утверждались командиры взводов. И каждый взвод готовился к проведению Героической поверки: приглашал ветеранов ВОВ, готовил рапорт о проделанной работе по данной операции. Накануне 21 января каждому взводу вручались зашифрованные письма. В них указывалось время (7 часов утра) и место явки (у Вечного огня) проведения поверки. А ранним утром, в 7 часов, собирались все учащиеся школы, жители села, ветераны войны в парке у Вечного огня, не смотря на мороз и холод, подтверждая тем самым свою верность и память погибшим.
Операция «Дорой отцов» продолжалась до 23 февраля: взводы под руководством командиров шли на подшефные улицы поздравлять ветеранов войны и труда, оказывали помощь семьям погибших воинов и семьям, чьи сыновья находились на военной службе в рядах Советской армии. Очень насыщенной в те дни была работа и в Комнате БС: проводились экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ.
К восьмидесятым годам собрано было уже так много интересного материала, что необходимо было найти ему применение. Этот материал был использован в написании поисковых работ. Первые упоминания о поисковой деятельности встречаются мне также в «Летописи школы»: в 1979-80 учебном году на районной туристско – краеведческой конференции по пяти направлениям школа заняла первые места! («К тайнам природы» (6б), «В боях отстояли Отчизну свою»(5а), «В буднях великих строек» (5б), «Искусство принадлежит народу» (7а), «Идеи Ленина живут и побеждают»(8в)).
С того момента Раиса Ивановна много времени и сил отдавала поисковой работе, организовав клуб «Поиск». Ее ученики неоднократно выступали с поисковыми заданиями на районных и краевых туристско – краеведческих конференциях «Отечество», занимая призовые места. А Лена Афанасова с поисковой работой «Их помнит мир спасённый» побывала даже в Москве, участвуя во Всероссийской конференции «Отечество». (Приложение 3)
За годы работы в школьном музее (1975 - 2000 гг), Ляховой Р.И. собраны богатейшие материалы о нашем селе, односельчанах, участниках ВОВ. Ученики нашей школы приняли участие в акции «Ленинградским детям», внесли свою скромную лепту в создание памятника эвакуированным детям Ленинграда, погибшим во время бомбежки. Памятник поставлен в деревне Лычково Новгородской области. Ляхова Р.И. была инициатором сооружения памятника на месте захоронения односельчан, расстрелянных фашистами на окраине села. Рассматривая раскладушки для тематических выставок, я обратила внимание, что очень много написано ее каллиграфическим почерком ручкой с пером. Мне запомнились ее слова: «Музей - хранитель истории, и работать я старалась так, чтобы дети знали историю своей малой и большой Родины, потому что без прошлого нет настоящего».
Присвоение статуса «Школьный музей»
С 2000 по 2011 года руководителем музеем была Сухинина Алла Николаевна. Комната БС постоянно пополнялась новыми материалами, исследованиями, поисковыми работами учащихся. За большую поисково-исследовательскую работу и успехи в воспитании учащихся комната Боевой Славы в 2002 году получила статус школьного музея (Приложение 4). «Родина» - так назвали свой музей учащиеся школы. Профиль музея – историко - краеведческий. «Наш музей не имел отдельного помещения, он включал в себя 4 зала (рекреации): зал Боевой Славы, зал Истории школы, Экологический зал, Художественный салон. Имелся архив и книга учета музейных экспонатов, - делится воспоминаниями Сухинана А.Н. Работу музея возглавлял Совет музея, а каждый класс являлся поисковым отрядом, который получал задание от Совета музея, в ходе выполнения которого учащиеся узнавали новые неизвестные подробности о жизни знаменитых земляков, об истории и развитии с.Донского и Труновского района. В результате поисковых работ учащихся фонды залов ежегодно пополнялись и обновлялись.
«Какие наиболее интересные работы вы помните? – задаем вопрос Алле Николаевне, «все они интересны по-своему»: так, в поисковой работе «Есть память, которой не будет забвенья» рассказывается об оккупации села Донского, о зверски загубленных замученных мирных граждан в годы Великой Отечественной войны. Поисковикам нашей школы удалось установить фамилии расстрелянных, и по инициативе ребят на памятнике «Жертвам фашизма от трудящихся Труновского района» в 2003 году была установлена мемориальная доска с их фамилиями, как память благодарных потомков.
