Конспект урока из серии «Мои увлечения»
Конспект урока из серии «Мои увлечения»
Цель: формировать развивать три вида компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово или словосочетание, верно ли расставлены знаки препинания в предложении) , лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их), коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
Задачи:
1. Общеучебная: комплексное повторение тем: синтаксис и пунктуация, стилистика.
2.Развивающая: работа по формированию у учащихся коммуникативных умений и навыков:
- анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
- комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
- выражать и аргументировать собственное мнение;
- последовательно и логично излагать свои мысли;
- использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
3.Воспитательная: уважение чувств, мнения и увлечений другого человека
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Оборудование: раздаточный материал ( карточки№1,2), таблицы «Стили и типы речи», «Приёмы сжатия текста»
Эпиграф: «Хобби — это наши увлечения; чужие увлечения — просто чудачества.»
1. Орг. момент (1 мин)
2. Слово учителя(1 мин) Мы с вами неоднократно говорили о том, что человек без увлечений неинтересен не только окружающим, но и самому себе. Хобби — это занятие для души, способное отвлечь человека от повседневных забот, это общение и новые друзья-единомышленники.
3. Работа с эпиграфом ( 5 мин):Обратитесь к слайду №2. Там записаны слова, являющиеся народной мудростью. Как вы их понимаете? (формирование коммуникативной способности понимать текст) Да, действительно, мы не всегда понимаем чужие увлечения. Они кажутся нам скучными, а порой глупыми. Но ведь это только на первый взгляд. Стоит присмотреться внимательнее, и мы поймём ошибочность такой точки зрения. На предыдущих уроках мы обращались к вашим увлечениям, останавливаясь больше на хобби девочек. Сегодняшний урок посвятим мужским хобби.
4. Работа с заданием на карточке (13 мин) Слайд №3 Читаем текст.
КАРТОЧКА № 1: Ты приходишь с учёбы, берёшь с тумбочки деньги, ключи, телефон 1) и едешь на автобусе до стадиона. В автобусе размышляешь о жизни, о игре…Затем заходишь в раздевалку и уже чувствуешь себя________________, обходишь раздевалку 2) здороваясь с командой. Закидываешь голову, вытаскиваешь экипировку, в то же время шутишь с партнёрами, надеваешь форму, потом щитки, натягиваешь гетры, надеваешь свои самые лучшие бутсы, накидываешь ветровку, сплёвываешь, пьёшь водичку, слушаешь указания тренера, выходишь на газон 3) и тебе становится всё равно…Тебе всё равно, что ты провалил последнюю контрольную, что твоя девушка тебя кинула, что ты посеял мобилу…Твой мир просто прекрасен на следующие пару часов! Выбрасывания, голы, падения, голевые передачи, опасные моменты, травмы, жизнь в дороге, арены, выходы один на один, штрафные, свободные, угловые, нереальные промахи и голы, сломанные руки, сломанные кости, сломанные сердца, окровавленные лица и руки, бесконечные часы тренировок, силовые приёмы, командные собрания, тупые судьи, спорные моменты, штанги, перекладины, крестовины, турниры, чемпионаты, предупреждения, удаления, строгие тренера, адреналин, чудеса на площадке—всё это в самой быстрой, захватывающей и красивой игре футбол!
– О каком хобби идёт речь?
– Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его (формирование коммуникативной способности понимать текст)
– Этот текст взят мною из диалога мальчишек, занимающихся футболом. И вы, вероятно, испытывали похожие чувства, занимаясь любимым делом. Определите тип и стиль текста. Какие слова не «вписываются» в стиль? Являются разговорными?
– На месте пропуска поставьте подходящее по смыслу слово. Прочитайте текс ещё раз. Всё ли вас устраивает? Найдите речевую ошибку в этом предложении. Оправдана ли она?
– Определите, нужны ли знаки препинания на месте цифр в тексте. Объясните их. Запишите эти предложение, графически обозначая пунктограммы. Объясните знаки препинания в последнем предложении. Составьте его схему в тетради. Измените предложение, чтобы вместо тире понадобилось двоеточие. (формирование языковой способности: умение определять, верно ли расставлены знаки препинания в предложении)
– Сделайте фонетический и морфологический разбор выделенных слов. (формирование лингвистической способности опознавать языковые единицы и классифицировать их).
5. Повторение теоретического материала, связанного с коммуникативными умениями (связно и логично строить текст) (5 мин)
Вы прочитали текс внимательно, познакомились с ним, выяснили его стилистическую принадлежность. А теперь представьте, что ту же самую информацию вам необходимо будет записать в анкете, необходимой для поступления из любительской секции в профессиональную. И здесь вам понадобиться знание основных приёмов сжатия текста. Вспомним их.
