Несравненный художник жизни

1
0
Материал опубликован 31 October


Несравненный художник жизниPPTX / 3.62 Мб

Литературное путешествие, посвященное

165-летию Антона Павловича Чехова (1860-1904)


Наше литературное путешествие посвящено несравненному художнику жизни, который больше всего ценит сам жизненный процесс, предпочитает язык интуитивных догадок и прозрений. Все его творчество – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Авторский голос в его произведениях скрыт и почти незаметен. Именно он достиг умения схватывать общую картину жизни по мельчайшим подробностям, овладел умением кратко говорить о длинных предметах, сформулировал афоризм, ставшим крылатым: «Краткость – сестра таланта». Труд самовоспитания всегда был с ним. Этим человеком являлся писатель и драматург Антон Павлович Чехов (слайд 2).


Родился он в январе 1860 года в Таганроге в небогатой купеческой семье. Отец и дет его были крепостными крестьянами. Дед Чехова путем тяжелого труда выкупил всю семью из крепостного состояния. А отец завел в Таганроге собственное торговое дело. Вся семья Чеховых всегда стремилась к просвещению, знаниям. Все дети Чеховых учились в гимназии. Отец Чехова любил петь по нотам и приучал к этому детей. Антон часто пел в церковном хоре. Также отец с детства приучал детей к честному труду торговца. Детям не позволяли бездельничать. Ежедневно в пять часов утра братья пели в церковном хоре, а после школы помогали отцу в бакалейной лавке. Все дети должны были изучать ремесло: Антон, например, познавал профессию портного. Мать учила детей быть отзывчивыми, уважать и поддерживать слабых, любить природу и окружающих (слайды 3-4).


Учиться будущий писатель начал в греческой гимназии родного города Таганрога в 1868 году. В это время Чехов очень увлекался литературой и театром, издавал юмористический журнал, рисовал карикатуры и делал подписи под ними, играл в домашних постановках. Именно там, в гимназии он взял литературный псевдоним Чехонте, по прозвищу, которое дал ему один из учителей (слайд 5).


Город Таганрог славился своим театром. Поступив в гимназию, Чехов часто стал посещать театр. Часто вместе со своими братьями Антон, наделенный артистическими способностями, устраивал и домашние театры. Старший брат Чехова, Александр, стал профессиональным литератором. Другой брат – Николай – одаренным художником. Но только Антон стал известным всему миру писателем (слайд 6).


Он рано почувствовал себя самостоятельным и смог кормить не только себя, но и своих родных. Средства на жизнь поначалу Антон чехов добывал репетиторством. Еще учась в Таганроге, Чехов начал писать (слайд 7).


В 1879 году Чехов окончил гимназию и поступил в Московский медицинский факультет. С 1882 года, будучи студентом, Чехов уже помогал врачам больницы при приёме пациентов. Учась на медфаке, Чехов задумывает большое исследование «Врачебное дело России», тщательно изучает материалы по народной медицине. Занятия в университете Антон Чехов совмещал с постоянной литературной работой (слайд 8).


В 1880 году в журнале «Стрекоза» появляются первые публикации юмористических рассказов Чехова, которые являются очень успешными. Чехов начинает сотрудничать и с другими юмористическими изданиями. В ранних юмористических рассказах Чехова мелькают щедринские образы, гротеск («Унтер Пришибеев» и др.). В этих произведениях Чехова смех до слез. Рассказ «Толстый и тонкий» именно тонкий более всего лакействует. Чехов показывает, как чинопочитание лишает всего живого в человеке. В рассказе «Смерть чиновника» показан не столько человек, сколько казенный винтик бюрократической машины, в котором нет уже давно своего мнения, души. Именно в этот период родились знаменитые афоризмы писателя: «Краткость – сестра таланта», «Искусство писать – это искусство сокращать» В ранних рассказах Чехова мелькают щедринские образы. Смех в этих рассказах весел и беззаботно выразителен. Но уже в это время стала складываться чеховская художественная манера – немногословность. (слайд 9).


К середине 1880-х годов в творчестве А.П. Чехова намечается переломный момент. Веселый смех в произведениях все чаще уступает дорогу драматическим интонациям. Появляется цикл рассказов о внезапном прозрении человека под влиянием резкого жизненного толчка: смерти близких, горя, несчастья, неожиданного драматического испытания (рассказы «Горе», «Тоска», «Степь»). Автор показывает меру человечности жизни, в которой охладели людские сердца (слайд 10).


В конце 1880-х годов в писательской манере Чехова появилась особенность, которую одни современники считали преимуществом, другие недостатком, — нарочитая бесстрастность описания, подчёркнутое отсутствие авторской оценки. Особенно этой чертой выделяются рассказы «Спать хочется», «Бабы» и «Княгиня» (слайд 11).


В апреле 1890 года писатель осуществляет свою давнюю мечту - отправляется в поездку на остров Сахалин через Казань, Пермь, Тюмень и Томск.

