Жизнь каждого человека сложна и многообразна, в ней присутствуют: как светлые и лучезарные полосы, так и густые, непроходимые, тернистые пути, из которых складывается вся наша судьба, наш жизненный путь. Одним из главных факторов жизненного пути человека, особенно его детства, являются те, кто своим советом и наставлением помогает нам выбрать правильный, светлый и ясный путь. В нашем мире, в высоком смысле данного слова, принято называть таких людей наставниками. Рядом со мной всегда находились мои родители, воспитатели и учителя, которые и по сей день помогают мне на жизненном пути. И однажды, получая напутствие от близких мне людей, тех, кого я считаю мэтрами, у меня возник вопрос, – а кто же такой наставник, какими важными, принципиально особенными качествами, в отличие от большинства других людей, он обладает, и возможно ли человеку научится им быть, или все же им можно только родится?
В большинстве случаев, слово наставник трактуется как опытный человек, специалист, который обучает тех, кому недостает опыта, и применяется, в основном, в сфере профессиональной деятельности человека, то есть наставник это тот, кто помогает новоиспеченному специалисту приспособится к рабочей деятельности и не допустить каких-либо должностных ошибок. Исходя из этого, гуру может стать любой человек, который обладает достаточным опытом в своей профессии и способен хоть в какой-то мере донести информации до своего слушателя. Но действительно ли это так, действительно ли данное определение в полной мере описывает всю глубину и суть слова наставник? На мой взгляд данное трактовка не является в корне не верной, но в тоже время и не служит истиной, ведь наставничество подразумевает в себе не только помощь в повседневной рабочей деятельности, но и нечто большее, такое как духовное, нравственное напутствие. Такие люди не только делятся своей мудростью, но и пропускают твою ситуацию через собственную призму жизненного опыта, помогая найти возможное решение сложившейся ситуации. Это те, кто не прогонит тебя прочь, не вложит в тебя различные вредные, греховные мысли, не отмахнется от тебя, оправдываясь, что у него дела, а это тот, кто придет к тебе на помощь, расскажет, как, возможно, лучше поступить в данной ситуации, как не пасть духом и остаться человеком даже в самой патовой ситуации, и конечно же поможет найти из нее выход. Исходя из этого далеко не каждый человек способен кого-то наставлять, ведь этому практически невозможно научится. Такие люди от природы должны обладать сильной эмпатией, сопереживанием и способностью анализировать на уровне чувств.
Тема наставничества волновала людей если и не всегда, то на протяжении довольно длинного промежутка времени. Вследствие этого она получила довольно обширное отражение в художественной литературе. Так, например, в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» довольно открыто прослеживается данная тема. В роли наставника в ней выступает верный слуга семьи Гриневых – Савелич. Он оказал сильное влияние на формирование личности юного Петра Гринева, благодаря ему Петр научился любить, понимать, сопереживать и уважать близких, защищать обиженных и помогать им.
Таким образом, наставник, в большей степени, это не только тот кто способен помогать и давать советы в повседневных бытовых делах, но и тот, кто способен помочь человеку в поиске ответа на его душевные переживания. Это тот, кто опираясь на свой богатый жизненный опыт поможет найти верный выход практически из любой сложной ситуации.