12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федулова Лилия Константиновна1317
Учитель высшей квалификационной категории. Увлекаюсь садом и огородом. Люблю читать. Имею чувство юмора
Россия, Пермский край, Березники

Тема конкурса: Внеклассное мероприятие «Защитим природу вместе»!

4 октября - Всемирный День защиты животных

Тема внеклассного занятия: «Насекомые тоже нуждаются в защите!»

Тип занятия: открытие новых знаний.

Аудитория: учащиеся 5-6 класс.

Цели: научить детей быть гуманнее по отношению к насекомым.

обучающие: формирование представления о значении насекомых в природе и в жизни человека, охрана насекомых;

развивающие: определение границы знания и «незнания» у учащихся, описание, анализ, синтез, выдвижение предположений, моделирование ситуаций;

воспитывающие: развитие осознанного отношения к природе и насекомым;

Планируемые результаты учебного занятия:

предметные: насекомые нуждаются в охране и защите.

метапредметные:

регулятивные: оценивать свои достижения на занятии;

коммуникативные: овладевать умениями слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение;

познавательные: развивать навыки самопознания живой природы, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;

личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, готовность к самообразованию, самовоспитанию активной творческой личности.

Задачи:

обучить умению ставить проблемы и творчески искать ответ;

воспитать гуманное отношение к животным (насекомым).

Используемая технология: критического мышления, проблемного обучения, игровые (игра–ассоциация).

Место проведения: кабинет биологии.

Информационно-технологические ресурсы:

в качестве индукции к занятию фильм «Микрокосмос» (включается и демонстрируется перед занятия)

https://ya.ru/video/preview/10784113121800623780

эпиграф к уроку

https://ru.citaty.net/temy/nasekomoe/?ysclid=loz5dko07o869959746

жетоны с изображением видов охраняемых бабочек в России, на обратной стороне написаны фразы (см. приложение 1).

Ход занятия:

«Бедное раздавленное насекомое страдает так же, как

умирающий гигант»

Уильям Шекспир

I. Этап мотивации (5 мин.).

Учитель. Очень часто мы не задумываемся, совершая какие-то поступки. Нам жалко бездомную кошечку или щеночка ведь они такие милые и «няшные». А есть другие животные, которые также требуют к себе внимания и защиты, но их внешний вид нас пугает и отталкивает. Сегодня мы поговорим именно о таких животных. И это будут насекомые.

Ребята, были ли в вашей жизни случаи, когда вы или ваши знакомые, не задумываясь, обижали насекомых?

Ответы ребят: раздавили муравья, убили комара, оторвали крылья мухе, собрали коллекцию из бабочек и т.п.

II. Актуализация (10 мин.).

Учитель. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди полюбили насекомых и перестали их обижать?

Ответы детей: надо показать им, что животные полезны для человека, нужны природе. Например, бабочки опыляют цветы растений, нектар – пища для других животных, насекомые не дают сильно разрастись растениям, регулируют численность других животных, личинки насекомых рыхлят землю. Сам человек получает мед, шелк, хороший урожай, защиту растений от насекомых вредителей.

Учитель. Все верно, какие вы молодцы! Для того, чтобы люди знали, какие из насекомых охраняются их заносят в Красные Книги России, Красную Книгу Пермского края; создаются заповедники, заказники и даже микрозаказники. Хорошо известен муравьиный микрозаказник «Зелениха». На его территории специально ограждены все муравейники, чтобы человек издали мог их легко заметить. А работники заказника еще и искусственно расселяют этих насекомых. Ведь муравьи – защитники леса от опасных вредителей.

t1700065947aa.png

III. Игра-ассоциация «Насекомые как люди» (20 мин).

Учитель. Приглашаю желающих поиграть в игру ассоциацию. Вытяните один из семи жетонов с изображением видов бабочек, занесенных охраняемых в России. Попробуйте ассоциировать себя с данным насекомым. Выскажите, что сближает вас с ним (ответы учащихся).

1. Стрекоза – живая ракета – человек - всевидящее око (ответ учащегося).

Комментарий учителя после ответа-ассоциации. У стрекозы огромные глаза, они занимают не только все бока головы, но и заходят вперед и назад. Стрекоза видит всё сразу, что делается вокруг неё, поэтому она не доступна для хищников.

2. Светлячок – яркий фонарик – человек, освещающий путь другим (ответ учащегося).

Комментарий учителя после ответа-ассоциации. У светлячков Пермского края светятся только самки, а на юге страны светятся и самки и самцы. Там, в лесу, зеленые искорки сияют не только в траве, но и в воздухе.

3. Шмель – неутомимый работник (ответ учащегося).

Комментарий учителя после ответа-ассоциации. Шмель - один из первых посетителей весенних раннецветущих растений, т.к. меньше других боится холода. Тело его нагревается благодаря усиленной работе грудных мышц.

4. Божья коровка – яркий, запоминающийся человек (ответ учащегося).

Комментарий учителя после ответа-ассоциации. Окраска божьей коровки предупреждает – «Не тронь меня! Я тебе в пищу не гожусь!» За сутки она съедает 80-100 тлей, помогая растениям и человеку в борьбе с тлёй.

5. Кузнечик – виртуозный скрипач – неуловимый человек с музыкальными способностями (ответ учащегося).

Комментарий учителя после ответа-ассоциации. Поймать кузнечика нелегко, т.к. у него хорошо развитые длинные задние ноги прыгательного типа. Слуховой аппарат расположен на голенях передних ног.

6. Бабочка – монарх – человек, занимающий большую должность и любящий путешествовать (ответ учащегося).

Комментарий учителя после ответа-ассоциации. Бабочка-монарх - единственная бабочка, совершающая длинные миграции. Каждую осень она летит к экватору, а весной на юг.

7. Скарабей священный – заботливый родитель и хороший семьянин (ответ учащегося).

Комментарий учителя после ответа-ассоциации. Древние египтяне поклонялись скарабею как божеству. Он - символ движения солнца по небу.

IV. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших в ходе занятия (самокоррекция) (5-7 мин.).

Вопросы, предлагаемые для рефлексии:

1. Какое новое открытие ты сегодня сделал?

2. Что новое ты узнал о людях?

3. Что нового обнаружил в себе?

4. Какие чувства вы испытали по ходу занятия?

V. Ребята, благодарю вас за плодотворную работу. Сегодня вместе мы узнали много нового и интересного о насекомых, о том, что их тоже нужно охранять и защищать. Они - настоящее чудо, поэтому давайте будем беречь нашу природу, охранять и защищать ее!

Всем спасибо за работу!



Приложение

Жетоны для игры-ассоциации

1. Стрекоза – живая ракета – человек - всевидящее око

t1700065947ac.gift1700065947ad.jpg

Адмирал

2. Светлячок – яркий фонарик – человек, освещающий путь другим

t1700065947ae.jpg

Махаон

3. Шмель – неутомимый работник

t1700065947af.jpg

4. Божья коровка – яркий, запоминающийся человек

t1700065947ag.jpg

Медведица-госпожа









5. Кузнечик – виртуозный скрипач – неуловимый человек с музыкальными способностями

t1700065947ah.jpg

Мнемозина

6. Бабочка – монарх – человек, занимающий большую должность и любящий путешествовать

t1700065947ai.jpg

Монарх

7. Скарабей священный – заботливый родитель и хороший семьянин

t1700065947aj.jpg

Павлиноглазка малая

Опубликовано в группе «Конференции,конкурсы для учителей и учеников»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.