Россия – страна множества народов. Каждый из них бережно хранит свою богатую культуру, в том числе национальный костюм. Национальный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, это часть традиции, которую надо помнить и свято чтить.
"По одёжке встречают...". Это изречение знает каждый. Но мы не всегда помним, что в старину, когда родилась эта поговорка, смысл её был значительно глубже. Ещё сто лет назад в деревнях по одежде узнавали, откуда человек родом, легко отличали девицу-невесту от "мужней" жены, встречая пришлых людей, догадывались об их занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке.
Этнографы давно доказали, что одежда кроме своего главного предназначения - предохранять человека от воздействия внешней среды - имеет множество особых социально-культурных функций и напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле.
Русский костюм
Исторически основой гардероба русского мужчины или женщины являлась рубаха, на которую сверху надевались, в зависимости от пола, кафтан или сарафан. Отделка и материал одежды отличался, так, праздничный наряд характеризовало обилие вышивки. Ее основным мотивом являлись народные узоры, однако каких‑либо ограничений не было: благодаря этому вышивка становилась своеобразной «визитной карточкой» владельца, рассказывающей его историю. Также по одежде можно было понять, к какому сословию принадлежит человек (например, среди богатого населения пользовалась популярностью вышивка золотой и серебряной нитью) или каково его семейное положение (так, такой головной убор, как кичка, носили исключительно замужние женщины). Другая особенность национального костюма — многослойность. Это обусловлено переменчивой погодой в большинстве регионов и холодами, поэтому неотъемлемой частью гардероба являлись кафтан и телогрейка.
Татарский костюм
Татарский национальный костюм представляет собой интересное сочетание двух веяний: на него оказали влияние общие традиции восточных народов и ислам. Основой одежды являлась рубаха‑платье, которая называется «кулмэк», и шаровары. Другими составляющими гардероба были бешмет чекмень и казакин — это разновидности верхней одежды. Также сверху часто надевался халат, изначально считавшийся предметом рабочего гардероба. Среди женского населения в качестве аксессуара также пользовались популярностью жилетки и фартуки, платки (как обязательная составляющая мусульманского гардероба) и массивные украшения. А национальный мужской головной убор — тюбетейка — и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.
Башкирский костюм
Башкирский костюм, как и национальные костюмы многих других народов России, шился по одному лекалу для мужчин и женщин. Характерно, что башкиры в качестве основного материала брали не только традиционные для того времени растительные волокна, но и кожу и мех. В качестве верхней одежды у этого народа были в первую очередь распространены елян и казакин — глухие костюмы на подкладе с длинными рукавами.
Важной составляющей праздничной одежды стали халат или шуба (в зависимости от времени года). Халаты расшивались ювелирными украшениями, яркой вышивкой, камнями. У женщин также в праздничный комплект входили платье и фартук с вышитыми узорами.
Якутский костюм
Якуты исторически проживают на севере российской территории, поэтому их национальный костюм был призван не только украшать, но и защищать от воздействия крайне низких температур. Уникальность якутского национального костюма в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня, среди современного населения региона. Культура якутской одежды сочетает множество разнородных элементов. Верхняя одежда такого костюма очень плотная, выполненная из меха, кожи, сукна и других материалов. Традиционно гардероб украшается бисерной вышивкой, орнаментами, металлом, подвесками. Такой декор яркий: даже повседневные комплекты выглядят очень нарядно. Отличие же праздничной одежды в гораздо более сложном фасоне.
Дагестанский костюм
Последний национальный костюм народов России, который мы рассмотрим, это дагестанский костюм как один из самых ярких и характерных элементов северокавказской культуры. Он формировался под влиянием двух факторов: мусульманской традиции и горного климата. Элементы дагестанского костюма довольно часто претерпевали изменения, однако основа оставалась неизменной. Для мужчин традиционный комплект — это белая рубаха, черные брюки и черкеска (кафтан), как правило, красного цвета. Завершали костюм тонкий пояс, на который крепилось оружие, сапоги и головной убор — меховая папаха. Дагестанские женщины одевались согласно мусульманской традиции — в платье, полностью покрывающее тело, и платок, такая одежда чаще всего изготавливалась из шелка и отличается разнообразием окраса.
Чукотский костюм
Национальная чукотская одежда – это удобное и теплое одеяние. Мужчины носят двойную меховую рубаху, двойные меховые штаны, также меховые чулки и сапоги из идентичного материала. Мужская шапка чем-то напоминает женский капор. Женская одежда также состоит из двух слоев, только штаны и верхняя часть сшиты между собой. А летом чукчи одеваются в более легкие одежды – балахоны из оленей замши и других ярких тканей. На этих нарядах зачастую встречается красивая обрядовая вышивка. Маленьких деток, новорожденных одевают в мешок, сшитый из оленей шкуры, в котором есть прорези для рук и ног.
Удмуртский костюм
Говоря об одежде стоит отметить, что национальные костюмы Удмуртов необычны и притягательны. Причем Североудмуртский и Южноудмуртский костюмы различались. Если у северян женский костюм включал белую рубаху, с рукавами, вырезом, нагрудником и халатом, то для южных подобное белое одеяние было ритуальным. Их национальный костюм был яркий, красочный и украшенный. На ногах женщин пестрили праздничные чулки или носки, на которых одеты лапти, башмаки или валенки. Национальный мужской костюм включал косоворотку, полосатые штаны, чаще всего сине-белые, шляпы, шапки. На ноги мужчины обували онучи, лапти или валенки.
Чувашский костюм
Чувашский национальный костюм под воздействием времени и разнообразных факторов довольно сильно видоизменялся. На то влияла и географическая среда, и традиционные занятия людей, миропонимание в разные эпохи истории. Конечно, деление на верхнюю и нательную одежду оставалось незыблемым, поскольку это диктовалось функциональностью каждого предмета гардероба. Однако и тут не всё просто. Например, женская рубаха даже иначе кроилась в каждой из трёх этнических групп - анатри, анатенчи и тури. И набор предметов гардероба тоже в каждом случае был свой. Особенно это заметно по орнаментам вышивок, композиции, приёмам изготовления. Да и носили их немного разными способами. Более того, чувашский национальный костюм различается не только по полу, но и по возрасту. И, естественно, по сезону. Самые древние наряды, которыми можно полюбоваться в музеях, имеют не слишком большой возраст - их носили в конце семнадцатого века. К сожалению, более ранний чувашский народный костюм для изучения уже недоступен. Что же мы видим в одеждах чуть более трёхсотлетней давности? Практически все рубахи выкроены по-старинному - туникообразно. Это самый простой и экономный способ, когда полотно перегибается в плечах так, чтобы спина и перед рубахи получились из одного полотнища. Далее конструкция строится так: боковые клинья, вырез для ворота, рукава с ластовицей (это клин, вшиваемый подмышкой в пройму для большей свободы в движениях). Довольно сложный крой, кстати, для тех времён. В вариантах чувашский народный костюм не имеет больших различий: остов отрезной или цельный, форма воротника (можно увидеть и стоячий, и отложной, и полное отсутствие воротника), кокетка - отрезная часть впереди.