Мастер-класс «Тайны бабушкиного сундука» (Национальный костюм, старшие дошкольники и младшие школьники)
Тайны бабушкиного сундука
МАСТЕР КЛАСС
ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовила педагог дополнительного образования Бюнгер Валентина Петровна
Цель: Пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей с историей русского народного костюма
расширить представление о разновидностях мужских и женских головных уборов,
о праздничной и повседневной одежде разных городов России
научить отличать русский народный костюм от костюмов других народов.
Развивающие:
развивать внимание, непроизвольную память, понятийное мышление, связную речь детей;
обогатить словарный запас: понёва, коротёна, порты, косоворотка, кушак, очелье, сорока, кокошник, колпак;
способствовать развитию наблюдательности, ловкости, сообразительности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, любовь и уважение к культуре родного русского народа.
Демонстрационный материал
Сундук старинный
Рубашка для мальчика - русская косоворотка
Сарафан и рубаха – женский национальный костюм
Колпак – мужской национальный головной убор
Кокошник – женский национальный головной убор
Очелье – головной убор девочек и девушек
Сорока – женский национальный головной убор
Куклы тряпичные: девочка, мальчик, женщина
Современная сувенирная кукла в национальной одежде
Раздаточный материал
Набор карточек с изображением костюмов народов мира
для дидактической игры «Узнай русский народный костюм»
Набор карточек с изображением головных уборов разных городов России
Очелье для девочек – 20шт.
Пояса для мальчиков– 20 шт.
Заготовки кокошников из картона – 20 шт.
Украшения для кокошников – наборы тесьмы, стаз, декоративных камней
Заготовки из цветных ниток для кушаков – 20 шт.
СД проигрыватель, запись закличек и народных игр «Тетёра», «Зайчик»
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I часть – познавательная
Звучит русская народная музыка.
В центре зала на небольшом столе (или стуле) стоит старинный сундук, накрытый русским платком.
Дети заходят в зал, садятся полукругом.
Ведущий:
-Здравствуйте, дети!
Мы пришли к вам в гости и принесли с собой предметы необычные, особенные, интересные.
- Посмотрите внимательно и скажите, как называется этот предмет? (Ведущий поднимает платок, дети видят сундук).
- На что он похож? Правильно, это сундук.
- Это современный предмет или старинный?
- Действительно, это старинный сундук. Сундук моей бабушки.
- Как вы думаете, что хранили бабушки в то далёкое время в сундуках? Дети отвечают.
- Давайте откроем сундук и узнаем.
Ведущий приоткрывает сундук так, чтобы только краем глаза успеть взглянуть, и быстро закрывает его.
- Нет в сундучке ни злата, ни серебра, нет в нем ни книжек, ни ватрушек, нет ни одеял, ни подушек… А лежит в нем…
Ведущий достает куклу в русском народном костюме так, как будто кукла выглянула и спряталась обратно, а через несколько секунд внезапно появилась с противоположной стороны.
- Что это, дети?
- Вот, оказывается, что в бабушкином сундуке хранилось: тряпичная кукла.
- Обратите внимание на куклу и её одежду: правильно, это кукла-женщина, она в рубашке, красивом длинном сарафане, на шее украшение – бусы, на голове повязан платок, на ногах – лапти, а в руках – младенец в одеяле.
- Кто знает, как называется одежда на кукле? Верно, это русский народный костюм. Такие костюмы носили женщины в старину, их сами шили для себя, своих родных и для кукол.
Обратите внимание на украшения, которые вокруг горловины, на предплечьях и внизу на рукавах рубахи - это вышивка. Подол сарафана и вырез у груди тоже красиво украшен вышивкой. Вот какие мастерицы жили в то далёкое время на Руси.
- Посмотрите внимательно на куклу: почему не видно русской косы до пояса, куда спрятаны волосы? Как вы думаете, почему женщины покрывали голову платком?
- Всем замужним женщинам необходимо было носить головные уборы: платки или специальные платки, похожие на косынки, это – сороки. Интересное название, похоже на название птицы. Если его расстелить, то платок-сорока действительно похож на птицу в полёте: два конца – это крылья, и есть ещё хвост.
- Волосы разрешалось не прятать только девушкам. Кукла - женщина замужняя, она – мать семейства, хранительница очага. В те древние времена на Руси считали, что душа женщины, её ум и красота находятся на кончиках волос. Волосы у всех женщин были длинные, стричь волосы – значит вредить самому себе. Если волосы не спрятать – их кто-то может отстричь или отрезать. Вот и придумали женщины, как можно защитить свою душу, ум и красоту: стали прятать свои волосы под платок, или под высокий головной убор.
- Вот ещё одна кукла. (Ведущий достаёт её из сундука).
- Чем похожи куклы, а чем отличаются друг от друга? Верно, на голове не платок, а лента с вышивкой. В старину девочки и девушки на голове носили специальную полоску – очелье, либо кокошник.
Входит девушка в русском национальном костюме.
- Обратите внимание на Наталию Ивановну, какой красивый старинный наряд, а на голове повязана красная атласная лента, украшенная узором и тесьмой. Вы запомнили, как называется этот головной убор? Очелье!
- Как вы думаете, почему повязка так называется? Потому что повязывали ленту на лоб, а в старину лоб назывался чело. В русском народном костюме ничего не делалось просто так, женщины, которые шили, вышивали и украшали костюмы, делали всё с любовью, со смыслом, для пользы и удобства, и для оберега человека от несчастий. Хотите узнать, в чём волшебная сила очелья? Очелье обнимает, окружает, оберегает лоб (чело) и всю голову от плохих слов и плохих мыслей, от боли и болезней.
- Обратите внимание на украшение по вороту рубашки, на рукавах, по подолу сарафана. Это тоже обереги: от сглаза, плохих слов, плохих дел и плохих мыслей.
