Профилактическое занятие в начальных классах на тему «Настоящий друг» (2–3 классы)
Занятие «Настоящий друг»
Цель: профилактика школьной травли среди обучающихся начальных классов, повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.
Задачи:
- формирование доброжелательного отношения друг к другу;
- развитие уважения к различиям других;
- развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками;
- создание благоприятного психологического климата в классе;
- повышение толерантности и эмпатии;
- усиление атмосферы взаимопомощи и поддержки, взаимного доверия в классе;
- развитие коммуникативных навыков, социальной компетентности.
Оборудование: мячик, рассказ «Три товарища» В. Овсеева, листы бумаги по количеству учащихся в классе.
Время: 40-45 минут.
Участники: обучающиеся 2,3 классов.
Ход мероприятия.
Психолог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча будет посвящена обсуждению того, что такое дружба, кто такой настоящий друг, за что мы ценим наших друзей, какие бывают непростые ситуации между друзьями, поговорим о том, как можно разрешить конфликтную ситуацию, возникшую с другом, как избежать ссоры или, если она уже произошла, как можно помириться и договориться, как укрепить нашу дружбу».
Но сначала давайте узнаем друг друга поближе.
Разминка. «Любимое занятие».
Психолог: Вы учитесь вместе уже второй год, (третий год) и у каждого из вас есть любимые занятия, интересы, но мы порой даже не подозреваем об увлечениях тех, кто не являются нашими друзьями, хотя можем знать этих людей очень долго. Давайте, обратим внимание друг на друга. Поиграем с вами в игру. Нужно продолжить фразу: «Я люблю....»
Каждый участник, по очереди, рассказывает о том, чем ему нравится заниматься.
Психолог: Ребята, вот мы и познакомились еще ближе и узнали о том, какие разные интересы у вас (один любит плавание, второй любит читать, третий гулять с друзьями, кататься на лыжах, ватрушках, строить из конструктора…) надеюсь, это поможет вам быть еще дружнее.
Психолог: А как вы понимаете слово «дружба»?
Ответы детей: Дружба-взаимопомощь, весёлое и интересное общение, желание помочь другу в трудную минуту.
Психолог: Кто такой «настоящий друг»?
Ответы детей: Друг тот, кто может прийти на помощь, поддержать в трудную минуту, порадоваться твоим успехам…
Упражнение «Качества настоящего друга»
Психолог: Настоящий друг - человек, готовый всегда прийти на помощь. Он никогда не бросит тебя в беде. Будет всегда честен с тобой и поддержит в любой ситуации. Какими качествами должен обладать «настоящий друг»? Поймай мяч и назови качество.
Ответы детей: Умение выслушать; умение прощать; вежливость; искренность; умение признавать ошибки; открытость; верность.
Психолог: А теперь послушайте рассказ «Три товарища» В. Овсеева
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
Психолог: Ребята, как вы думаете, кто из ребят настоящий друг? Как он поступил?(Володя, он молча поделился своим завтраком).
Психолог: А про что этот рассказ?
Ответы детей: Правильно ребята, рассказ про то, что настоящие друзья должны не только словом, но и делом помогать друг другу.
Упражнение «Лист бумаги»
Психолог: Ребята, предлагаю вам смять лист бумаги, а затем попытаться вернуть его в исходное состояние, то есть, чтобы лист бумаги стал снова гладким и ровным.
Психолог: Может бумага стать снова идеально гладкой? А что происходит с человеком, когда он слышит оскорбительные слова?
Ответы детей: Становится неприятно, обидно.
Психолог: Как можно изменить эту ситуацию? Что нужно сделать обидчику? Ответы детей: Попросить прощения, извиниться.
Психолог: Обидеть человека легко, а вернуть доверие длительный процесс.
Психолог: Для чего нужна дружба?
Психолог: Настоящая дружба – это важная часть успешной жизни. Для большинства людей она ценна сама по себе. Но не стоит недооценивать практическую ценность дружбы, поскольку друзья оказывают огромное влияние на все сферы нашей жизни, даже если мы этого не замечаем. Поэтому важно, чтобы рядом находились друзья, которые всегда поддерживают, искренне радуются вашим успехам и без раздумий помогают в сложных ситуациях. Настоящий друг не будет тянуть вниз, не станет смеяться над вашей неудачей и всегда поддержит ваш выбор.
Однако, несмотря на то, что друзья часто имеют схожую точку зрения, иногда случается так, что мнение твоего друга не совпадает с твоим мнением. Поднимите сейчас руки те, кто хотя бы раз в своей жизни ссорился с другом или был с ним в чем-то не согласен? Вообще ссоры или отстаивание своей позиции – это неотъемлемая часть жизни, и дружбы в том числе, и зачастую ссора или конфликт помогают решить сложную ситуацию, требующую ответа.
Расскажите, какие у вас были ситуации в дружбе, где вам необходимо было отстоять свое мнение или где вы ссорились? Это может быть даже какая-то незначительная ссора.
Часто люди ссорятся из-за того, что не понимают чувств друг друга, из-за неумения общаться. Конфликты также возникают из-за изменений в образе жизни. По мере взросления мы часто пересматриваем свои взгляды на жизнь и ценности, новое мировоззрение не всегда будет понятно близким — это может стать болезненным вопросом в дружеских отношениях.
Психолог: А как у вас получалось это решить? Как удавалось помириться?
Ответы детей: Для того чтобы разрешить конфликт, необходимо обговорить проблему, выслушать друг друга, иногда уступить, мы можем не согласится с мнениями друзей, но мы должны уважать взгляды друг друга.
Для того чтобы помириться можно извиниться или попросить прощения, а еще можно помириться с помощью «мирилок»: «Мирись, мирись и больше не дерись…».
Психолог: Что мешает прийти к примирению?
Ответы детей: Во время конфликта, ссоры люди могут выражать свои негативные эмоции и даже проявлять агрессивное поведение – иногда это приводит к осложнению отношений.
Психолог: Даже после сильной ссоры можно помириться и остаться друзьями, если относиться друг к другу с терпением и пониманием. Важно понимать, что конфликты — это нормальное явление во взаимоотношениях, которое может принести пользу, если люди научатся правильно их решать. Если обе стороны выслушают друг друга и попытаются понять причины ссоры – это уже половина успеха. Чтобы сохранить дружбу, важно проявить уважение, оставаться искренним и открытым в общении. Следует научиться принимать извинения и прощать друг друга, не держа обид в душе. Иногда нужно время, чтобы успокоиться и остыть, прежде чем общаться с другом снова.
Ритуал «Круг поддержки».
Психолог: Сейчас мы все встанем в круг, а один из вас встанет в центр круга. Дети, которые стоят в кругу, по очереди будут говорить слова поддержки тому, кто находится в центре круга, например, «Ты хороший, ты добрый, ты настоящий друг, все у тебя получится, ты молодец!».
Психолог: Понравилось ли тебе то, что говорили твои одноклассники? Что ты чувствовал при этом? Понравилось ли вам это упражнение?
Завершение.
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
Это дружеский ритуал завершения занятия. С его помощью в детях развивается важное качество, столь редкое в наш век высоких скоростей, — умение благодарить и выражать дружеские чувства.
Психолог: Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Мы будем по очереди поворачиваться друг к другу, пожимать руку и произносить: “Спасибо за прекрасный день!”
Педагог-психолог ГБУ ЦППМС м.р. Хворостянский Линькова Н.И.