12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Травникова Ольга Александровна51
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Наша зимушка-зима

Сценарий игрового занятия для детей 1-4 классов


Цель:

Воспитывать в детях чувство красоты, любовь к природе и родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.  

Развивать эстетическое восприятие, высказывать свою точку зрения на увиденное, оценивать образцы живописи, музыки, поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.

Учить детей различать оттенки настроений, смену характера.

Познакомить детей со старинными названиями месяцев:

 хмурень, лютовей, снеговец,  лазурь.

Стихи:

А.С. Пушкин стихотворение «Вот север тучи нагоняя…»

И.Суриков «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»

С.Есенин строки: «Еду. Тихо. Слышны звоны. Под копытом …»

Репродукции картин:

И.Грабарь,  картина «Февральская лазурь»; А.Саврасов, картина  «Зима».


Сценарий занятия:

Педагог:

Добрый день, ребята! Сегодня на занятии мы узнаем много нового и интересного.

Ребята, скажите пожалуйста,  какое сейчас время года? (Зима). Да, зима, но она, к сожалению,  заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня вспомнили о зиме и рассказали об этом удивительном времени года. Ребята, а кто из вас любит  зиму? Почему? (Дети отвечают).

Да, верно, зима веселая пора. На нашей огромной планете, на нашей Земле, много разных стран и в каждой стране различные зимы.

Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют –  жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем?

Скажите пожалуйста,  какая же у нас русская зима?

Ответы детей:

Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.

Педагог:

Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и бывает оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

 У каждого времени года есть 3 месяца. Давайте назовем все зимние месяцы, которые мы знаем.

Ответы детей:

Декабрь, январь, февраль.

Педагог:

Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему?  (Ответы детей)

Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.

А январь в старину называли «лютовей». Как вы думате, почему? (Ответы детей).

Верно, потому что  лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег.

А февраль  в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

Зимние  загадки:
Волшебные туфли
Наденешь на ноги –
И сразу помчишься
По зимней дороге.
               (коньки)

Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…
               (снегири)

Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло - заплачет вмиг,
И растает ...
                (снеговик)

Выпала из снежной тучки
И попала к нам на ручки.
 Эта снежная пушинка,
 Серебристая...
                     (снежинка)

Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка…
                       (мороз)

Педагог:

А вы знаете пословицы о зиме?

Дети:

Береги нос в большой мороз.

Сугроб да вьюга – два друга.

В зимний холод всякий молод.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Зима без снега – лето без хлеба.

Педагог:

Поэты, художники, передают свое настроение зимы в музыке, стихах, в красках.

И вот сейчас посмотрим картины русских художников

И.Грабаря «Февральская лазурь» и А.Саврасова «Зима».

Скажите, пожалуйста, чем они похожи? (Пейзаж, зима, деревья)

Чем они отличаются? (Время суток, цвета и др.)

Посмотрите, как художники изобразили снег? От чего зависит цвет снега? (от окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения) А действительно, снег может создать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности, как и показано на этих картинах. Каждый  художник передает в картине свое настроение, свои чувства.

Картина «Зима» Алексея Саврасова на ваш взгляд какая она? (Спокойная, задумчивая, тихая и т.д.) Почему вы так решили? (Ответы детей). А «Февральская лазурь» Игоря Грабаря? Почему художник ее так назвал? (Ответы детей) Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Ответы детей:

Хорошее настроение, радость, веселье, восторг и т.д.)

Педагог:

Почему?

Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники, используя краски, передают настроение зимы.      На первый взгляд посмотришь, все картины одинаковы, но если приглядеться, то можно увидеть, что они все разные и это все потому, что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная или тихая, спокойная.

(педагог предлагает отдохнуть и поиграть).

Физкульт-минутка

Снег–снежок, снег–снежок

По дорожке стелется

(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)

Снег–снежок, снег–снежок

Белая метелица

Снег–снежок, снег–снежок

Замело дорожки

(Плавно качают руками вправо–влево)

Снег–снежок, снег–снежок

Тает на ладошке

(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку)                          

Мы налепим снежков

Вместе поиграем

(«Лепят снежки»)

И друг в друга снежки

Весело бросаем

(«Бросают снежки»)

Но тепло во дворе                                

(Хлопают в ладоши)

Не замерзли ушки

(Потирают ладонями уши)

Накатаем мы снег

(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью).

В белый ком большущий.                 

(Разводят руки в стороны).

(Дети садятся на стульчики)

Педагог:

Ребята, не только художники в своих картинах передают настроение зимы, а также настроение можно передать в поэзии .

Наша зима у художников, поэтов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.

Вот как она звучит у  А.С. Пушкина – холодная, спокойная и величественная. (Ребенок читает стихотворение «Вот север тучи нагоняя…»)

Зима веселая пора, все рады проказам Матушки – зимы, мороз румянит щеки, пощипывает нос. А снег легкий пушистый, очень скользкий, санки летят по нему так, что дух захватывает, весело зимой! (Дети читают стихотворения  И.Суриков «Вот моя деревня…»)

А другой поэт, Сергей Есенин, рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки: «Еду. Тихо. Слышны звоны. Под копытом на лугу…»

И в заключение  я предлагаю вам поиграть в игру «Что мы делаем зимой»

Что мы делаем зимой,
Дай, дружок, ты мне ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечая “да” иль “нет”.
В снежки играем мы с друзьями?     (Да)
Грибы по лесу собираем сами?        (Нет )
С горки на санках катаемся?             (Да)
В деревне на речке купаемся?          (Нет)
По лесу на лыжах бродим?               (Да)
А много цветов находим?                 (Нет)
В саду своем грядки копаем?           (Нет)
И с Дедом Морозом мы пляшем?    (Да)

Ну, что ж, молодцы, друзья!

А ещё, что мы любим делать зимой?

Делать горку из снега.

Кататься на коньках.

Лепить снеговика.​​​​​​​

Педагог:

Наше занятие заканчивается, мы и познакомились с зимой, с ее месяцами, с ее красками, узнали много интересного. Вы активно отвечали на вопросы и играли. Все молодцы!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.