Научное общество как средство организации проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся

0
0
Материал опубликован 20 November 2023

Перунова Ольга Валерьевна, специалист по воспитательной работе и дополнительному образованию МУ Управления образования МО «Вешкаймский район» Ульяновкой области

Научное общество как средство организации проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся

Аннотация. В статье рассматривается сложная и многообразная система формирования исследовательских умений учащихся через организацию проектной и научно-исследовательской деятельности посредством научного общества. На примере предметной секции «Краеведение» научного общества показана система организации проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся.

Ключевые слова: проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность, научное общество учащихся, проект, исследовательские умения.

Современное развитие образования предусматривает последовательный процесс, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностей, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества.

В условиях реализации ФГОС перед преподавателями ставятся задачи формирования универсальных учебных действий, позволяющих обучающимся действовать на качественно высоком уровне. Системно-деятельностный подход является основой ФГОС, а реализовать данный подход позволяет проектная и научно-исследовательская деятельность, через которую формируются абсолютно все универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные 1.

Проблема организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся рассматривается в работах ряда ученых Алексеев Н.Г., Обухов А.С., Фомина Л.Ф.2, Савенков А.И. 3, Леонтович А.В.4, Бадыгов А.Р., Коцарь Ю.А5.

Широкими возможностями для реализации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся обладает формат школьного научного общества. Анализируя работы ученых, занимающихся проблемой научно-исследовательской деятельности учащихся, можно дать следующее определение понятию «научное общество учащихся». Научное общество учащихся – это форма организации проектной и научно- исследовательской деятельности во внеурочной и внеклассной работе, основанной на объединении и взаимодействии педагогов и учащихся, имеющих сходные интересы и познавательные потребности, занимающихся исследованиями по разным отраслям знаний.

Основными задачами научного общества являются:

- активизация интереса учащихся к знаниям по разным предметам;

- раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;

- создание предпосылок для развития научного образа мышления, творческого подхода к деятельности учащихся.

Для решения этих задач педагоги оказывают реальную помощь при овладении знаниями, выходящими за пределы учебной программы: дают почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности, обучают методам и приёмам научного исследования, умению работать с научной литературой. Учитель управляет самостоятельным поиском учащихся необходимой информации, показывая способ поиска, побуждает их к исследованию. Учитель и учащиеся работают в режиме сотрудничества, реализуют совместное исследование.

Ключевым этапом демонстрации исследований учащихся является научно-практические конференции. Научно-практическую конференцию учащихся можно считать диагностической формой, так как содержание обсуждаемых проектов позволяет судить об уровне владения учащимися методами и приёмами творческой исследовательской деятельности и роли учителя руководителя в этом процессе6.

Рассмотрим организацию проектной и научно – исследовательской деятельности на примере предметной секции «Краеведение» научного общества краеведческой направленности, в котором реализуемая педагогом исследовательская деятельность учащихся позволяет не только сформировать у учащихся устойчивые учебно-исследовательские умения и навыки, но и помогает формированию у ребят активной гражданской позиции, чувству любви к своей малой родине, ответственности за судьбу своих близких, уважения к прошлому своих земляков.

Работа по созданию исследовательских проектов краеведческого направления проходит в шесть этапов: мотивационный, подготовительный, поисково – исследовательский, заключительный, этап использования результата продукта.

На первом (мотивационном) этапе обучающиеся на занятиях обсуждают темы исследовательских работ. Направления в работе всегда соотносятся с интересами обучающихся, а руководитель проекта ненавязчиво подсказывает тематику проекта, возможные виды продуктов, которые могут быть интересны и полезны школьникам.

На подготовительном этапе учащиеся формулируют цели и задачи проекта. Для формирования действия целеполагания и планирования учитель предлагает выбрать цель для своего мини – проекта или исследовательского проекта из предложенных формулировок и дать обоснование выбора цели и задач.

Для формулирования цели используются следующие приёмы:

- выбор одной цели из нескольких предлагаемых;

- неправильная, деформированная, «рассыпавшаяся» цель;

- моделирование цели и задач исследования из фрагментов;

- использование занимательного игрового материала, загадок;

- создание проблемной ситуации, ситуации затруднения в процессе целеполагания.