В память об учениках школы, погибших в «горячих» точках и Афганистане, на средства собранные учителями и учениками, в школе в 2008 году была установлена мемориальная доска. Её открытие проходило торжественно и трогательно с участием родителей погибших. Открытию мемориальной доски посвящен фильм, который сделали сами ребята «Да, это страшно умирать, когда так надо возвратиться», лекторами подготовлена лекция для зала Боевой Славы с одноименным названием. А поисковая работа «Ах, война, что ж ты подлая сделала…» рассказывает о бывшем ученике Владимире Костыш, который погиб в Чечне в 2000 году (Приложение 5).
В 2010 году, в год учителя, актив Совета музея «Родина» выступил с инициативой поставить памятник на местном кладбище одному из первых учителей Донского, участнику ВОВ Асееву А.М. На обращение ребят откликнулись не только ученики школ Донского, но и некоторые организации и предприниматели села. На собранные деньги с помощью сельского Совета на местном кладбище был установлен памятник Учителю, ветерану, написана поисковая работа по данной теме.
Старшеклассники, используя музейные экспонаты и презентации, с удовольствием проводили экскурсии и лекции, с поисковыми заданиями неоднократно занимали призовые места в районе. Музей стал методической базой для проведения районных и краевых семинаров по героико-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
С гордостью Алла Николаевна делилась воспоминаниями о том, что музей «Родина», участвуя в смотре-конкурсе сельских школьных музеев, занял первое место среди сельских школ России (Приложение 6). Деятельность музея «Родина» отмечена грамотами и дипломами как районного, так и краевого уровня (грамота районного отдела образования, краевого Совета ветеранов, дипломом комитета по делам молодежи; дипломом второй степени Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»). Работа музея «Родина» постоянно освещалась в местной газете «Нива».
Одно поколение краеведов сменялось другим и всегда с большим интересом, энтузиазмом увлекались ребята школы музейной работой. Яркими членами Совета музея того периода, из рассказа Сухининой А.Н., были Лыкова Женя, Иванисова Таня, Михаил Чернов, Афанасова Лена, Яворницкая Наташа, Белевцева Мария и многие другие.
Мне удалось встретиться с Евгенией Лыковой и Татьяной Иванисовой, завязалась переписка с Михаилом Черновым.
Во время встреч и переписки с бывшими активистами музея, я еще раз убедилась, что работа по изучению истории села и школы, общественная деятельность в качестве экскурсоводов и лекторов не прошли бесследно. Для Михаила - это стало выбором профессии, он заведующий отделом научно-просветительной, образовательной и экскурсионной деятельности ГБУК СК «Музейно-выставочного комплекса «Россия — Моя история» города Москва, а для Евгении и Татьяны - глубоким чувством патриотизма, позывом на самоотверженный труд и подвиг.
Деятельность музея в настоящее время
Идут года, но и сейчас музей остается центром военно-патриотического воспитания школьников. С 2012 года руководит музеем Емельянова Наталья Ивановна, продолжая начатое дело предшествующими руководителями.
Организатором всей работы музея остается Совет музея, который ведет работу различного характера:
Поисково-собирательская деятельность музея: в результате кропотливой работы собрано большое количество предметов военного времени: личные документы, биографические материалы, дипломы, удостоверения, почетные грамоты, воспоминания, газеты и фронтовые письма, фотографии военных лет. Все собранные в ходе поисковой работы экспонаты фиксируются в инвентарной книге, им присваивается инвентарный номер и производится первичное описание. Они составляют основной, вспомогательный и библиотечный фонды музея. В настоящее время в основной фонд входит 795 единиц хранения, вспомогательный фонд 370 единиц хранения, библиотечный фонд 175 единиц хранения. Для хранения фондов музея созданы все условия.
На базе музея сформирован поисковый отряд «Патриот», члены которого занимаются поисково - исследовательской деятельностью. Ежегодно члены отряда принимают участие в районном слете туристско- краеведческой конференции «Отечество». Они - победители районного, лауреаты и призеры краевого, дипломанты федерального этапа туристско - краеведческого движения «Отечество».
В 2021 году я стала участницей долгосрочного проекта «Памяти учителей - фронтовиков села Донского посвящается». Данный проект - это дань памяти и признательности людям самой благородной профессии – учителям, нашим землякам, участникам Великой Отечественной войны. Был собран материал об учителях, создана презентация и проведен урок памяти с одноименным названием. Следующим этапом проекта (ноябрь 2021 г.) стала закладка «Аллеи Памяти» в честь учителей села Донского. 19 ноября состоялось торжественное открытие «Аллеи Памяти». Аллея Памяти, заложенная руками учащихся, будет хранить вечную память об учителях – фронтовиках. Они всегда являются примером для педагогов и учеников!
