Конспект занятия дополнительного образования «Ах, зимушка, зима, волшебница зима!» (1–2 класс)
Ах, зимушка, зима, волшебница зима!
Разработка занятия в системе дополнительного образования по рабочей образовательной программе «Друзья природы» «Ах, зимушка, зима, волшебница зима!». 1-2 класс.
Тип: Занятие сообщения и усвоения новых знаний.
Цель: создание условий для формирования творческих способностей обучающихся через музыку, поэзию, живопись.
Образовательные задачи:
- формировать целостный образ зимы опираясь на жизненный опыт обучающихся, обобщение жизненных наблюдений об изменениях в окружающей их природе;
- познакомить с произведениями различных видов искусств;
- научить находить в художественных текстах изобразительно – выразительные средства языка;
- создать небольшую художественную композицию простейшими выразительными средствами.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию умения анализировать и сравнивать свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием картин природы, стихотворений и музыки;
- способствовать формированию умения выбирать цветовую гамму для соответствующего времени года.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эстетический вкус на лучших образцах различных видов искусств;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- возникновение эстетического чувства любования родной природой;
- переживание музыкальных впечатлений восприятия времени года;
- переживание радости творчества в разных видах искусства.
Метапредметные:
- умение осуществить целеполагание;
- умение ставить новые познавательные задачи;
- становление коммуникативных умений;
- осуществление рефлексивного действия;
- анализ, синтез, сравнение, выбор.
Предметные:
- создание рисунка (цветные карандаши, фломастеры);
- определение изобразительно – выразительных средств в музыке (темп, регистр, динамика);
- поиск средств в художественных текстах (эпитет, олицетворение, сравнение).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран (интерактивная доска); гуашь, широкая кисть.
1. Организационная часть
Ребята, тему нашего занятия сейчас определите сами, отгадав загадку:
Дел у меня много -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня … (зима)
О чем мы с вами будем говорить? (О зиме).
Да, сегодня мы поговорим о зиме.
2. Изложение нового материала и закрепление его.
- После чего наступает зима?
- Назовите зимние месяцы.
- Что происходит в природе зимой?
- Какие стоят деревья?
- Что лежит на крышах домов и на улице?
- Какую одежду надевают люди зимой?
- Как живется зверям и птицам зимой? Почему?
- Как им можно помочь?
- Что вы можете рассказать о зиме? Как вы опишите ее характер? (Холодная, суровая, снежная и т.д.)
- Про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, висят, скрипит?
- Какие дни бывают зимой? (пасмурные, солнечные, идет снег, метет метель и. т. д).
- Кто из вас любит зиму? Почему?
- Да, запоминается зима морозными, солнечными, снежными, радостными днями. А почему радостными? Бывают среди зимы и такие дни: выглянешь поутру из окна и восхитишься – деревья в белоснежных шубах. Какие вы знаете зимние праздники?
- Да, зима - красивое, волшебное время года, когда приходят самые сказочные праздники: Новый год, святки, Рождество. У каждого человека воспоминания детства непременно связаны с этим временем года: снежные игры, катание с горок, подарки Деда Мороза.
Зима прекрасное время года, она удивительна, неповторима, и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он старается передать эту красоту словами, звуками, красками. Поэты написали много красивых стихов о зиме, художники написали много красивых картин о зиме, а композиторы сочинили музыку. Все творческие люди чувствуют зиму очень тонко и в своих произведениях стараются передать ее настроение.
Давайте попробуем расслышать какая зима у композиторов, а представить помогут картины русских художников.
Мы с вами услышим пьесу П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «У камелька», посвящена она январю. Отрывок стихотворения «Мечтатель» А. С. Пушкина предшествует исполнению пьесы.
И мирный неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела...
Камелек - это специфически русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали. Пьеса «У камелька» рисует картинку с элегически - мечтательным настроением. Когда будете смотреть музыкальный клип, увидите картины художников, которые усилят впечатления просмотра.
- Какое настроение возникло у вас? Да, музыка создает настроение покоя, умиротворенности и уюта, интимности обстановки. Мелодию легко напеть, она покоится на мягком аккомпанементе.
- А хотелось бы вам услышать настоящую музыкальную зимнюю сказку - красивую, очень-очень чистую, самую волшебную новогоднюю, мелодию добра, любви и мира. Такую удивительную музыку написал Микаэл Таривердиев, советский композитор.
- Под эту музыку действительно хочется верить в чудеса. В ней слышен хрустальный перезвон, всепроникающая нежность. Уже с первых звуков чувствуешь, что это зима, и ты в ожидании чего-то прекрасного, чудесного, волшебного. Так и кажется, что вокруг все в белом цвете и крыши домов в снежных шапках, и деревья в белоснежных сарафанах, и дороги под пушистым зимним одеялом.
- Зима у поэтов - красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Какая же зима у поэтов?
А.С.Пушкин
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз… И рады мы
Проказам матушки-зимы!
- Какая же зима У А.С.Пушкина? (Холодная, спокойная, величественная).
Фёдор Иванович Тютчев.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
- А какая зима у Фёдора Ивановича Тютчева? (Волшебная, околдованная чарующая сказочная.)
С. Есенин
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распушились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Какая же зима у С. Есенина? (Модная, нарядная.)
Вывод:
- Какая же зима у поэтов? (Зима у поэтов - красивая, озорная, тихая, модная, сказочная.)
- И опять сказка! Лирическое стихотворение Эдуарда Асадова «Зимняя сказка». Когда читаешь и слушаешь это стихотворение, кажется попадаешь в атмосферу, наполненную любви и нежности.
Физкультминутка
- Ребята, а сейчас немного подвигаемся под веселую музыку! Новогодняя физкультминутка!
3. Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога
Представьте, что вы юные художники. Мы сейчас нарисуем зимнюю елочку, рисунок которой вы можете приклеить на сложенные пополам лист картона, и получится настоящая новогодняя открытка.
Дети рисуют, звучит музыка
4. Обобщение и оценка выполненной работы
- Какую музыку, ребята, вы сегодня услышали, каких авторов? Какое настроение у вас создалось? Чьи стихи вы услышали?
- Я надеюсь, что стихи, музыка, картины, с которыми вы сегодня познакомились, помогут вам по-новому взглянуть на нашу зимнюю природу, вслушаться и всмотреться в красоту, окружающую нас.
Дети заканчивают рисунок, вывешивают на доску, оценивают свои рисунки.