Научно-исследовательский проект "Шумовое загрязнение"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1 Муниципальный фестиваль учебно-исследовательской и проектной деятельности «Любимый город Домодедово» Направление: физико-математическое Секция: физика Тема: «Шумовое загрязнение» Автор работы: Иванов Ярослав, 9 «Г» класс Научный руководитель: Кузнецова Галина Юрьевна учитель физики МАОУ Домодедовской СОШ №1 Домодедово 2024 год Содержание. Введение ……………………………………………………… 2 Цель работы……………………………………………………3 Объект исследования. ……………………………………….. 3 Продукт……………………………………………………….. 3 Гипотеза………………………………………………………. 3 Задачи. …………………………………………………………3 Описание проекта…………………………………………….. 3 1.Шум. Источники шума…………………………………….. 3 2. Влияние шума на организм человека……………………. 4 3. Шумомер…………………………………………………….6 4. Мероприятия по борьбе с шумом………………………….7 Измерения уровня интенсивности звука в школьном помещении……………………………………. 7 Заключение…………………………………………………….9 Список использованной литературы…………………………11 |
Введение
С самого рождения человек попадает в мир звуков. Младенец имеет заложенный генами акустический активный голосовой аппарат. Только когда человек утрачивает способность воспринимать звуки, он начинает понимать всю ценность и красоту огромного «акустического» мира, который его окружает.
В настоящее время доказано, что шум – это общебиологический раздражитель, то есть он оказывает воздействие не только на орган слуха, но и на весь организм в целом. В первую очередь влияние шума сказывается на структурах головного мозга, что вызывает неблагоприятные изменения в функциях различных органов и систем
Цель работы: Изучить природу звука и шума, раскрыть сущность связанных с шумовым загрязнением, и разработать меры борьбы с ним.
Объект исследований: Помещения в школе и прилегающая к ней территория
Предмет исследований: шумовое загрязнение различных участков, звукоизолирующие свойства различных материалов.
Продукт: научно-исследовательский проект.
Гипотеза: уровень интенсивности звука в помещении школы не всегда соответствует нормам, значит есть вероятность неблагоприятного воздействия на находящихся в ней людей. Если использовать звукоизолирующие материал, то возможно снизить уровень шума в помещении.
Задачи:
Узнать что такое: шум, источники шума.
Изучить влияние шума на организм человека, ознакомившись с соответствующей литературой.
Изучить прибор шумомер.
Измерить интенсивность звука в школе и за ее пределами сравнить ее с нормативами.
Сформулировать пути решения проблем, связанных с шумом в помещении школы.
Описание проекта: научно-исследовательская работа по физике.
Шум . Источники шума.
Шумовое загрязнение - это наличие избыточного, нежелательного или мешающего звука в окружающей среде. Оно возникает из-за различных источников шума, таких как дорожный транспорт, промышленные установки, строительные работы, музыкальные мероприятия, бытовая техника и другие источники. Шумовое загрязнение может иметь негативное воздействие на здоровье и благополучие людей, включая проблемы с сном, стресс, снижение концентрации, проблемы со слухом и другие побочные эффекты. Контроль и снижение шумового загрязнения являются важными задачами для сохранения качества жизни и здоровья людей.
Громкость звука — субъективное восприятие силы звука.
Громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук, частоты которых лежат в пределах от 1000Гц до 5000Гц. Громкость звука зависит от его длительности и от индивидуальных особенностей слушателя. Также на громкость звука влияют его спектральный состав, локализация в пространстве, тембр, длительность воздействия звуковых колебаний, индивидуальная чувствительность слухового анализатора человека и другие факторы.
Единицей абсолютной шкалы громкости является сон. Громкость в 1 сон — это громкость непрерывного чистого синусоидального тона частотой 1 кГц, создающего звуковое давление 2 мПа.
Так же за единицу громкости звука принят бел (в честь Александра Грэхема Белла, изобретателя телефона) - это логарифм отношения мощности звука к начальной мощности, отвечающей порогу слышимости: громкость звука равна 1 Б, если его мощность в 10 раз больше порога слышимости.
B=lg p1/p2 или L= Lg(I/I0)
L – уровень громкости звука
I – интенсивность звука
I0 – интенсивность громкости звука, принятая за исходную Уровень шума чаще всего измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления - децибелах (дБ). 1 дБ = 0,1Б
Влияние шума на организм человека
Влияние шума на организм человека может быть значительным. Вот некоторые основные аспекты и последствия:
1. Слуховое здоровье: Длительное или повышенное воздействие шума может привести к временному или постоянному ухудшению слуха, шуму в ушах (тиннитусу) и другим проблемам со слухом.
