Классный час во 2 классе «Национальный костюм мордвы-эрзя. Плоскостная композиция»

7
0
Материал опубликован 5 March 2017 в группе

Классный час во 2 классе

Тема занятия: «Национальный костюм мордвы-эрзя. Плоскостная композиция.»

Пояснительная записка к занятию. Россия – Родина для многих, РМ- наша малая Родина. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору. Мордовская культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому я считаю, что познание детьми народной культуры, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует духовную культуру.

Тип занятия: кружковая групповая работа ( интегрированная учебно-воспитательная деятельность по образовательным областям: социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, здоровье, безопасность).

Цель: формирование художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с мордовским национальным( эрзянским) костюмом;

- закрепить знания техники безопасности на занятиях при работе с бумагой, клеем и ножницами.

Развивающие:

- развивать интерес к ручному труду;

- развивать творческое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе, в группе;

- создавать условия для воспитания чувства патриотизма , любви к своей малой Родине через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов.

Предметные: 

- познакомить с принципами изготовления деталей мордовского костюма;

- формировать практические приемы и умения работы с бумагой;

-пробудить у детей историческую память;

- анализировать способы создания плоскостной композиции, составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия, контролировать и корректировать работу ;

-развивать мелкую моторику.

 Метапредметные 

Познавательные:

- рассказать о назначении национального костюма для мордовского народа;

-осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять контроль по результату;

-формировать положительное отношение к учению.

 Коммуникативные:

- развивать коммуникативные навыки;

-оказывать необходимую взаимопомощь;

-уметь слушать и вступать в диалог.

Личностные:

- развивать эмоционально-эстетическое восприятие и художественно-творческие способности;

-способствовать развитию устойчивой учебно-познавательной мотивации;

-способствовать формированию дифференцированной самооценки;

-волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Методическое оснащение:

Мордовские национальные костюмы

Фонограммы с записью музыки

Презентация Microsoft Office Power Point

Оборудование и инструменты: изображение мордовки, ножницы, клей-карандаш (ПВА), цветная бумага, картон, шаблоны.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

Рассказ

Беседа

Демонстрация готовой работы

Беседа с объяснением нового материала

Самостоятельная работа , создание проекта.

Методы обучения: беседа, показ образцов, обсуждение, диалог, просмотр слайдов, проектный метод.

Форма занятия: творческая мастерская (фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах)
Прогнозируемый результат: заинтересовать учащихся для создания проекта(костюм девушки-эрзянки).

Связь с другими областями (предметами): окружающий мир, трудовое обучение, история, музыка.

Технологическая карта

п/п

Время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Универсальные учебные действия

Активные методы обучения

1.

2 мин

Организационный момент(инициация)

Приветствовать учеников и гостей.

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы на занятии;

включение всех детей в работу;

установление эмоционального доверительного контакта с педагогом и друг с другом.

Численность: 15 учащихся одного класса

Учитель предлагает учащимся взять по одному цветному квадратику(синий, красный, желтый-цвета мордовского орнамента) и распределиться по группам.

Приветствуют друг друга и гостей, распределяются по трем группам согласно выбранному цвету


 

Проверяют готовность

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные:

планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Метод «Приветствие»

2.

3 мин

Вхождение или погружение в тему

Цель: развитие мыслительной деятельности в ходе «мозгового штурма»;

развитие речи воспитанника через представление собственных знаний;

развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.

Мордовский танец Луганя-учитель и 6 девочек.

1)В России средь березовых просторов 
Полянка есть – Мордовия моя. 

2)Мордовия! Любимая навеки!

Моя полянка-сторона моя!

3) Мы в Мордовии родились
Мы в Мордовии живём
Все мы танцы очень любим 
Песни звонкие поём

4)Мы Мордовские девчата 

Любим свой родимый край
С каждым годом он всё краше
И цветёт как вешний май.

5)Здесь умельцев очень много
Любят шить и вышивать
Деревянных кукол делать
И матрёшек украшать.

6)Наш Саранск известен миру
Славится заводами
Самосвальный, Лисма, Лайме
Мордовскими узорами.

У: Ребята, почему наше занятие началось с мордовского танца и с рассказа о мордовской земле.

У:Напомните, пожалуйста, чем мы занимались с вами на прошлом занятии?

Дети под народную музыку выполняют движения мордовского танца

С места двое детей рассказывают легенду.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Девочки присоединяются к группам.


 

Дети : Наш кружок называется «Тевень парсте» , занятия посвящены нашей малой Родине Мордовии

Ответы детей

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение полно и точно высказывать свои мысли.

Познавательные:

анализ объектов для решения учебных задач, операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Регулятивные:

целеполагание.

Личностные:

Развитие устойчивой учебно-познавательной мотивации.

Мордовский танец, стихи(выучили в ходе редварительной подготовки)

3.

