Внеклассное мероприятие в 4 классе на тему «Наши верные друзья: библиотечный урок»
Пояснительная записка к презентации
Всероссийский дистанционный конкурс для библиотекарей на лучшую методическую разработку «Библиотечный урок»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Ишима»
Адрес: 627755, Тюменская область, г. Ишим, ул. Первомайская, 92
Методическая разработка библиотечного урока:
«Наши верные друзья»
Выполнила:
Карташкова Ольга Степановна
педагог-библиотекарь
2017г.
Цель урока: изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры учащихся.
Задачи: знакомство с историей письменности и книги;
привлечение детей к чтению книг;
привлечение детей к регулярному посещению библиотеки;
воспитание у учащихся школы бережного отношения к книгам и школьным учебникам;
учить культуре обращения с книгой.
Тип урока: урок – путешествие.
Метод обучения: иллюстративно-словесный.
Формы работы: групповая.
Аудитория: обучающиеся 4 классов.
Оборудование: компьютер + проектор. Электронная презентация.
Место проведения: помещение класса.
План урока:
1. Оргмомент.
2. Вводная беседа.
3. Основная часть.
4. Рефлексия.
5. Заключение.
Ход мероприятия
I. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем библиотечный урок «Наши верные друзья».
II. Вводная беседа.
А начнём наше занятие с загадки-вопроса. Разгадав её, вы поймете, о чем пойдет речь:
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает, много знает.
Что это? (Книга.)
Верно! Самое чудное чудо, выдуманное людьми. Положили стопочкой листы, поместили на них всякие черточки, точки, да крючочки. Смотрим мы на все это таинство, и начинает происходить волшебство: книга ожила, с нами заговорила.
И она нам поможет узнать обо всём:
И про нашу одежду, и про наш дом,
И про нашу собачку, и даже про кошку.
И о числах и о цифрах,
И о лете, что в деревне.
И про случаи в школе,
И про добычу соли.
И даже прочтем весёлые стихотворения - про многие изобретения,
Всего и не счесть!
Ответьте мне на вопросы. Откуда пришли книги? Сколько же им лет? Кто - же книгу изобрел? Кто же этот волшебник?
(Ответы детей)
На последний вопрос «Кто изобрел её?» можно ответа не искать. Потому, что человека такого - просто нет. Его не существует.
Первые самые древние книги были очень странными, их даже и книгами назвать нельзя: рисунки на пещерных стенах, на камнях, на глиняных табличках. Древним людям очень хотелось, свои впечатления от охоты, рыбалки рассказать остальным соплеменникам, но писать ещё тогда не умели. Поэтому они свои рассказы и рисовали. А как все начиналось, вы узнаете из нашего урока.
III. Основная часть. (Приложение №1 Презентация)
Слайд 2: Самые ранние «книги» относят к шумерской цивилизации. Шумерами называли первых людей. Их государство находилось на Ближнем Востоке, между реками Тигр и Ефрат, и называлось оно – Шумер. Считается, что древние шумеры знали письменность. Это подтверждается археологическими находками. Шумеры изобрели первые «книги», но это не такие книги, которые мы привыкли видеть. Это были глиняные таблички с рисунками. Рисунки заменяли там слова и буквы. И это называют – «шумерское письмо», или ещё их по другому «клинопись». Клинопись, произошло от слова «клиновидный», так как для написания знаков на таких книгах-табличках, шумеры использовали палочки, заострённые на конце.
Слайд 3 и 4: В Древнем Египте использовали рисуночное, или точнее можно назвать пиктографическое письмо для написания «книг». У них каждая маленькая картинка обозначала слово или даже звук. Такие картинки, или символы, называют иероглифами.
Слайд 5: Далее книги в Египте уже писали на папирусе. Его изготовляли из листьев водного растения. Это растение такое же, как наша сорная трава осока. Она росла в большом количестве на берегах Нила. Стебли этой травы резали на полоски, сушили и склеивали, а чтоб была гладкой - разглаживали камнем. Писали тоненькой тростинкой.
Слайд 6: А ассирийцы писали на книгах – плитках. В древности существовала библиотека из глиняных книг - плиток. Каждая такая «книга» вмещала несколько десятков и более, глиняных плиток. Они нумеровались, на каждой «странице» проставляли порядковый номер.
А еще делали восковые книги. Делали эти книги так: брали несколько табличек – дощечек, аккуратно выструганных в середине, все это перевязывали шнурками через, проделанные в углах, отверстия. А квадратная выемка на каждой дощечке заполнялась воском, окрашенным в жёлтый или чёрный цвет. Писали в такой книге уже железным прутиком.
Слайд 7: Позднее материалом для книги стал пергамент. Пергамент делали из шкур убитых животных. Он был удобнее папируса: его можно было, и резать, и сгибать. На страницах такой книги можно было писать уже с обеих сторон. Листы сшивались, и в таком виде они выглядели уже как книга. Переплёт для книги делали из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали по углам медными наугольниками, разными драгоценными камнями. Книги имели специальные замочки, закрывающиеся на ключик.
Слайд 8: На Руси же изготавливали «книги» из бересты. Первые берестяные книги появились ещё в 9 веке. Бересту добывали из коры деревьев. Обрабатывая бересту, её сначала кипятили, после соскабливали внутренний слой, и только потом, придавая нужную форму, обрезали по краям. После такой обработки, береста становилась более мягкой и эластичной, пригодной для письма. Буквы писали заостренным камнем или железным стержнем.
Слайд 9: Очень долго книги оставались написанными от руки (рукописными). Нужно только представить себе, сколько же времени затрачивали люди, чтобы красиво переписать толстенные тома без ошибок, аккуратно. На написание такой книг уходили целые месяцы, и даже годы.
Слайд 10: Но время шло вперед, и вот уже изготовили первые печатные станки. Это были маленькие, ручные, а уже потом появились и настоящие большие печатные машины.
Слайд 11: Сегодня книга совсем не похожа на свою предшественницу. Радует она нас и своим цветным переплётом, и картинками, да и намного легче стала. Но все равно в книге мы видим черты, которые складывались веками. Как и много десятилетий назад, что бы издать книгу в наше время, над ней должны поработать много людей. Поэты и писатели должны написать текст. Редакторам нужно его отредактировать, а художникам нарисовать иллюстрации. Дальше книга попадает в типографию и там над её выпуском уже трудятся типографские рабочие. Очень долгий путь проходит книга, пока попадет на библиотечные полки. Много людей трудится над её созданием. Поэтому и нужно беречь книги, ценить труд людей, создающих их.
Ребята, а вы как относитесь к книгам?
(Ответы детей)
Ребята, что нужно делать, чтобы быть стать читателем? Как вы думаете?
(Ответы детей)
Все правильно сказали, для того, чтобы стать примерным читателем, нужно бережно относиться к книгам.
Главная же книга в нашей школьной библиотеке – «Учебник»! Это ведь тоже книга, только книга учебная. Мы даже не задумываемся о них (учебниках), как о замечательном сокровище, а бывает порой, что не всегда ценим и бережем их. А ведь и в его создание вложен труд очень многих людей.
В нашей школьной библиотеке учебников почти 19000 экземпляров. А как, вы думаете, же живется школьному учебнику?
(Ответы детей.)
Школьные библиотечные учебники – особенно уязвимые: ими пользуются намного чаще, чем учебниками, купленными родителями. Ведь в школе учебниками пользуется не одно поколений учащихся. Получая учебники в школьной библиотеке, вы становитесь, не только его хозяином на определенное время (на протяжении учебного года). Вы приобретаете себе настоящего друга. Главная задача, поставленная перед вами, учащимися, сохранить своих друзей. И сохранность учебников - обязанность каждого из вас. Постарайтесь же сохранить учебные книги как можно лучше. Относитесь к ним аккуратно и бережно.
Давайте вместе вспомним: как же нужно относиться к учебникам.
(Ответы детей)
Все верно сказали:
1. Учебник нужно обернуть бумагой, или специальной обложкой.
2. Пользоваться закладкой, и не загибать страницы.
3. Не перегибать учебник: ведь от этого вырываются страницы.
4. Не закладывать ручку в учебник или карандаш - от этого ломается переплет.
5. Учебник грязными руками не брать и во время еды не читать.
6. Перевертывая страницу, держать её за верхний угол.
7. Класть учебник только на чистый стол или парту.
8. Не писать и не рисовать в учебниках.
9. Помнить: школьный учебник – это общественная собственность.
Эти правила знают все ученики, но не все и не всегда их выполняют. Надеюсь, на вас учебники не обижаются?
Дорогие ребята! Ответьте мне на вопросы:
1. Сколько стоит новый учебник?