2. Физическое здоровье: Шум может вызывать физическое напряжение, повышение артериального давления, учащение сердечного ритма и секрецию стрессовых гормонов. Повышенный уровень стресса может быть связан с различными заболеваниями, включая сердечно-сосудистые проблемы.
3. Психологическое благополучие: Шум может вызывать раздражение, утомляемость, затруднения с концентрацией, снижение продуктивности и способности сосредоточиться. Он также может вызывать стресс, тревогу, раздражительность и нарушения сна.
4. Сон: Шум может нарушать сон, приводить к пробуждениям во время ночи и снижать качество сна. Это может вызывать дневную сонливость, ухудшение настроения и ухудшение когнитивных функций.
5. Развитие детей: Дети более чувствительны к шуму, и постоянное воздействие шума в школе или дома может негативно сказываться на их развитии, учебных успехах, внимании и поведении.
В целом, длительное и интенсивное воздействие шума может иметь негативные последствия для физического и психологического здоровья человека. Поэтому важно принимать меры для снижения шумового загрязнения в окружающей среде и создания комфортных условий для жизни и работы.
Таблица№1
(Реакцию организма человека на некоторые виды шума):
Источники шума | Уровень шума (дБ) | Действие на организм человека |
Листва, прибой. Средний шум в квартире, классе | 20 40 | Успокаивает. Гигиеническая норма |
Шум внутри здания на магистрали Телевизор Метро Кричащий человек Мотоцикл | 60 70 80 80 90 | Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль |
Плеер Отбойный молоток Реактивный двигатель Шум на дискотеке | 144 120 130-150 100-150 | Вызывает звуковое опьянение наподобие алкогольного, нарушает сон, разрушает психику, приводит к глухоте |
Шумомер
Шумомер - это прибор для измерения уровня шума в окружающей среде. Он используется для определения интенсивности звукового давления и выражается в децибелах (дБ). Шумомеры обычно имеют различные режимы измерения и функции, такие как среднее значение, пиковое значение, временные весовые характеристики и фильтры октавных полос. Они широко применяются в различных областях, включая инженерию, медицину, экологию и охрану труда. Изучим устройство шумомера.
Шумомер в телефоне - это приложение, которое использует встроенный микрофон в смартфоне для измерения уровня шума. Оно позволяет оценить интенсивность звукового давления в окружающей среде и выразить ее в децибелах (дБ). Шумомеры в телефонах могут иметь различные функции, такие как отображение текущего уровня шума в реальном времени, запись и сохранение данных, установка предельных значений и предупреждений. Однако стоит отметить, что точность измерений шумомера в телефоне может быть ограничена и зависит от качества встроенного микрофона и алгоритмов обработки звука в приложении.
Мероприятия по борьбе с шумом.
Борьба с шумом включает ряд мероприятий, направленных на снижение уровня шума и защиту людей от его вредного воздействия. Вот некоторые из них:
1 . Законодательство и нормативы: Разработка и строгое соблюдение нормативов по уровню шума в различных областях, таких как промышленность, транспорт, строительство и домашняя среда.
2. Инженерные решения: Применение технических мер, таких как звукопоглощающие материалы, звукозащитные экраны, шумопоглощающие покрытия и изоляция для снижения распространения шума.
3. Планировка городской среды: Разработка городских планов, учитывающих аспекты шума, включая размещение промышленных объектов, дорог и жилых зон.
4. Образование и информирование: Проведение образовательных программ и кампаний, направленных на повышение осознанности общества о проблеме шума, его влиянии на здоровье и способы его уменьшения.
5. Технические инновации: Разработка новых технологий и материалов, способных снизить шумовую нагрузку, таких как более тихие двигатели и транспортные средства, звукопоглощающие покрытия и акустические системы.
6. Индивидуальная защита: Использование индивидуальных средств защиты от шума, таких как наушники или беруши, для снижения воздействия шума на отдельных людей.
Все эти мероприятия могут быть эффективными в борьбе с шумом и создании более комфортной и безопасной среды для жизни и работы.
