Классный час «Не тот кто друг, а тот кто правду говорит» (2–4 класс)
Классный час «Не тот друг кто льстит, а тот кто правду говорит».
Проблема: многие не могут дать четкое понятие дружбы. Они считают, что знакомый, товарищ, друг – это одно и тоже. На данном классном часе мы попробуем разобраться, что такое дружба, кто такой друг; узнаем, что такое лесть и какая бывает правда.
Цель: содействовать формированию дружного коллектива; расширить и углубить представление детей о доброжелательном отношении к окружающим людям; раскрыть значимость моральной поддержки товарищами, которая может быть выражена в сочувствии.
Задачи:
Образовательная: дети должны усвоить определение «дружба», «друг», понять, что такое лесть и что её не должно быть между друзьями.
Воспитательная: Дети должны понять значение бескорыстия в дружбе. Ученики должны усвоить «Законы дружбы».
Развивающая: в ходе классного часа способствовать формированию дружного коллектива. Развивать коммуникативные навыки и умение сотрудничать.
Материал и оборудование: конспект, ТСО, видео из Ералаша «Мандарин» (1975г.), презентация, памятка «Законы дружбы».
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Орг. момент |
- Добрый день, ребята! Сегодня наш классный час будет посвящен очень важной теме, а какой вы узнаете, когда отгадаете загадку. - Мы в беде друг другу помотаем, - Да, мы будем вести разговор о дружбе, об отношениях, которые должны быть между товарищами и одноклассниками. - Иметь друга – это настоящий подарок судьбы, так как не все люди могут иметь друзей, некоторые заменяют понятие «друг» на «знакомый», «приятель». |
Дружба |
2.Объяснительный |
Давайте попробуем дать четкое понятие дружбы и выясним, кто такой друг. Как вы думаете, кто такой друг? Друг – это тот, кто видит ваши сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Также этот человек не будет никогда использовать ваши слабости против вас самих. В этом заключается вся разница между другом и знакомым. - Итак, мы выяснили, кто такой друг, теперь давайте подумаем, что такое дружба? Владимир Иванович Даль в своём «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – бескорыстная стойкая привязанность». - А что такое бескорыстие, вы поймёте из рассказа Валентины Осеевой «Просто так». - В этом рассказе встретится такое слово, как планер, кто знает, что это такое? «Просто так» Костя сделал скворечник и позвал Вову: - Посмотри, какой птичий домик я сделал». Вова присел на корточки. - Ой какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, — робко сказал он, — сделай и мне такой. А я тебе за это планёр сделаю. — Ладно, — согласился Костя. — Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планёр, а я тебе скворечник. - Кем являлись эти мальчики друг другу? - Так что же такое бескорыстие? - На первое место знаменитый учёный и писатель В.И. Даль ставил бескорыстие: «Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир». Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив. - Ребята, как вы думаете, какое понятие противоречит дружбе? - Понятие противоположное дружбе – эгоизм. Эгоизм – это себялюбие, недостаток человека, который приписывает всё себе и заботится только о себе, не думая о других. Если человек эгоист – у него не может быть настоящего друга. - Также есть ещё одно понятие, которое противоречит понятию дружбе. - О нём вы догадаетесь из басни Ивана Крылова «Ворона и лисица». «Ворона и лисица» Уж сколько раз твердили миру, Уж сколько раз твердили миру, - О чём эта басня? - О каком качестве сказано в басне? - Как вы думаете, что такое лесть? Лесть – это угодливое восхваление, лицемерное восхищение кем-нибудь, чем – нибудь, внушаемое корыстными побуждениями или «сладкая ложь». В дружбе главное говорить правду. Настоящий друг должен уметь сказать правду в лицо, а другой должен её выслушать и сделать выводы. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. Безмоторный летательный аппарат Друзьями. Это когда ты делаешь другому человеку что-то просто так. Ответы детей. Лесть |
3.Развивающий |
Сегодня мы с вами говорим о дружбе. А в ней есть свои правила и законы, которые помогут вам найти друзей и сохранить дружбу на долгие годы. - Попробуйте составить эти законы в группах, потом мы их зачитаем. (На работу у вас 3 мин.) - Какие замечательные получились у вас законы. - То, что вы сказали давайте объединим и составим свои «Законы дружбы». «Законы дружбы»: Один за всех и все за одного. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде. Не ссорься и не спорь по пустякам. Не ябедничай. Не зазнавайся. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи. Умей слушать тех, кто рядом с тобой. Сейчас давайте посмотрим видео (ералаш «Мандарин») - Хорошо или плохо поступил мальчик? - Эти мальчики являются друзьями? Почему? - Как бы вы поступили на его месте? - О дружбе размышляли во все времена философы, поэты, ученые излагали свои мысли. Поэт Л. Измайлов написал очень хорошее стихотворение «Монолог о дружбе», послушайте его. Что такое дружба? Каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно. Слово дружба что обозначает? Может быть, поход вдвоем в кино, Может быть, хороший пас в футболе, Может быть подсказку у доски, Может быть, защиту в драке школьной Или просто средство от тоски? Ну, а может быть, молчанье в классе, Если друг плохое совершит? Скажем, Коля стены разукрасил, Михаил все видит и молчит. Разве это дружба, если кто-то Дроби дома не хотел решать: Заниматься не было охоты, А дружок дает ему списать. Разве это дружба, если двое Вздумали уроки прогулять, А спросила мама: « Вы не в школе?»- Оба дружно начинают врать. - Вы согласны с автором, что именно это дружба? Так надо дружить? - А какими качествами должен обладать настоящий друг? НАСТОЯЩИЙ ДРУГ Верный Добрый Скромный Честный Бескорыстный |
Составляют законы. |
4.Рефлексивно-оценочный |
Итак, давайте подведем итоги нашего урока. - Какой вывод вы можете предложить в качестве завершения данной темы? - Какой «Закон дружбы» вы запомнили? - Можете ли вы свой класс назвать дружным? - Какими качествами должен обладать друг? - Что лучше лесть или правда? - В заключении давайте исполним песню «Верный друг». |