Конспект урока географии в 7 классе на тему «Население Африки»
Население АфирикиPPTX / 8.28 Мб
/data/files/x1701165313.pptx (Население Афирики)
Приложение к урокуDOCX / 101.38 Кб
/data/files/y1701165372.docx (Приложение к уроку)
текстDOCX / 12.18 Кб
/data/files/a1701165402.docx (текст)Урок № 25: «Население Африки».
Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся знаний о населении Африки
Задачи урока;
Продолжить формирование знаний о материке Африка
Получить представление о народах Африки и особенностях расселения народов.
Развивать познавательные и исследовательские навыки учащихся, умение работать с дополнительными источниками информации
Продолжить развивать умение работы с картами и атласом
Воспитание в детях толерантного отношения к людям с разным цветом кожи, интереса к предмету.
Оборудование: карта «Плотность населения. Народы», настенная карта «Физическая карта Африки»
Средства обучения:
Учебник: В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев «География материков и океанов», М. Дрофа, 2017.
Атлас: География материков и океанов. 7 класс.
Презентация.
Тип урока: комбинированный
.
Формирование универсальных учебных действий
Предметные | Метапредметные | личностные | ||||||
ученик научится | ученик получит возможность научиться | познавательные | регулятивные | коммуникативные | | | ||
- выбирать источники географической информации для решения учебных задач; - находить и извлекать необходимую информацию; - формировать представления о населении и его занятиях, овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | - подготавливать сообщения о народах Африки; - составлять описания рас. | - формировать умения осуществлять смысловое чтение, делать выводы, работать с текстом и с картами, владеть устной речью; - выделять и формулировать познавательные цели; - осуществлять поиск информации и её структурировать; - контролировать результаты деятельности. | - сличать результаты действия с заданным эталоном; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить; - вносить необходимые дополнения; - проводить самоконтроль, контроль, оценку и самооценку. | - воспринимать речь учителя и реагировать на неё; - планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; - уметь договариваться; - слушать и принимать во внимание мнение других; - дискутировать; - управлять поведением партнера; - публично выступать. | - формирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих. - проявлять интерес к учебному материалу; - сохранять мотивацию к учебной деятельности; - выражать отношение к процессу познания. | |
| Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
1. | Организационный момент | - Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. - Сегодня мы с вами продолжим изучение материка Африка. Надеюсь, что вы, ребята, будете внимательными и активными и наш урок получится интересным и плодотворным. Начнем с опроса уже изученного материала. | |
2. | Актуализация опорных знаний | Слайд 2 Найди ошибку «И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка – самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира – Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев и бушменов! Я обещаю тебе – я вернусь!» внимательно прочитайте текст, найдите и зачеркните неправильные суждения о материке Африка. Слайд3 3-й лишний Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с уникальным материком Африка | |
3. 4. | Постановка проблемы Постановка целей урока Открытие учащимися нового знания Вводное слово учителя Работа с картой Объяснение учителя, презентация Сообщение учащихся | Слайд 4 Учитель: Аяльнэха Мулату, современный эфиопский поэт: Не так названье важно для страны И очертания не так важны, Как важно то, кто в том краю живет, Зачем живет и чем живет народ. Узнать любой страны особый нрав Мы сможем, лишь людей её узнав Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? ( о населении Африки)
- А зачем нужно изучать население Африки ? (для полного образа материка, для собственного развития) -А что вы хотите узнать о населении Африки? (расы, народы, образ жизни, жилища) -Из каких источников информации можно узнать о населении? Слайд 5 Тема нашего очередного путешествия «Население Африки». (откройте тетради и запишите тему урока) 1) Размещение населения Вспомните, чему равна численность населения Земли? (7 млрд. человек) Численность населения Африки - более1 млрд. 300 млн. человек – второе место в мире. Слайд 6 Сравните на фото ночной Африки и Европы из космоса. Что можете сказать? (в европе очень много крупных населен пунктов, плотность населения большая) Как африканское население размещено по территории? Как это узнать? (по карте Плотность населения) Откройте карту «Плотность населения. Народы» с.18-19 атласа. Найдите на карте территории с наибольшей плотностью населения. Наиболее плотно заселены северные районы материка и побережье Гвинейского залива Какие части Африки не заселены? В пустыне Сахара плотность очень низкая, есть незаселенные территории. Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 5 до 10 млн жителей. (Каир, Лагос, Киншаса) Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 1 до 5 млн жителей (Дакар, Абиджан, Браззавиль, Луанда, Кейптаун, Аддис-Абеба, Алжир, Триполи и др.) Где расположена основная часть городов? на побережье. С чем это связано? (Наиболее благоприятные природные условия ) Как вы думаете, какие причины влияют на размещение материка? (На размещение населения влияют в основном природные факторы, а также исторические) Где проживает большая часть населения Африки в городах или сельской местности? (В сельской местности) Чтобы нам двигаться дальше, давайте обновим наш багаж знаний! Слайд 7,8 На какие основные расы делится население Земли? (европеоидная, монголоидная, экваториальная) и переходная Африка-прародина человека. Здесь в породах найдены орудия труда и останки человека имеющие возраст 2,7 млн лет. В Африке проживает более 200 народов, относящихся к 16 языковым семьям. Все население Африки делится на коренное (люди, чьи предки проживали в данной местности) и пришлое (переселенцы из других территорий) Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры- (потомки переселенцев из Нидерландов) и англичане. Учитель: Экспедиции вашего класса побывали в гостях у разных народов Африки. Они расскажут о своих путешествиях. Описание по плану: 1.Район проживания, пз 2. Раса 3.Внешний облик 4.Основные занятия 5.Пища 6.Жилище Перед началом выступления учащиеся закрепляют фото с представителем народа на настенной карте Африки, в том месте, где проживает народ. Во время выступления группы остальные ведут записи в тетради (Делают путевые заметки) Предварительная работа дома: создать образ представителя народа, подобрать 1-2 фото А начнем мы наше путешествие с очень загадочного народа. Синие люди, еще называют их…Кто у них побывал? -туареги Слайд 9 А теперь перенесемся к одним из самых высоких людей Африки… - масаи Слайд 10 Время побывать у самого низкорослого народа нашей планеты - пигмеи Слайд 11 Этот народ обитает в пустыне Калахари - бушмены Слайд 12 Чтобы посетить этот народ нам пришлось пересечь Мозамбикский пролив -малагасийцы Слайд 13 Спасибо всем за проделанную работу! Мы услышали очень интересные отчеты о проделанном путешествии. Физкультминутка для глаз Слайд 14 А теперь внимание на экран (сюжет о голоде в Африке) Слайд 15 Обьясните, почему многие страны Африки являются отсталыми и постоянно нуждаются в гуманитарной помощи? Для этого прочитайте текст Колониальное прошлое материка. Были колониями развитых стран- вывозились все природные богатства. Экономика не развивалась Обрели независимость сравнительно недавно, после 2 мир войны Засухи, войны | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. 7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм свои поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |
4 | Первичное закрепление учебного материала, | Почему Африку часто называют черным материком? Приведите примеры народов Африки. Почему население Африки неравномерно размещается по материку? | |
5 | Самостоятельная работа с проверкой по образцу | Выполните проверочную работу. Слайд 16 Ребята, а теперь давайте ответим на вопросы На слайде предлагаются высказывания, вы должны согласиться или нет с утверждением. 1. Наиболее заселенными в Африке являются центральные районы, особенно пустынные (Сахара, Калахари, Намиб) и лесные (котловина Конго) 2. На севере Африки в населении преобладают представители европеоидной расы. 3. По численности населения Африка занимает первое место в мире. 4. Часть материка, лежащую к югу от Сахары, населяют представители экваториальной расы . 5. Самые низкорослый народ– это пигмеи. 6. Большая часть населения Африки проживает в городах. На слайде 12 сверяют свои ответы Слайд 17 1-нет 2-да 3-нет 4-да 5-да 6-нет | |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Работа с рисунком 62, стр.133 (учебник) - Чем объяснить различия в жилищах народов Африки? (природными условиями того места, где обитает народ) | |
6. | Итог урока | Выставление оценок. Ученики в листах оценивания ставят себе оценку и каждая группа ставит оценки другим группам. | |
7 | Рефлексия | Продолжите высказывания: Никто не знает, а я знаю, что: Продолжите фразу: Сегодня на уроке мне запомнилось…. Больше всего мне понравилось…. Прием Острова Слайд 18 | |
8 | Задание на дом | Задание на дом: §23, Слайд 19 составить схему классификация рас и народов Африки | |
Приложение.
Лист самооценки