Измерения уровня интенсивности звука в школьном помещении
Нами были установлены источники звуков и шумов в школе. Мы произвели измерение уровня шума на уроках в старших и младших классах, во время перемен, в столовой, возле электрического звонка, в актовом зале. Для измерений применялся мобильный телефон. Результаты исследования представлены в таблице.
Уровень шума на уроках:
Предмет | Норма | В начале урока | В середине | В конце | Отклонение от нормы |
Алгебра | 40(44) | 45 | 40 | 50 | 5-10 |
Физ-ра | 55 | 60 | 75 | 80 | 15-20 |
История | 40 | 35 | 60 | 45 | 5-5 |
Вывод: В начале урока уровень шума выше нормы. Причина-в начале урока переход к рабочей атмосфере, в конце урока – рассеянное внимание, усталость, ожидание перемены. Основной шум-звук речи: тихий шепот- 10 дБ, умеренный шепот- 20 дБ, громкий шепот - 40дБ, громкая речь- 50-60 дБ. Эти уровни не мешают умственному труду, если этот шум кратковременный.
2.Уровень шума на перемене: (норма 46-58 дБ.)
Начало перемены | Середина перемены | После звонка |
75 | 65 | 70 |
72 | 70 | 69 |
76 | 75 | 70 |
Вывод: При норме 45-60 дБ уровень шума в начале перемены и конце-интенсивный. Уровень шума на переменах в младших классах выше, чем у старшеклассников.
3.Уровень шума в столовой: (норма 58 дБ)
В начале | В середине | В конце |
65 | 60 | 70 |
70 | 61 | 65 |
68 | 56 | 72 |
Вывод: Уровень шума при входе в столовую выше нормы. Дети громко разговаривают, перекрикиваются, гремят посудой. В середине: шум стихает, речь тише, звук столовых приборов. В конце приема пищи дети начинают громко разговаривать, греметь посудой, стульями, уровень шума в столовой выше от нормы на 15-20 дБ.
4.Уровень шума в раздевалке: (норма 46-58 дБ)
При входе | При выходе |
70 | 65 |
72 | 68 |
69 | 65 |
Вывод: При входе в раздевалку дети громко разговаривают, шумно переодеваются. Уровень шума выше нормы на 10 дБ.
5 .Уровень шума в актовом зале: (норма 50-58 дБ)
В начале | В середине | В конце |
70 | 42 | 68 |
75 | 40 | 70 |
69 | 42 | 65 |
Вывод: Уровень шума в актовом зале выше нормы в начале и конце урока. Причина- громкая речь, топот. Но звук заглушен акустическими материалами на стенах.
Данные измерений говорят о том, что в школе присутствуют звуки и шумы с различным уровнем интенсивности. Некоторые из них превышают допустимые санитарные нормы: шум на переменах, на мероприятиях, крик, музыка в актовом зале, звучание звонка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ш умовое загрязнение является серьезной проблемой, которая оказывает отрицательное влияние на здоровье и благополучие людей. Оно может вызывать стресс, снижать концентрацию, нарушать сон и повлиять на общее качество жизни.
Необходимо проводить мониторинг уровня шума для оценки его воздействия на окружающую среду и здоровье людей. Это поможет определить наиболее проблемные зоны и разработать эффективные стратегии по снижению шумового загрязнения.
О бразование и осведомленность населения о проблеме шумового загрязнения являются важными факторами для повышения осознанности и принятия мер по снижению шума.
Внедрение зеленых технологий, разработка шумозащитных систем и организация зон отдыха вблизи шумных источников могут содействовать снижению шумового загрязнения.
Ш умовое загрязнение является глобальной проблемой, и сотрудничество на международном уровне необходимо для обмена опытом, разработки стандартов и решения общих проблем.
В целом, шумовое загрязнение требует серьезного внимания и принятия мер для его снижения во благо здоровья и качества жизни людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Воздействие на организм человека опасных и вредных экологических факторов. Метрологические аспекты. В 2-х Т./Под ред. Исаева Л.К. Т.1. – М.: ПАИМАС. 1997. – 512с.
Звуковые волны шума. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://msk.edu.ua/ivk/Fizika/Konspekt/Zvuk.php
Физические поля и безопасность жизнедеятельности/ А.В. Гордиенко. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат. –2006.
Шум как экологический фактор// Физика в школе. – № 7. –2005.
Шумомер. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tehpribory.ru/glavnaia/pribory/shumomer.html
Шумотека. Библиотека звуков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aragor.ru