КАРТОЧКА № 2:
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ (Из методических рекомендаций ФИПИ).
Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:
- разде ление информации на главную и второстепенную,
- исключение несущественной и второстепенной информации;
- свё ртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:
Замены:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
- замена сложноподчинённого предложения простым.
Исключения(удаление):
- исключение повторов;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких из синонимов.
Слияния(объединение):
- слияние нескольких предложений в одно.
Три основные вида сжатия информации – объединение, замена, удаление.
6. Подготовительная работа к сжатию исходного текста (9 мин)
– Давайте определим, сколько в тексте микротем? (
Их три:
1. Жизнь вне футбола («В автобусе размышляешь о жизни, о игре…»)
2. Настрой перед матчем («Затем заходишь в раздевалку и уже чувствуешь себя___(обалденно,замечательно,чудесно)…», «выходишь на газон , и тебе становится всё равно…»)
3. Душевный подъём во время игры («Твой мир просто прекрасен на следующие пару часов!»)
– Теперь посмотрим, какая информация в тексте является главной? Что можно сократить в первой микротеме?
1. Ты приходишь с учёбы, берёшь с тумбочки деньги, ключи, телефон 1) и едешь на автобусе до стадиона. В автобусе размышляешь о жизни, о игре…
-можно использовать замену: берёшь с тумбочки деньги, ключи, телефон= берёшь с собой всё необходимое
- можно использовать исключение : и едешь на автобусе до стадиона. В автобусе размышляешь о жизни, о игре…= и едешь на автобусе до стадиона, размышляя о жизни, о игре…
2. Затем заходишь в раздевалку и уже чувствуешь себя________________, обходишь раздевалку здороваясь с командой. Закидываешь голову, вытаскиваешь экипировку, в то же время шутишь с партнёрами, надеваешь форму, потом щитки, натягиваешь гетры, надеваешь свои самые лучшие бутсы, накидываешь ветровку, сплёвываешь, пьёшь водичку, слушаешь указания тренера, выходишь на газон ,и тебе становится всё равно…Тебе всё равно, что ты провалил последнюю контрольную, что твоя девушка тебя кинула, что ты посеял мобилу…
– Можно использовать замену и слияние: Затем заходишь в раздевалку и уже чувствуешь себя_________, вытаскивая экипировку и надевая форму. А когда выходишь на газон, то тебе становится безразличны все душевные неприятности.
3. Твой мир просто прекрасен на следующие пару часов! Выбрасывания, голы, падения, голевые передачи, опасные моменты, травмы, жизнь в дороге, арены, выходы один на один, штрафные, свободные, угловые, нереальные промахи и голы, сломанные руки, сломанные кости, сломанные сердца, окровавленные лица и руки, бесконечные часы тренировок, силовые приёмы, командные собрания, тупые судьи, спорные моменты, штанги, перекладины, крестовины, турниры, чемпионаты, предупреждения, удаления, строгие тренера, адреналин, чудеса на площадке—всё это в самой быстрой, захватывающей и красивой игре футбол!
– Можно использовать замену и исключение: Твой мир просто прекрасен на следующие пару часов! Небывалый адреналин,любимые игровые моменты, чудеса на площадке—всё это в самой быстрой, захватывающей и красивой игре футбол!
– Почему нельзя совсем убрать однородные члены в последней части? ( изменится стиль текста, пропадёт эмоциональность)
7. Запись сжатого текста (4 мин)
Ты приходишь с учёбы, берёшь с собой всё необходимое и едешь на автобусе до стадиона, размышляя о жизни, о игре… Затем заходишь в раздевалку и уже чувствуешь себя_________, вытаскивая экипировку и надевая форму. А когда выходишь на газон, то тебе становится безразличны все душевные неприятности. Твой мир просто прекрасен на следующие пару часов! Небывалый адреналин,любимые игровые моменты, чудеса на площадке—всё это в самой быстрой, захватывающей и красивой игре футбол!
– Сохранили ли мы микротемы текста? ( Да). Поменялся ли стиль? (Только авторский-меньше стало эмотивной лексики. Стиль текста остался художественным)
– Какой приём сжатия мы использовали на протяжении всего текста? (замена)
8. Подведение итогов урока и Д\з (2 мин)
Итак, подведём итоги. Многим из нас чужие увлечения кажутся глупостью, но стоит постоять в башмаках другого человека, как начинаешь его понимать. Сегодняшняя работа с текстом не только подготовила нас к экзамену по русскому языку ,но и убедила в неверности звучащего на уроке эпиграфа. Чужие увлечения тоже интересны и серьёзны. И дома я вам предлагаю написать небольшое эссе на тему: «Хобби — это наши увлечения; чужие увлечения — просто чудачества.»
Елена Владимировна