Классный час для 4 класса «Самостоятельный человек — кто это?»

1
0
Материал опубликован 22 November 2016 в группе

Конспект урока

Тема: «Самостоятельный человек – как вы это понимаете?»

Форма проведения: этический диалог

Составитель: Бабичева Ирина Ивановна

Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №36»г. Сыктывкар, Республика Коми.

Возраст участников –4 класс.

 Место проведения- классный кабинет

Цель:

способствовать развитию у детей понимания кто такой самостоятельный человек.

Формируемые УУД:

Личностные:
-Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

-Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

-Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

Регулятивные:
-Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-В диалоге с учителем вырабатывать критерии качества и оценивать свою работу и работу других учащихся.


Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится .

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

Коммуникативные:
-Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

-Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

Продолжительность – 30 минут.

Структурные компоненты этического диалога

Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога

Орг. Момент. Энергострой

Продолжительность этапа- 2 минуты

У- Здравствуйте ребята, давайте мы с вами познакомимся. Но знакомиться мы будем не обычным способом. Повторяйте за мной.

Дети сидят в кругу, опустив руки.

У- Здравствуйте, здравствуйте,

Вот и собрался наш круг.

- Здравствуйте, здравствуйте

Руку дал другу друг

Ирина Ивановна дала руку …(имя рядом сидящего ученика)

А (…) дал руку (…)

И т.д.

У.- В начале нашего необычного занятия давайте сразу договоримся, и примем правило, как мы будем отвечать .У вас есть какие-нибудь предложения? (по поднятой руке, или друг-за другом.)

Вывод школьников на проблему. Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, игры, незаконченного сюжета, адресованного детям письма и т. д.

Продолжительность этапа- 2 минуты

У- Вы сами приняли решение как будете отвечать? (да)

-Ребята, скажите пожалуйста, считаете ли вы себя самостоятельными? (ДА)

- А приятно быть самостоятельным (Да)

- Сегодня на нашем необычном занятии мне бы хотелось обсудить с вами тему «Самостоятельность», а точнее «Самостоятельный человек»

-закройте глаза и представьте: Идете вы по улице- самостоятельный человек.

- Какой это человек? Опишите его.

- Что он умеет?

- Из каких слов состоит слово самостоятельный?

сам

самостоятельный стоять

-Как вы это понимаете?

(Из словаря: самостоятельность-это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих, это способность рассчитывать только на свои силы).

2.Построение логической цепочки развития мысли

Основным побудителем служат вопросы «почему?», «как вы думаете?».

Последовательные, углубляющие проблему вопросы выстраивают пошаговую структуру цепочки. Организуемый процесс напряжённого «думания» побуждают вопросы педагога, способствующие развитию сюжета диалога, и те формы, методы и средства стимулирования мысли, которые наиболее точно связывают звенья цепочки и обеспечивают её эмоциональное насыщение.

Продолжительность этапа- 2 минуты

У- скажите, а важно быть самостоятельным?

- Почему это важно?

-А у всех получается быть самостоятельным?

-Как вы думаете, если не получается по каким причинам?

(возраст, не умеем что либо делать, родители не разрешают)

-Ребята, вы все замечательно сказали про самостоятельность.

3.Обращение к личности ребёнка

Поворот «на себя» обязателен в этическом диалоге, так как он создаёт условия для осмысления школьниками своего личностного «Я» в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и, в связи с этим, самосовершенствование.

Продолжительность этапа- Диалог -10 минут

Работа в группе 5 минут

Зачитывание -3 минуты

-А сейчас, чтобы оценить уровень своей самостоятельности,

давайте поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, если ваш ответ «да», вы хлопаете, а если «Нет», то топаете. Договорились?

-Вы можете приготовить себе борщ?

-Можете пришить себе пуговицу?

-Можете постирать личные вещи?

- Можете сходить в магазин?

- Можете купить себе одежду на заработанные вами деньги?(Нет. Да)

Посмотрите ребята, кто – то ответил да, а кто-то нет, почему?

( не все умеем делать сами)

- А если я бы задала эти вопросы детям из детского сада, чего было бы больше? (топота)

- А если взрослым?(хлопков)

-Почему?( взрослые умеют больше)

- Значит, что мы можем сказать про самостоятельного человека? (что он должен многое уметь делать сам)

- Можно ли развивать свою самостоятельность? (да)

- Как? (пробовать делать самостоятельно).