2. Огорчаетесь ли вы, если получаете грязные учебники?
3. Стремитесь ли вы сохранить учебники в хорошем состоянии?
4. Одинаково ли вы бережёте выданные учебники и собственные книги?
5. Пользуетесь ли вы закладки?
6. Ремонтируете ли вы учебники?
(Ответы детей на вопросы)
Знайте, для вас главный помощник в учебе
Это ваш школьный учебник.
Он и молчаливый, и добрый волшебник!
Он знания мудрые вечно хранит.
А ты сбереги его праздничный вид!
Знайте, дети, хорошо
Просьбу всех учебников:
Береги меня везде.
Читай меня ты аккуратно,
Ведь аккуратность мне приятна.
Пусть буду я всегда опрятен,
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь,
Читая, пальцы не слюнявь.
Мой переплет не выгибай,
Мне корешок не поломай!
Когда изорван корешок
И все страницы в пятнах разных,
То внешний вид мой безобразный
Других детишек отпугнет.
Твой учебник – не альбом!
Рисовать не надо в нем!
Бейся над любой задачкой,
Но учебник не испачкай!
С учебником мы ценим радость встреч,
Он нас уводит в мир открытий ярких,
Давайте же будем так его беречь,
Чтоб был, как типографский, без помарки!
Дают вам учебники в школах бесплатно,
И это, конечно же, вам очень приятно!
Но в этой приятности, что неприятно:
Весною учебник несем мы обратно…
И чтоб учебник обошелся
Без помощи лечебника,
Нужен весь учебный год
За учебником уход,
Чтоб чистым, не измятым
Он пришел к другим ребятам!
IV. Рефлексия. (Приложение №2)
Давайте попробуем сейчас повторить « Что любит наш учебник?» Для ответов у вас на парте лежат: солнышко и тучка. Если «Да» - показываете Солнышко. Если «Нет» - Тучку.
Что же любит наш учебник? - Обложку - Да! (Солнышко)
Грязные руки? - Нет! (Тучка)
Валятся на полу? – Нет! (Тучка)
Закладку? – Да! (Солнышко)
Дождик и снег? – Нет! (Тучка)
Бережное отношение? – Да! (Солнышко)
Яичницу? – Нет! (Тучка)
Чистые руки? – Да! (Солнышко)
V. Заключение.
Я хочу верить, что вы бережно будете обращаться с учебникам и книгам. А я же рада видеть вас частыми посетителями школьной библиотеки.
Для написания библиотечного урока использована литература:
1. Говоров, А.А., Куприянова, Т. Г. История книги. - М.: Светотон, 2001. - 400 с.
2. Егорова Т.С., Журнал «Начальная школа» №8 за 1992г. Утренник: «Береги книги».
Для создания презентации использованы Интернет ресурсы:
1. Шумерское письмо - https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/070f/0006aa46-a06847c5/img7.jpg;
2. Древнеегипетское пиктографическое письмо - http://mypresentation.ru/documents/f2627a8a18bd7640be5c68502135bf8f/img6.jpg;
3. Древнее рисунчатое письмо - http://uslide.ru/images/19/25458/960/img8.jpg;
4. Письмо на папирусе - https://fs00.infourok.ru/images/doc/240/199407/1/img6.jpg;
5. Восковые и глиняные книги - //ds04.infourok.ru/uploads/ex/10aa/000826f9-8546f5be/img7.jpg;
6. Письмо на пергаменте - https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0fcc/000357a3-baca680d/1/640/img12.jpg;
7. Глиняные книги - https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/050b/00065a22-11cf545d/hello_html_754ba928.png;
8. Берестяные книги - https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0538/000387a7-49e5b028/img8.jpg;
9. Рукописная книга - http://images.myshared.ru/7/825208/slide_3.jpg;
10. Первые печатные станки - https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/039b/0006e16a-d992a77a/img14.jpg;
10. Первые печатные книги - https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0354/0002e983-ebe9cbcd/img16.jpg;
11. Современные книги - https://trollno.com/wp-content/uploads/2017/05/38-2.jpg.
/data/files/h1509615454.pptx Приложение №1
Презентация Наши верные друзья
Приложение №2
Рефлексия. Рисунки для ответов:
«Да» - Солнышко /data/files/y1509696088.png (941x978)
«Нет» - Тучка /data/files/i1509696647.png (585x413)