Классный час во 2 классе «Национальный костюм мордвы-эрзя. Плоскостная композиция»
Классный час во 2 классе
Тема занятия: «Национальный костюм мордвы-эрзя. Плоскостная композиция.»
Пояснительная записка к занятию. Россия – Родина для многих, РМ- наша малая Родина. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору. Мордовская культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому я считаю, что познание детьми народной культуры, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует духовную культуру.
Тип занятия: кружковая групповая работа ( интегрированная учебно-воспитательная деятельность по образовательным областям: социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, здоровье, безопасность).
Цель: формирование художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с мордовским национальным( эрзянским) костюмом;
- закрепить знания техники безопасности на занятиях при работе с бумагой, клеем и ножницами.
Развивающие:
- развивать интерес к ручному труду;
- развивать творческое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе, в группе;
- создавать условия для воспитания чувства патриотизма , любви к своей малой Родине через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов.
Предметные:
- познакомить с принципами изготовления деталей мордовского костюма;
- формировать практические приемы и умения работы с бумагой;
-пробудить у детей историческую память;
- анализировать способы создания плоскостной композиции, составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия, контролировать и корректировать работу ;
-развивать мелкую моторику.
Метапредметные
Познавательные:
- рассказать о назначении национального костюма для мордовского народа;
-осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-осуществлять контроль по результату;
-формировать положительное отношение к учению.
Коммуникативные:
- развивать коммуникативные навыки;
-оказывать необходимую взаимопомощь;
-уметь слушать и вступать в диалог.
Личностные:
- развивать эмоционально-эстетическое восприятие и художественно-творческие способности;
-способствовать развитию устойчивой учебно-познавательной мотивации;
-способствовать формированию дифференцированной самооценки;
-волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Методическое оснащение:
Мордовские национальные костюмы
Фонограммы с записью музыки
Презентация Microsoft Office Power Point
Оборудование и инструменты: изображение мордовки, ножницы, клей-карандаш (ПВА), цветная бумага, картон, шаблоны.
Используемые приемы, методы, технологии обучения:
Рассказ
Беседа
Демонстрация готовой работы
Беседа с объяснением нового материала
Самостоятельная работа , создание проекта.
Методы обучения: беседа, показ образцов, обсуждение, диалог, просмотр слайдов, проектный метод.
Форма занятия: творческая мастерская (фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах)
Прогнозируемый результат: заинтересовать учащихся для создания проекта(костюм девушки-эрзянки).
Связь с другими областями (предметами): окружающий мир, трудовое обучение, история, музыка.
Технологическая карта
№ п/п |
Время |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Универсальные учебные действия |
Активные методы обучения |
1. |
2 мин |
Организационный момент(инициация) |
Приветствовать учеников и гостей. Цель: создание благоприятной психологической атмосферы на занятии; включение всех детей в работу; установление эмоционального доверительного контакта с педагогом и друг с другом. Численность: 15 учащихся одного класса Учитель предлагает учащимся взять по одному цветному квадратику(синий, красный, желтый-цвета мордовского орнамента) и распределиться по группам. |
Приветствуют друг друга и гостей, распределяются по трем группам согласно выбранному цвету
Проверяют готовность |
Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
Метод «Приветствие» |
2. |
3 мин |
Вхождение или погружение в тему |
Цель: развитие мыслительной деятельности в ходе «мозгового штурма»; развитие речи воспитанника через представление собственных знаний; развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия. Мордовский танец Луганя-учитель и 6 девочек. 1)В России средь березовых просторов 2)Мордовия! Любимая навеки! Моя полянка-сторона моя! 3) Мы в Мордовии родились У: Ребята, почему наше занятие началось с мордовского танца и с рассказа о мордовской земле. У:Напомните, пожалуйста, чем мы занимались с вами на прошлом занятии? |
Дети под народную музыку выполняют движения мордовского танца С места двое детей рассказывают легенду.
Девочки присоединяются к группам.