Для формирования действия планирования проходит обсуждение готового, но деформированного плана работы, используется план с недостающими или избыточными пунктами, обучающийся составляет совместно с учителем общий план проекта.

Поисково – исследовательский этап - это основной этап для работы над исследовательским проектом. На данном этапе учитель и учащиеся обмениваются мнениями по созданию проекта, руководитель консультирует обучающихся по выбору источника для написания работы. На занятиях предметной секции «Краеведение» данный вид работы осуществляется следующим образом:

- учащиеся работают с Книгами Памяти, с краеведческой и энциклопедической литературой;

- посещают музей и архивный отдел поселка для работы с историческими документами, старинными фотографиями и вещами и для получения консультаций сотрудников музея и архива.

На поисково – исследовательском этапе проводится большая работа над созданием результата (продукта) проекта. Ребята, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получали из него новую информацию. В рамках учебно – познавательной компетенции они овладевали умениями задавать вопросы к наблюдаемым фактам, обозначать своё понимание по отношению к изучаемой проблеме, выбирать условия проведения наблюдения, описывать результаты и делать выводы.

На заключительном этапе происходит публичная защита проекта, анализ работы, подведение итогов, самооценка и оценка работы.

Результатом исследовательской деятельности учащихся являются проекты, основанные на местном материале:

- дидактическая настольная игра: «Тур по Вешкаймскому району» - игра ходилка-бродилка»;

- видео-экскурсия с использованием QR-кодов «Вешкаймцы в боях за победу;

- цикл виртуальных экскурсий по Вешкаймскому району «Дорогой памяти».

В результате, ежегодно учащиеся защищают исследовательские проекты на научно-практических конференциях разного уровня: школьный – «Я - исследователь», на районном и региональном этапах краеведческой конференции «Ульяновская область-край родной».

Этап использования результата проекта подразумевает использование продукта исследовательского проекта обучающимися во внеурочной и внеклассной деятельности.

Таким образом, исследовательские проекты способствуют развитию учебно – познавательных компетенций не только участников самих проектов, но и тех школьников, которые используют материалы и результаты исследования для учёбы и отдыха.

Итоги школьной учебно-исследовательской работы, как правило, не претендуют на выявление научных закономерностей и отличаются простотой оформления, что позволяет каждому желающему попробовать свои силы и получить первый опыт подобной деятельности.

Таким образом, научное общество учащихся - это платформа, которая объединяет учащихся и учителей для совместной работы над научными проектами и исследованиями. Оно предоставляет уникальные возможности для развития и реализации потенциала учащихся, в том числе таких навыков, как критическое мышление, планирование и организация работы, анализ данных, презентационные навыки. Оно способствует не только развитию интеллектуальных и технических навыков учащихся, но и пробуждает их интерес к науке и инновациям.

В целом, исследования и проектная деятельность в рамках научного общества имеют огромный потенциал для обогащения образовательного процесса и развития лидерских и творческих способностей учащихся. Они помогают подготовить молодых людей к будущему, где значимость научных и исследовательских компетенций будет только расти.

Библиографический список:

Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. C. 24–33.

Антипова А.Н. Актуальность проектной и учебно-исследовательской деятельности в современных условиях образования. – 2013.

Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования. - 2008. - №2. - С. 16-19.

Гостев А.Г., Лебедев М.В. Научное общество учащихся в лицее: современные представления и факторы развития: учебное пособие. Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2011. 124 с.

Коцарь Ю. А. Актуальные вопросы организации научно-исследовательской работы в профильной школе / Методист. – 2008. – № 3. – С. 49–50.

Леонтович А.В. Проблема исследовательской и проектной деятельности в новых ФГОС / А.В.Леонтович // Управление школой. – 2013. – №6. – С.4-8.

Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2006. 321 с.

1 Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования. - 2008. - №2. - С. 16-19.

2 Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. C. 24–33.

3 Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2006.. С. 230.

4 Леонтович А. В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. C. 42–51.

5Коцарь Ю. А. Актуальные вопросы организации научно-исследовательской работы в профильной школе / Методист. – 2008. – № 3. – С. 49–50.

6 Антипова А.Н. Актуальность проектной и учебно-исследовательской деятельности в современных условиях образования. – 2013.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации