"Натюрморт в технике бумажного барельефа как переходное звено от фронтальной композиции к объемно-пространственной (ОПК)"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИМЕНИ И.Е.РЕПИНА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Методические рекомендации на тему:
Натюрморт в технике бумажного барельефа как переходное звено от фронтальной композиции к объемно-пространственной (ОПК)
/учащиеся второго года обучения – 13-14 лет/
Предметная область «Декоративно-прикладное творчество».
Учебный предмет «Бумагопластика».
Автор: Ломовцева Мария Валерьевна
Должность: преподаватель
Тольятти 2025
Содержание
1. | Введение. |
2. | Фронтальные (плоскостные) и объемно-пространственные композиции. |
3. | Бумажный барельеф и его реализация в ДХШ. |
4. | Натюрморт в технике бумажного барельефа. |
5. | Заключение. |
6. | Используемые источники. |
Введение.
Данное исследование посвящено анализу переходного этапа от плоскостной композиции из бумаги к объемно-пространственной в контексте учебного предмета «Бумагопластика» в рамках общеобразовательной программы «Декоративно-прикладное творчество» для учащихся в возрасте 12-14 лет (первый и второй годы обучения). В качестве иллюстрации данного перехода будет рассмотрен бумажный барельеф на примере натюрморта, что особенно актуально для учащихся 13-14 лет (второй год обучения).
Создание различных композиций из бумаги предполагает моделирование, которое позволяет лучше понять пространственную структуру, форму, цвет, фактуру, пропорции и другие характерные черты этих объектов. Объемное моделирование способствует развитию пространственного мышления у детей, а также помогает им осваивать цветовые решения и развивать визуальную память. Упражнения по созданию фронтальных (плоскостных) и объемно-пространственных композиций способствуют быстрому пониманию объемов и расположения предметов в пространстве. Таким образом, учащиеся обучаются перерабатывать формы, трансформируя плоские элементы в объемные и наоборот, создавая различные по сложности геометрические формы.
В процессе работы учащиеся должны осознавать связь между графическими работами и созданием объемно-пространственных композиций (ОПК). При этом они должны применять навыки, которые используются при создании рисунков, поскольку именно так формируются фронтальные композиции из бумаги.
Занятия по созданию фронтальных и объемно-пространственных композиций способствуют:
• формированию умений по созданию эскизов и чертежей;
• развитию эстетического вкуса учащихся в процессе создания цельной композиции;
• формированию навыков понимания ритма;
• развитию навыков осознания соразмерности целого и его составляющих.
Фронтальные (плоскостные) и объемно-пространственные композиции.
В рамках дисциплины бумагопластики можно выделить ряд специфических особенностей и проблем, которые необходимо учитывать на этапе перехода от фронтальной (плоскостной) композиции к объемно-пространственной. Для более глубокого понимания техники бумажного барельефа целесообразно рассмотреть каждый из упомянутых терминов.
Правила композиционного строя универсальны для всех видов искусства. Все объекты окружающего мира построены в соответствии с этими правилами и законами. В бумагопластике существует несколько типов композиции, каждый из которых обусловлен различными вариантами передачи пространства и целью изображения объема объекта.
Фронтальная композиция, также называемая плоскостной, развивается по двум плоскостным координатам:
• горизонтальной;
• вертикальной — которая подчиняет себе глубинную координату.
Человек воспринимает фронтальную композицию как движение вдоль самой композиции или по направлению к ней. Иными словами, фронтальная композиция предназначена для восприятия с одной определенной стороны и подразумевает статичную точку зрения. При фронтальной композиции все основные элементы расположены для зрительского восприятия в двух плоскостях — ширине и высоте, тогда как глубина имеет вторичное значение. Фронтальная композиция выявляется через разнообразные выразительные элементы: различные членения, соединение прямых и изогнутых поверхностей, цветовые вставки и т.д.
Фронтальную композицию можно рассматривать как самостоятельное произведение, выполняемое в различных техниках. Для её создания используется множество материалов, и она формируется на плоскости определенного формата. Плоскостные композиции могут быть реализованы в виде коллажей, аппликаций из различных геометрических фигур, линий, надписей и т.д.
В отличие от фронтальной композиции объемная композиция развивается в трёх координатных направлениях, то есть, которая воспринимается зрителем с разных точек (ширина, высота, глубина).
Человек воспринимает ее в качестве последовательного движения вокруг композиции. Глубинно-пространственная композиция влияет на человека посредством правильного восприятия объема, плоскости, пространства, цвета, пропорций, фактуры и объема. Для создания данной композиции нужно понять, как создать гармонию внутри композиции. Объемная композиция создается при помощи сочетания нескольких элементов фронтальных композиций. Обычно детали такой композиции вырезаются из бумаги и склеиваются между собой в трехмерную модель.
У всех типов композиции существуют как особые, так и общие законы создания – акцент, ритм, нюансы, контрасты, асимметрия и симметрия.
Бумажный барельеф и его реализация в ДХШ.
Существует также переходная ступень между пространственной и плоскостной композицией – рельеф. Рельефом (барельефом) называют выпуклость на плоской поверхности. Учащиеся могут создать данную композицию посредством пластического моделирования плотной бумагой. На плоскости создаются различные бугорки, которые и представляют собой рельеф.