Дети : Наш кружок называется «Тевень парсте» , занятия посвящены нашей малой Родине Мордовии Ответы детей |
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение полно и точно высказывать свои мысли. Познавательные: анализ объектов для решения учебных задач, операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы Регулятивные: целеполагание. Личностные: Развитие устойчивой учебно-познавательной мотивации. |
Мордовский танец, стихи(выучили в ходе редварительной подготовки) |
3. |
10 мин |
Формирование ожиданий обучающихся Постановка проблемы/ Расширение знаний |
Цель: ознакомление с новыми словами: пулай, панго, сюлгамо; совершенствование умения слушать и слышать педагога в процессе выполнения задания. У: -Прежде чем продолжить работу над новой темой, посмотрите на столы, где лежат вырезанные сердечки. Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно . Мы с вами родились в Мордовии. Именно она кажется нам особенной и прекрасной. Но для того, чтобы по-настоящему любить свой край, ребята, нужно хорошо знать историю своей республики, традиции, обычаи, родной язык. Около 2-х тысяч лет существует на земле Мордовский народ, говорящий на двух языках-эрзянском и мокшанском. А как прекрасен мордовский костюм. С ним может соперничать разве только индийский наряд. - Посмотрите на доску. К нам в гости пришла молодая девушка, Что у нее необычного? У: Предположите, куда она поедет дальше. У: Но с нашей спутницей приключилась беда. По дороге к нам , она попала под сильный снегопад. И снег смыл все краски и орнаменты с ее костюма. Если она в таком виде отправится на чемпионат, то ее там никто не узнает. Как же ей помочь? У:- Молодцы, ребята. Давайте украсим нашу мордовочку. Но что нам для этого надо знать? У: -Познакомимся с ним. |
Подписывают сердечки.
Дети: Эмблема чемпионата по футболу 2018 года. Ответы детей
Д: Нужно заново ее нарядить !
Д: Как выглядит мордовский костюм , из чего он состоит и как украшается. |
Метод «Что у меня на сердце» «Мозговой штурм» Интерактивная лекция(Демонстрация слайдов) |
|
4. |
2 мин |
Актуализация знаний (приготовление рабочего места, ТБ) |
У: Итак, ребята, вы узнали , что есть в эрзянском костюме? У: Ребята, вы уже поделены на группы. У вас на столах есть папки для труда. Одевать нашу мордовочку мы будем с помощью аппликации. Первая группа будет выполнять кокошник, 2- рубаху панар,3- нагрудное украшение сюлгамо. - Вы готовы приступить к работе? - Что необходимо для изготовления композиции? - Повторим правила работы с ножницами, клеем, бумагой. Прежде чем приступить к работе, проведем небольшую разминку. |
Д: Рубаха панар, пояс пулай, лапти или сапоги, головной убор панго. и много украшений. Дети дают ответы на поставленные вопросы. |
Регулятивные: контроль с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона. Познавательные: анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов Коммуникативные: умение точно и полно высказывать свои мысли. Личностные: какое значение это имеет для меня. |
Метод «Физкультминутка» |
5. |
15 мин |
Проработка содержания темы Изготовление изделия |
Цель: используя различные методические приемы способствовать повышению мотивации воспитанников к закреплению нового материала. Контроль усвоения знаний. У: Итак, поможем нашей эрзянке собраться в дорогу. Показ готового образца, поэтапное сложение модели. Рубаха. Кокошник. Сюлгамо На доске совместно с детьми представляет созданный костюм. |
Поэтапно выполняют аппликацию и украшают нарисованную девушку Самостоятельная работа Когда каждая группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и советами, определяет план работы и участника группы, который будет представлять материал. |
Регулятивные: саморегуляция, как способность к волевому усилию и к преодолению препятствии. Коммуникативные: планирование инициативного сотрудничества с одноклассниками Познавательные: анализ объектов, установление причинно-следственных связей, осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, делать обобщения, выводы |
Музыка
Метод «Автобусная остановка»
|
6. |
3 мин |
Рефлексия |
Цель: подведение итогов занятия, построив траекторию дальнейшей работы по освоению новой темы для каждого воспитанника Задает вопросы: - О чём вы узнали сегодня на занятии? - Что вспоминали ? - Что вам понравилось на занятии? - Что вызвало трудности? Ваша композиция готова. -Для чего мы с вами сегодня ее выполняли? Давайте, посмотрим, какая красавица у нас получилась. Как она улыбается и благодарит Вас. Теперь она с отличным настроением отправится на чемпионат выступать со своей замечательной песней. А мы вместе с гостями будем поддерживать ее, пожелаем удачи. И давайте вместе встанем в круг и споем песню о нашей Мордовии. Наша мордовочка вместе с гостями покидает нас. Счастливого пути! |
Отвечают на вопросы. Ожидания на сердечках. Выражают свое мнение.
песня группы Садко о Мордовии. Дети машут кукле руками. |
Коммуникативные: умение осознанно и правильно строить высказывание. Личностные: история моего народа – какое значение имеет для меня. |
Метод «Что у меня на сердце» Метод «Орнамент настроения» |