10 мин

Формирование ожиданий обучающихся

Постановка проблемы/

Расширение знаний

Цель: ознакомление с новыми словами: пулай, панго, сюлгамо;

совершенствование умения слушать и слышать педагога в процессе выполнения задания.

У: -Прежде чем продолжить работу над новой темой, посмотрите на столы, где лежат вырезанные сердечки. Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно .

Мы с вами родились в Мордовии. Именно она кажется нам особенной и прекрасной. Но для того, чтобы по-настоящему любить свой край, ребята, нужно хорошо знать историю своей республики, традиции, обычаи, родной язык. Около 2-х тысяч лет существует на земле Мордовский народ, говорящий на двух языках-эрзянском и мокшанском. А как прекрасен мордовский костюм. С ним может соперничать разве только индийский наряд.

- Посмотрите на доску. К нам в гости пришла молодая девушка, Что у нее необычного?

У: Предположите, куда она поедет дальше.

У: Но с нашей спутницей приключилась беда. По дороге к нам , она попала под сильный снегопад. И снег смыл все краски и орнаменты с ее костюма. Если она в таком виде отправится на чемпионат, то ее там никто не узнает. Как же ей помочь?

У:- Молодцы, ребята. Давайте украсим нашу мордовочку. Но что нам для этого надо знать?

У: -Познакомимся с ним.


 


 


 


 


 


 


 

Подписывают сердечки.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дети: Эмблема чемпионата по футболу 2018 года.

Ответы детей


 


 

Д: Нужно заново ее нарядить !


 

Д: Как выглядит мордовский костюм , из чего он состоит и как украшается.

Метод «Что у меня на сердце»

«Мозговой штурм»

Интерактивная лекция(Демонстрация слайдов)

4.

2 мин

Актуализация знаний (приготовление рабочего места, ТБ)

У: Итак, ребята, вы узнали , что есть в эрзянском костюме?

У: Ребята, вы уже поделены на группы. У вас на столах есть папки для труда. Одевать нашу мордовочку мы будем с помощью аппликации.

Первая группа будет выполнять кокошник, 2- рубаху панар,3- нагрудное украшение сюлгамо.

- Вы готовы приступить к работе?

- Что необходимо для изготовления композиции?

- Повторим правила работы с ножницами, клеем, бумагой.

Прежде чем приступить к работе, проведем небольшую разминку.

Д: Рубаха панар, пояс пулай, лапти или сапоги, головной убор панго. и много украшений.

Дети дают ответы на поставленные вопросы.

Регулятивные:

контроль с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона.

Познавательные:

анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов

Коммуникативные:

умение точно и полно высказывать свои мысли.

Личностные:

какое значение это имеет для меня.

Метод «Физкультминутка»

5.

15 мин

Проработка содержания темы

Изготовление изделия

Цель: используя различные методические приемы способствовать повышению мотивации воспитанников к закреплению нового материала. Контроль усвоения знаний.

У: Итак, поможем нашей эрзянке собраться в дорогу.

Показ готового образца, поэтапное сложение модели.

Рубаха.

Кокошник.

Сюлгамо

На доске совместно с детьми представляет созданный костюм.

Поэтапно выполняют аппликацию и украшают нарисованную девушку

Самостоятельная работа

Когда каждая группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и советами, определяет план работы и участника группы, который будет представлять материал.

Регулятивные:

саморегуляция, как способность к волевому усилию и к преодолению препятствии.

Коммуникативные: планирование инициативного сотрудничества с одноклассниками

Познавательные:

анализ объектов, установление причинно-следственных связей, осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, делать обобщения, выводы


 


 


 


 

Музыка


 

Метод «Автобусная остановка»


 


 


 


 


 


 

6.

3 мин

Рефлексия

Цель: подведение итогов занятия, построив траекторию дальнейшей работы по освоению новой темы для каждого воспитанника

Задает вопросы:

- О чём вы узнали сегодня на занятии?

- Что вспоминали ?

- Что вам понравилось на занятии?

- Что вызвало трудности?

Ваша композиция готова.

-Для чего мы с вами сегодня ее выполняли? Давайте, посмотрим, какая красавица у нас получилась. Как она улыбается и благодарит Вас. Теперь она с отличным настроением отправится на чемпионат выступать со своей замечательной песней. А мы вместе с гостями будем поддерживать ее, пожелаем удачи. И давайте вместе встанем в круг и споем песню о нашей Мордовии. Наша мордовочка вместе с гостями покидает нас. Счастливого пути!

Отвечают на вопросы. Ожидания на сердечках.

Выражают свое мнение.

 

песня группы Садко о Мордовии.

Дети машут кукле руками.

Коммуникативные:

умение осознанно и правильно строить высказывание.

Личностные:

история моего народа – какое значение имеет для меня.

Метод «Что у меня на сердце»

Метод «Орнамент настроения»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.