С простой формой бумажного барельефа учащиеся знакомы с первого года обучения в ДХШ. Бумажный барельеф – это полускульптура из бумаги, в которой изображение выступает над плоскостью фона. Бумажный барельеф может выполняться как из белой бумаги, так и из цветной. Характерной особенностью бумажного барельефа является правильное расположение контуров светотени, обеспечивающее объем, выявление пластики и контрастность изображения. Такой способ приближает к пониманию условности и отвлеченности приемов выражения композиционной идеи.
По программе первого года обучения, учащиеся выполняют упражнения из бумаги.

Выполняя упражнения, дети таким образом знакомятся с различными техниками обработки бумаги (скручивание, складывание, надрезание) и замечают характер изменения ее поверхности. Далее начинается изучение простых фронтальных композиций, которые подразделяются на: однослойные композиции из белой бумаги (вытынанки) и многослойные композиции в цвете (аппликации).

Ребята предварительно изучают чертеж, где каждая линия обозначает тот или иной прием обработки поверхности бумаги, а также рассматривают виды её обработки (биговка, фальцовка, рицовка, вырубка, высечка).
В программе второго года обучения продолжается изучение бумажного барельефа в усложненном варианте. Учащиеся выполняют композицию натюрморта из бумаги. Трудность задания заключается во введении цвета в бумажный барельеф в сочетании с фронтальной композицией (одинарной вытынанкой). Одинарная вытынанка – это плоская ажурная композиция, выполненная из одного слоя бумаги. Сочетание двух техник выявляет интересный и неповторимый результат, который дает толчок учащимся расти в своем мастерстве, изучать и познавать азы ОПК.
Натюрморт в технике бумажного барельефа.
Решение проблематики составления и реализации бумажного барельефа с вводными элементами ОПК целесообразно рассмотреть через тему натюрморта. Ребята в своей художественной деятельности часто сталкиваются с жанром натюрморта, соответственно, он им наиболее близок и понятен. Сквозь призму натюрморта детям проще подавать новые понятия, касаемые ОПК. Это, в дальнейшем, облегчает понимание структуры и организации ОПК. Выполнению натюрморта в технике бумажного барельефа предшествовал ряд заданий на первом году обучения, необходимых для понимания технических приемов, используемых во фронтальных композициях из бумаги.
Целью задания «Натюрморт в бумажном барельефе» для учащихся второго года обучения явилось составление авторской композиции натюрморта по представлению с использованием вышеназванной техники, разнообразного колористического решения с применением внешней поверхностной стилизации.