А наш проект еще не закончен: сейчас идет активная работа по созданию интерактивных QR- кодов с целью сохранения памяти для будущих поколений.
Данная работа легла в основу проекта «Аллея Памяти» Всероссийского конкурса экологических проектов «Волонтеры могут все», который занял 1 место в нашем крае. Таким образом, учащиеся школы самостоятельно собирают и оформляют материалы, которые пополняют экспозиции музея и являются основой научно-исследовательской и экскурсионной работы.
Экспозиционная деятельность музея: огромное значение для всех обучающихся школы имеет экспозиция «Великая Отечественная война», в которой отражены события с 1941 по 1945, показаны героическая работа тыла, партизанская война, территории освобождѐнные советскими войсками, цена Победы, представлена выставка книг. Данные материалы позволяют сделать вывод, что Великая Отечественная война - событие, которое навсегда останется в памяти народа. Необходимо знать и всегда помнить об этих событиях нашей истории и с уважением и благодарностью относится к тем, кто своими героическими усилиями обеспечил Победу.
Благодаря тесному сотрудничеству с «Российским Советом ветеранов пограничной службы», появилась новая экспозиция «Часовые Родины», знакомящая нас с историей пограничной службы. В данный момент идет сбор информации о пограничниках Великой Отечественной войны.
Экскурсионно-просветительская деятельность музея представлена следующими формами: экскурсии, музейные уроки, различные массовые мероприятия, которые играют роль связующего звена между музеем и теми, для кого он предназначен.
Анализ документации школьного музея показал, что за годы своего существования музей посетило свыше пяти тысяч человек, было проведено более 3,5 тыс. тематических и обзорных экскурсий и лекций, уроков мужества, встреч с ветеранами ВОВ, тружениками тыла и почетными жителями села Донского, заочные путешествия по местам солдатской славы и конференции. Школьники участвуют в патриотических акциях «Забота», «Обелиск», «Поздравь ветерана», «Георгиевская ленточка», «Напиши письмо ветерану» и других. Активистами музея создана Книга Судеб, в которой собран материал о ветеранах, над которыми шефствовали ученики нашей школы.
Свою деятельность по патриотическому воспитанию школьный музей проводит в тесном сотрудничестве с районным музеем, Советом ветеранов, библиотекой, отделом по молодежной политике, РДК. Работа музея периодически освещается в районной газете «Нива», отмечена грамотами и благодарственными письмами многих общественных организаций.
Проанализировав работу школьного музея «Родина», я пришла к выводу, что школьный музей несёт огромный потенциал в воспитании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способствует развитию их гражданской компетентности, самостоятельности, помогает формировать любовь к Родине, бережно относиться ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Это позволяет растить истинного Гражданина на подлинном материале, на истории и событиях своего села и школы.
Заключение
В ходе поисковой работы мне удалось обобщить сведения о деятельности школьного музея «Родина» от истоков до современности. Встретиться с бывшими руководителями и активистами музея, составить презентацию по данной теме.
Я пришла к выводу, что музей является воспитательным и образовательным пространством. Он полезный и доступный для учащихся и педагогов. Необходимо еще больше привлекать учащихся к деятельности музея, участию их в исследовательской, экспозиционной и экскурсионной работе. Считаю, что важной стороной деятельности школьных музеев должен быть взаимообмен опытом, методическими находками, а также участие в мероприятиях и акциях музееведческой направленности на уровне школы, района, края, страны.
Материал поисковой работы я размещу на сайте нашего образовательного учреждения. А свою исследовательскую работу я хочу закончить такими замечательными словами:
Посетите музей иногда,
Не теряйте с историей связь.
Здесь в витринах застыли века-
След эпохи, что вдаль унеслась!
Спасибо за внимание!
Источники
1. Архивные материалы школьного историко - краеведческого музея «Родина»;
2. Воспоминания, интервью с бывшими руководителями и активистами школьного музея: Ляховой Р.И., Сухининой А.Н., Черновым М., Лыковой Е., Иванисовой Т.
3. Фонды школьного музея – поисковые работы «Учитель, сколько в имени твоем…» (о Ляховой Р.И., Сухининой А.Н.); раскладушки и альбомы, содержащие материалы о деятельности музея в период 1975 – 2005 гг.
14