Долгосрочный научно-исследовательский проект «Перепись учащихся школы»
Аннотация проекта
(При просмотре презентации учителя включите колонки)
Цель проекта
Провести мини-перепись учащихся школы, чтобы сравнить полученные результаты со среднестатистическими особенностями нетрудоспособной части населения, полученными в результате общероссийской переписи.
Актуальность исследования
Результаты исследования особенно интересны в связи с объявлением 2008 года годом семьи, поскольку отражают проблемы формирования семейных и духовных ценностей современных школьников, взаимоотношения в семье.
Задание для учащихся
Команде учащихся предлагается провести мини-перепись населения в рамках школы (социологический опрос).
Известно, что в каждой стране проводится перепись населения. На начальном этапе проекта рекомендуется вспомнить цели и задачи переписи населения.
В качестве источников подобной информации разрешается использовать учебники для 8-9 классов по курсу «География России» и сайт Всероссийской переписи населения http://www.perepis2002.ru.
Задачи исследования
Пополнить социальный паспорт школы.
Выяснить рейтинг женских и мужских имён и его зависимость от года рождения.
Исследовать приоритетные цели учащихся на ближайшее будущее, связанные с выбором профессии.
Выяснить, с каким городом, страной, учащиеся связывают своё будущее.
Исследовать читательские интересы учащихся школы.
Выяснить, какие занятия учащиеся предпочитают в свободное от учебы время и ведут ли здоровый образ жизни.
Каких домашних любимцев предпочитают?
Учебно-воспитательные цели проекта
самостоятельное формирование проблемы;
планирование вариантов решения поставленной проблемы;
определение своего собственного положения в проблеме;
приобретение новых знаний в реальной жизненной обстановке.
Коммуникативные навыки, развиваемые в проекте:
самостоятельная организация внутригруппового сотрудничества и делового общения;
совместная выработка решений;
анализ своей работы и корректная оценка работы товарищей;
проведение анкетирования, опроса, интервью, беседы, презентации;
сбор, обобщение и выделение главного в собранной информации;
дискутирование;
публичное выступление;
презентация результатов работы;
овладение методикой разрешения конфликтных ситуаций в рабочей группе.
Этапы выполнения проекта.
1 этап.
1. Создание опросного листа.
Это очень важная часть, т.к. определяет не только объём проекта, его трудоёмкость, но и ставит задачи всего проекта.
Команде предлагается создать опросный лист (анкету) из двух частей: базовой и дополнительной.
В базовую (обязательную) часть анкеты рекомендуется внести вопросы, отражающие основные особенности структуры населения:
. половой состав,
. этнический состав (национальность),
. вероисповедание,
. кол-во детей в семье (семейная структура),
. место рождения.
Вопрос о месте рождения должен дать очень интересные сведения о миграции, хотя и выбивается из общей структуры.
2. Дополнительная часть опросного листа
Формируется по решению команды и является необязательной, но желательной.
Например, предлагается включить вопросы о рейтинге мужских и женских имен, сфере занятости родителей, будущей профессии школьников, увлечениях и хобби, участии во внеурочной жизни школы. Это очень интересная часть проекта, направленная на создание социально значимого продукта, которым могли бы воспользоваться учащиеся, учителя и администрация школы.
2 этап.
Проведение анкетирования.
3 этап.
Анализ результатов проекта
(с учетом задач исследования).
4 этап.
Оформление результатов проекта, создание презентации работы
5 этап.
Команда представляет отчёт о проделанной работе (руководителю проекта, педагогическому коллективу, родительской общественности)
Результаты работы, практическая значимость
Презентация, выполненная ученицами 10 «А» класса Бойковой Анной и Пьянкиной Анной
Презентация, выполненная ученицами 7 «В» класса Преображенской Алёной и Колышко Анастасией
Кроссворд по теме «Население», который используется для проверки знаний учащихся по итогам изучения темы. (Автор – Заборщикова Юлия – 11 «В» класс)
Представлены на дне открытых дверей для родителей 8 «В» класса в ноябре 2007 года
Представлены на Дне науки в декабре 2007 года
Используются социальным педагогом школы для планирования и коррекции своей работы
Используются при проведении уроков обществознания в 6 классе при изучении темы «Ценности»
Используются при проведении ряда уроков географии в 8-х классах при изучении темы «Население России»
Команда учащихся награждена специальным дипломом ДООГ-2007 за творчество и исследовательскую деятельность при выполнении заданий конкурсного и практического тура
Участники проекта
Активисты:
участники разработки опросного листа, анализа результатов анкетирования, создания компьютерных презентаций
<список участников>Приложение
Анкета для учащихся МОУ СОШ № 24, класс ____ Ф / И переписчика_______________________________
Полное имя (Светлана, а не Света)
Возраст (Год рождения и полных лет)
Пол
Национальность
Вероисповедание (или нет)
Сколько детей в вашей семье
Место рождения
Есть ли домашняя библиотека? (не < 200 кн.)
Устраивает ли ваша семья совместные дни активного отдыха? (да/нет)
Вы ведёте здоровый образ жизни? (да/нет)
Сколько лет вы хотели бы прожить?
А) до 40
Б) 40-60
В) 60-80
Г) > 80
В каком возрасте ты впервые задумался над выбором профессии?
А) в……. лет
Б) не помню
В) ещё не задумывался
Определился ли ты с выбором профессии в настоящее время? (да/нет)
Куда ты планируешь поступить после окончания школы? (ВУЗ, техникум, лицей, училище)
Позволит ли полученное там образование реализовать твою мечту о будущей профессии? (да/нет)
В каком городе (стране) ты хотел бы жить, когда вырастешь?
Чем ты занимаешься во внеурочное время? (кружки, секции и прочее)
Есть или нет в твоей семье компьютер?
Занимаешься ли ты спортом? (если да, то каким?)
Каким спортом ты хотел бы заниматься, но не имеешь возможности? (почему?)
Есть ли у тебя любимая книга? (если есть, то какая?)
Есть ли у тебя любимый журнал? (если да, то какой?)
Можешь ли ты назвать любимое направление в музыке?
Какой человек является для тебя образцом для подражания (идеалом, кумиром)? (Герой фильма, книги, политик, артист, знакомый, родственник и др.)
Есть ли у тебя в школе любимый предмет? (если да, то какой?) (не более 2)
Есть ли у тебя в школе любимый учитель? (если да, то кто?) (не более 2)
Есть ли у тебя домашнее животное? (если да, то какое) (если нет, то по какой причине?)
Здесь будет файл: /data/edu/files/w1449387476.doc (Содержание (структура) работы)
Здесь будет файл: /data/edu/files/l1449387507.doc (Авторы проекта)
Здесь будет файл: /data/edu/files/v1449387575.doc (Навигационная схема проекта)
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1449387611.ppt (Введение (презентация учителя))
Здесь будет файл: /data/edu/files/l1449387790.mp3 (Аудиофайл к презентации учениц 10 класса)
Здесь будет файл: /data/edu/files/o1449387751.ppt (Презентация учениц 7 класса)
Здесь будет файл: /data/edu/files/i1449387722.ppt (Презентация учениц 10 класса)
Здесь будет файл: /data/edu/files/q1449387831.xls (Кроссворд о населении)
Здесь будет файл: /data/edu/files/h1449387877.doc (Кроссворд (раздаточный материал))