На этапе эскизирования первоначальной проблемой явилась организация композиционного строя. Эскиз будущей композиции бумажного барельефа выполнялся частично с натуры, и, частично по представлению. Учащиеся выполнили зарисовки предметов быта с натуры, затем составили общую композицию натюрморта. Далее последовало обогащение и дополнение композиции тематическими деталями. Задачи эскиза усложнялись ещё тем, что все детали изображения необходимо было стилизовать. Соответственно, у учащихся возникли определенные трудности при составлении натюрморта в его стилизованном виде так как они привыкли мыслить шаблонно и реалистично. Решением этой проблемы явился показ визуального ряда бумажных композиций учащихся прошлых лет.
Проблема, возникающая на этапе создания деталей композиции натюрморта, подразумевала под собой умение совместить две техники бумагопластики (рельефа и одинарной вытынанки) и знание верного подбора колорита. Так как вытынанка представляет собой плоскостное изображение, решено было использовать данную технику, в основном, в качестве фона. Незначительные детали бумажного натюрморта так же были выполнены в технике вытынанки. Для выполнения этой задачи был исполнен эскиз в натуральную величину, где учащиеся обозначили какими приемами они достигнут желаемого результата. Для решения проблемы с подбором колорита был выполнен эскиз в цвете.

Для достижения большей жестокости в некоторых деталях натюрморта на развертках учащиеся выполняли отвороты краев (клапаны), то есть оставляли полоски бумаги шириной 3-10 и более мм. На этапе выполнения разверток некоторых деталей композиции (при помощи копировальной бумаги или кальки) возникла проблема правильного расчёта размеров и конфигурации клапанов, а также их целесообразности на протяжении контура всей детали. Необходимо было также продумать и рассчитать все врезки деталей композиции натюрморта. При фальцовке (складывании) некоторые детали имели свойство уменьшаться в своем размере. Этот момент получился самым трудоёмким и сложным процессом. Для решения всех вышеперечисленных проблем выполнялись черновые детали, которые дали возможность понять, как смонтировать ту или иную часть изображения.
После выполнения всех отдельных бумажных элементов необходимо было приступить к монтажу (склейке) общей композиции натюрморта. Определенные трудности возникли с выбором клеящего материала. Будущая композиция должна была сформироваться на достаточно плотном основании во избежание потери жесткости. В качестве жесткого основания выступил пенокартон. При монтаже деталей на поверхность пенокартона при помощи клея ПВА выяснилось, что данную поверхность коробит и «ведёт». Учитывая этот нюанс было принято сменить клеящее средство на то, которое имело пластичные свойства при высыхании и не имело в своем составе воду.
Заключение
Подводя итог, можно утверждать, что бумажный барельеф (фронтальная композиция) на примере натюрморта является одним из важных переходных этапов на пути к выполнению объёмно-пространственной композиции (ОПК). На этапе конструирования деталей натюрморта, учащиеся узнали о некоторых методах работы над ОПК: пластической моделировке (конфигурация, расположение, силуэт, членение); методах монтажа при помощи клапанов и врезок; выполнении чернового варианта будущей композиции.

Используемые электронные ресурсы:
1. Объемно-пространственная композиция. — ИЗО — Презентации — 10 класс // Образовательный портал «Мультиурок». — Дата написания статьи: 2016. — Автор: Шалапугина Ольга Михайловна. — URL https://multiurok.ru/files/obiemno-prostranstviennaia-kompozitsiia.html
2. Плоскостная и пространственная композиция из бумаги // Образовательный портал «Справочник». — Дата написания статьи: 01.02.2023. — URL https://spravochnick.ru/dizayn/ploskostnaya_i_prostranstvennaya_kompoziciya_iz_bumagi. html
3. Фронтальная композиция // Файловый архив студентов «Studfiles». — Дата написания статьи: 31.03.2015. — URL https://studfile.net/preview/2779968/page:7/
9