Выступление на тему «Включение в программу логопедических занятий нейропсихологических приемов и методов диагностики, коррекции»
Нейропсихологический подход в работе логопеда.
Включение в программу логопедических занятий нейропсихологических приемов и методов диагностики, коррекции.
Актуальность
Нейропсихология детского возраста – наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает всё большую популярность. Широкое внедрение нейропсихологического метода доказало его валидность и эффективность как:
дифференциально-диагностического, прогностического, коррекционного и профилактического инструмента.
Нейропсихологическая диагностика или нейропсихологическое обследование — это исследование психических процессов с помощью серий специальных методик и проб. В ходе диагностики определяется морфо-функциональное состояние мозга, квалифицируются нарушения и выявляются количественные характеристики состояния высших психических функций, происходит их топическое соотнесение с определенными областями мозга. После диагностики при выявлении патологии или дефектов осуществляется нейропсихологическая коррекция.
Что диагностируем:
1. Состояние слухового речевого и неречевого гнозиса.
2. Состояние праксиса: пальцевого, орального, артикуляционного (кинетического, кинестетического).
3. Состояние ритмической функции.
4. Межполушарное взаимодействие (Связались ли полушария, речь - линейна (рисунок «клубочек-ниточка», выкладывать ряд, рисовать дорожку, речку, переход через среднюю линию). Для коррекции межполушарного взаимодействия рекомендованы активности: плавание, игра на барабане.
5. Когнитивные операции
6. Способность к символизации
1. Слуховой гнозис
Неречевые сигналы. Правое полушарие КГМ
2 –е поля: Природные (вой ветра), бытовые шумы (стук) + появляются обобщения: все собаки так лают.
3-е поля восприятие музыки (чувствительность звуковысотных различий)
Нарушение:
не различают неречевые шумы.
Не появляются «натуральные» звукоподражания
Не обобщают неречевые сигналы
Речевые звуки. Левое полушарие КГМ.
Начинает работать в 6 мес.
2-е поля: Из натуральных шумов, распознанных правым полушарием, выбирается полезный для речи признак - появляются звукоподражания
( звукоподражания – это знак того, что полушария связались)
3-е поля: значение слова, звук речи – фонема
Нарушение:
Не появляются звукоподражания
Не различают звуки речи на слух, либо грубо искажают слова ( пр.: Зеленая – зитотата, мосалет – самолет – так услышал)
Не вычленяют слово целиком, а только его компоненты (ударный слог, первый звук пр: ко - молоко)
Выводы:
Если не сформирован Нр.сл.Гн , то речевой не включается, речь не развивается.
Если не появляются звукоподражательные слова, а с праксисом все хорошо - нет способности различать звуки речи – реч.сл. гн нарушен - речь не развивается.
Если нарушен реч.сл.гн – не приобретается способность дискретного анализа звукового состава слова (не смысла слова, а распознавания звукового состава)
Если не вычленяют слово целиком - не сформирована подкорковая ритмическая функция (ка – молока).
Праксис вторичен по отношению к слуховому речевому гнозису.
Праксис – исполнительное звено.
2.Праксис.
Афферентный (кинестетический) – автоматизация поз.
Эфферентный (кинетический) – серия поз, переключения:
можно иметь «хорошие» позы, но не уметь переключаться.
Пальцевой, кистевой – кинестетический – «зайчик», «очки», «колечко»- конкретные позы.
Кинетический – «кулак-ребро ладонь» ,
«рояльные пробы», - для подчерка и счета, если нарушен: нарушения подчерка, счета, застревание в каких-то видах деятельности.
Артикуляционный праксис.
Афферентная апраксия – невозможность произвольного произнесения
отдельных звуков и слогов (Теменная доля)
Эфферентная апраксия -
невозможность осуществить переключение от одного слога\звука к другому, повторить произвольно серию поз. (Премоторная зона)
3. Навыки понимания слова приобретаются на базе хорошего слухового гнозиса.
Так же, важную роль в этом процессе играет зрительный гнозис:
Только обобщенный зрительный образ способствует осмыслению
Пока ребенок считает, что «стакан» это только этот стакан – это имя
предмета, а не обобщенный образ. А слово – это класс предметов.
Если ребенок владеет словом вне предмета, предмет «вошел» в слово.
Нейрокоррекция.
Нейрокоррекция - раздел нейропсихологии, посвященный методам коррекции нарушенных высших психических функций (ВПФ), а также их совершенствованию в рамках нормативного онтогенеза.
Методы нейрокоррекции делятся на:
Когнитивные
Двигательные
Телесно-ориентированные
СОДЕРЖАНИЕ НЕЙРОКОРРЕКЦИИ
Содержание нейрокоррекции определяется:
закономерностями функционирования головного мозга
результатами нейропсихологической диагностики состояния ВПФ (формой нарушения неречевых и речевых ВПФ)
особенностями компенсаторных процессов
соответствием используемых методов работы возрастным параметрам пациентов.
РАЗДЕЛЫ НЕЙРОКОРРЕКЦИИ
Коррекция гностических процессов:
модально-специфических сенсорных актов
Коррекция праксических процессов:
кистевого и пальцевого праксиса (кинестетического и кинетического)
артикуляционного праксиса (афферентного и афферентного)
Коррекция процессов в общей двигательной сфере последовательность, ритм, координация, время
Телесно-ориентированная коррекция
Коррекционная работа
НА УРОВНЕ ВТОРИЧНЫХ ПОЛЕЙ КОРЫ (II)
Неречевой слуховой гнозис:
1. Различные источники звука – за ширмой разные предметы (начинаем с 2х)
2. Работа со звукоподражаниями (ж-ж, ду-ду)
3. Звукоподражательные слова (гав, ку-ка-ре-ку)
Мощная слуховая стимуляция до тех пор, пока не появятся звукоподражания.
Материал: неречевые (природные, бытовые шумы) и речевые (звукоподражания) стимулы.
Речевой слуховой гнозис:
Оборудование: предметы, издающие звуки, аудиозаписи шумов и наушники
Добиваемся повторения звуков, слогов, слов (эхолалия)
Используем чтение с губ
Жесты
Ритм (отстукивание, пропевание)
Привлекаем все системы, чтобы звук был расслышан
2. Постепенно уходим от опор
Коррекционная работа. Праксис.
Оральный праксис. Дуть: флейта, свечка, надуть щеки – спринцовка.
Артикуляционный праксис.
Чтение с губ, постановка звуков механически, закрепление их на жест - оречевленные жесты.
Тренировка переключений со звука на звук, со слога на слог.
Артикуляционная гимнастика интегративная с использованием различных сенсорных материалов (Лынская М.И.)
Коррекционная работа
НА УРОВНЕ ТРЕТИЧНЫХ ПОЛЕЙ КОРЫ (III)
3-е поля – соединение слова и предмета
1. Подбирать для работы
различные на вид предметы одного класса (вырезать картинки из каталогов).
2. Смысловые обыгрывания слов приемы сенсорной интеграции
Ребенок соотносит звучание слова со зрительным, тактильным, обонятельным, вкусовым образом предмета.