- А если мы будем ошибаться. Это страшно? (нет)

-Что главное? ( делать вывод из своих ошибок)

- Вот вы растете, развиваете свою самостоятельность. И вот вы уже сами принимаете решение:

ПОСЛЕ ШКОЛЫ НЕ ХОДИТЬ ДОМОЙ, А ПОЙТИ С ДРУГОМ ГУЛЯТЬ И ГУЛЯЕТЕ ДО ПОЗДНЕГО ВЕЧЕРА

-Вы уже достаточно взрослые, чтобы принимать такое решение?(да)

Тогда возникает вопрос а какие опасности вас могут поджидать? (ответы детей)

- А вы уже достаточно взрослые чтобы справиться со всеми опасностями, которые могут возникнуть? ( Нет)

- А что чувствуют в этот момент ваши близкие, когда вас нет дома? (переживают)

- А если вы будете часто так поступать, что будет с вашими близкими? К чему может это привести? ( они будут расстраиваться, это может привести к заболеваниям)

- А взрослый, самостоятельный человек так поступает?(нет)

- Почему?(понимает чувства других и старается не доставлять неприятности)

- Вывод: самостоятельный человек оценивает свои поступки, думает о их последствиях.

- А как вы отнесетесь к такой ситуации: хочу ходить осенью босиком по лужам. Я самостоятельно принял такое решение. Это самостоятельность?(Нет)

- Почему?(Можно заболеть ,простудиться и т.д)

-Значит, самостоятельность из чего еще складывается? (значит самостоятельность складывается не только из того то я хочу, а еще из того какую ответственность я за это несу)

-Ребята. А бывало ли у вас так, что вы хотите проявить самостоятельность, но родители не разрешают?(Да)

- как вы думаете почему они так поступают?(любят, переживают)-

А к чему это может привести? ( мы не сможем чему -нибудь научиться)

- а как поступить в этой ситуации? (стараться ВСЕ делать, чтобы родители поверили).

- а если не получается, как сказать об этом родителям?. Давайте придумаем обращение к родителям с призывом дать возможность быть самостоятельным .

(Детям выдаются чистые листы и ручки, работа в группе. Чтение призывов.)

4.Точка наивысшего напряжения,

как кульминация, сопряжена с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту, с необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, возникшей дилемме, что и станет для него сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.

Продолжительность этапа- 5 минут

-Ребята, я вам хочу рассказать ситуацию, которая произошла с девочками из моей школы несколько лет назад. Про этот случай писали в газете «ПРО Город». Старшей девочке было 10 лет, младшей 7 лет. Они возвращались из школы домой. А живут они на улице Ручейная. С родителями они всегда обсуждали безопасный путь по мосту. Но в этот раз они решили прогуляться и изменили свой маршрут. Они пошли под мостом, через ручей, по дощечке. Младшая поскользнулась и упала в холодную воду. Это был октябрь месяц. Старшая сестра не растерялась, она схватила тонущую девочку и вытащила.

- Как вы думаете, в этой ситуации девочки проявили самостоятельность? (да, нет). (Если да – в чем, нет- Почему?)

- Они знали, что этот путь опасный? (да)

-Они предполагали последствия своего поступка?(нет)

- А могла бы это история закончиться печально?(да).

-Как? (заболеть, утонуть)

- А что было бы тогда с их близкими?(мнения детей)

- Вы только представьте : за 2016 год по России утонуло 424 ребенка. А это с 1 по 4 класс количество учащихся вашей школы……(выдержанная пауза для размышления детей, без выводов)

5.Резюме диалога

к смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Резюме может быть выражено как открытый финал, побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает детей к рефлексии и самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие.

Продолжительность этапа-1 минута

У- Сегодня мы с вами обсудили тему самостоятельный человек. А вот стремиться к самостоятельности или нет, это уже дело ваше.

Все в ваших руках

У- Спасибо за работу. Мне было очень приятно с вами познакомиться.


Использованная литература: ШЕМШУРИНА Алла Ивановна, доктор педагогических наук, главный редактор журнала «Этическое воспитание».

Комментарии
Комментариев пока нет.