Второй ведущий достаёт из сундука куклу-мальчика.
- Это кукла-мальчик. Давайте рассмотрим куклу и его одежду. Верно: рубашка, штаны, в старину называли портки, а на ногах сапоги. Обратите внимание, какое необычное отверстие на рубашке. Разрез сделан не посередине, как на женской рубашке, а сбоку, как будто наискосок. Это старинная мужская рубашка, и называется она косоворотка. У нее застёжка сбоку, говорят, что у рубашки косой ворот.
- Знаете ли вы, для чего люди делали косую застёжку? Чтобы защитить душу. По древним поверьям душа у мужчин находится в ярёмной ямке. Мальчики, найдите у себя эту ямочку. Если делать разрез в рубахе посредине – значит, случайно расстегнув пуговицу, в душу могут попасть плохие мысли и болезни. Поэтому в старину люди решили разрез делать сбоку, и косоворотка стала защищать мужчин от болезней, неприятностей и сглаза.
- Обязательным атрибутом мужской и женской одежды был пояс, в старину его называли кушак. К нему привязывали ложку, он заменял человеку карман.
Ведущий достаёт из сундука куклу-невесту.
- Вот еще одна кукла. Она в костюме невесты. Дети, в старину на Руси наряд у невесты был не белый, а красный. Почему, как вы думаете?
- Красно солнышко, красный цвет – самый красивый цвет.
- Давайте рассмотрим наряд невесты. На голове у нее венец, очень похож на кокошник. Красивая одежда на лямках называется смешным словом коротёна. Почему она так называется? Да, она чем-то напоминает сарафан, только очень короткая.
- Посмотрите, пожалуйста, еще раз на наших кукол. Попробуйте догадаться, какая из них современная, сделана в наше время? Как вы догадались?
А теперь посмотрите внимательно: чем отличаются современные и старинные куклы?
– Верно, у старинных русских народных кукол нет лица. В то время все мастерицы умели рисовать и вышивать, но никогда не делали. Кто из вас знает, почему?
- Люди считали, что, если у куклы есть лицо, то это уже не кукла, а копия хозяйки или хозяина, и такая кукла может ожить. Если у куклы есть глаза, нос, рот - она может видеть, слышать, говорить и иметь обоняние. Значит, её можно заколдовать, и такая кукла может даже навредить хозяйке.
Ведущий кладёт или сажает куклы рядом с сундуком.
- Вы очень сообразительные ребята. Много знаете, понимаете.
- А в бабушкином сундучке есть еще интересные вещи. Это уже не игрушечные, а настоящие. Хотите узнать, какие? Это русские народные костюмы.
Ведущий достает из сундука вещи и развешивает на вешалке.
Сарафан для девочки.
- Как называется и для кого этот наряд? Конечно, для девочки. А что у девочки или девушки будет на голове? Платок или очелье?
Рубашка для мальчика.
- Эта рубашка для кого? Давайте хором повторим, как называлась такая рубашка: косоворотка. Что еще обязательно должно быть в костюме мальчика? Пояс или кушак.
- Правильно. Вот так мы его завяжем. А вот и головной убор для мальчика. Похож на шапку, в старину её называли колпак.
Нарядный взрослый сарафан.
- Вот еще наряд. Посмотрите, как красиво расшит золотом, и цвет у сарафана красный. Кто мог одеть такой костюм? Невеста на свадьбу.
- Молодцы, все запомнили!
- А теперь давайте представим, что мы с вами перенеслись в русскую старину.
- Для этого девочки постройтесь в одну колонну напротив меня, и мы повяжем вам красивые ленты. Помните, как они называются? Правильно, очелье.
- И мальчики построятся в колонну, вам повяжем кушаки. Зачем мальчикам пояс? Это защита, оберег от несчастья, болезни и неприятностей.
Дети подходят к ведущим: девочки – к девушке, мальчики - к парню, девочкам повязывают очелья, мальчикам – кушаки.
Звучит русская народная музыка, дети одеваются.
- Дети, вы прекрасно выглядите, как настоящие герои русских народных сказок!
На нашем удивительном занятии вы сегодня еще и поиграете, и порисуете, и потанцуете. А еще мы вам оставим очень интересное домашнее задание.
II часть - интерактивная
Дети вместе с ведущими разучивают и играют в народные игры, заклички, водят хороводы: «Заюшка», «Тетёра», «Гори-гори ясно» и др.
Дидактическая игра на закрепление материала «Узнай русский народный костюм»
Дети делятся на две команды и из предложенных картинок выбирают только те, на которых изображен русский костюм. Ведущие благодарят детей за быстроту и правильность выполнения задания.
После выполнения задания ведущий приглашает всех в мастерскую:
- Сегодня мы узнали о русских народных костюмах, головных уборах, а сейчас мы попробуем сами стать мастерами и изготовить кокошники и кушаки. Милости просим в мастерскую народных промыслов!
III часть – прикладной мастер- класс
Дети из хоровода вместе с ведущим цепочкой идут в группу, где уже приготовлено все для мастер-класса.
На заранее заготовленные картонные кокошники дети наносят орнамент, создают узоры, приклеивают украшения. Девочки изготовляют себе кокошники, мальчики – учатся плести кушаки методом скручивания из разноцветных шерстяных ниток.
После выполнения работ дети наряжаются и фотографируются на память.
Итог в виде рефлексии.
- Что хранил бабушкин сундучок? Что нового вы сегодня узнали? Что понравилось? Что запомнилось?
Домашнее задание
Схема генеалогического дерева «Моя семья».
Детям объясняют, как вместе с родителями заполнить свою родословную, предлагают устроить выставку в группе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
DOCX / 1.15 Мб