Чехов провёл, по собственным словам, полную перепись населения Сахалина, лично пообщавшись с каждым из ссыльных и каторжных, в том числе и политических. Администрация строго запретила общаться с политическими заключёнными, но писатель нарушал этот запрет. Через пять лет вышла путевых записок о ссыльной колонии и художественно-публицистическая книга о каторге — «Остров Сахалин», которой писатель гордился, утверждая, что в его «литературном гардеробе» появился «жесткий арестантский халат» Путешествие на Сахалин, по собственному признанию Чехова, оказало огромное влияние на все его последующие произведения. «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» - вот итог путешествия. После поездки на Сахалин изменилось все творчество Чехова. Писатель все решительнее обращается к общественным вопросам (слайды 12-13).


Через два года после поездки на Сахалин Чехов поселился под Москвой в усадьбе Мелихово. Там он на свои средства построил школу, боролся с холерой, помогал голодающим людям. Он считал, что нужно помогать нуждающимся и создавать культуру даже в самых глухих уголках страны. В 1890-е гг. Чехова тревожит пассивность общества, жизнь людей по инерции. Так, в рассказе «Палата № 6» автор обличает безверие и пассивность русского общества (слайд 14).

В конце 1890-х годов в произведениях Чехова нарастает символизм. За повседневностью автор изображает жизнь в ее устоявшихся, неизменных основах. В рассказе «Человек в футляре» Чехов показывает одиноких по натуре людей, которые стараются уйти в свою скорлупу. «Футлярный образ» учителя гимназии Беликова превращается в «футлярный тип мышления»: «Как бы чего не вышло?» В лице Беликова автор изображает людей, которые отгораживаются от «живой» жизни. Автор также подчеркивает «футлярность» существования русской жизни (слайд 15).


В рассказе «Крыжовник» говорится о сосредоточивании всех мыслей человека на собственности. Вся жизнь человека ограничивается лишь приобретением усадьбы с огородом и крыжовником. Герой этого рассказа «недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, словно нищий и все копил и клал в банк» (слайд 16).


В рассказе «О любви» сами любящие люди губят прекрасное, живое чувство привычкой к футлярному существованию. Героиня боится нарушить свой покой, ту привычную жизнь, которой она привыкла жить, а герой не может порвать с помещичьей скучной жизнью. Героев мучает вопрос: не осложнят ли они свою одинокую жизнь, принесет ли им счастье любовь друг к другу (слайд 17).


Страшное зло омертвения человеческих душ прослеживается в рассказе «Ионыч». Старцев все более и более тянется вниз, к обывательскому покою, превращается лишь в собственника, пересчитывающего деньги (слайд 18).


Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья постоянно жил в своём доме под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена (c 1901 года), артистка Ольга Леонардовна Книппер, занимает одно из выдающихся мест в труппе образованного в 1898 году Московского Художественного театра. в Ялте Чехов  работал над пьесой «Три сестры», рассказом «Дама с собачкой»  и повестью «В овраге». Теплые и трепетные отношения с женой Чехов сохранял по переписке (слайд 19).


В 1898 году в театре К. Станиславского была успешно поставлена пьеса «Чайка» . Эта постановка ознаменовала рождение нового театра и появление эмблемы чайки на его занавесе. (слайд 20).


Важным в творчестве Чехова стала так называемая «новая драма». Чеховские пьесы часто называют «драмами настроения». В них под покровом будничного времяпровождения и обмена случайными, внешне незначительными репликами чувствуется некое «подводное течение». В ней нет счастливых людей. Ощущается всеобщее одиночество, несмотря на множество персонажей. Люди как бы говорят сами с собой. Царит атмосфера психологической глухоты. В драмах Чехова очень трудно найти конкретного виновника, источника человеческих неудач. Носитель общественного зла в его драмах отсутствует. Зло скрывается в самих основах жизни общества. В его пьесах нет классического деления героев на положительных и отрицательных. Отсутствуют героические характеры, сильные страсти Недовольство существующей жизнью в пьесах Чехова охватывает всю интеллигенцию, от столиц до провинциальных глубин. Герои Чехова недовольны не только внешними обстоятельствами, но и самими собой. Они находятся в состоянии глубокого духовного кризиса Ключевое событие в пьесах Чехова отсутствует. Судьбы героев перекликаются друг с другом. Из множества разных жизней формируется общее настроение. Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера. Главное в пьесах не действия, а раздумья. Возникает «подтекст». Этим драмы Чехова отличаются от драм Островского. (слайд 21-22)


В 1904 году вышла пьеса драматурга «Вишневый сад» и стала последним произведением Чехова. Драма жизни заключается в разладе самых существенных корневых ее основ. Распадаются старые основы жизни, а новые еще не нарождаются. Чехов писал пьесу в преддверии революции 1905 года. Кому быть творцом жизни и кто наладит новый сад – вот вопросы, который задает автор пьесы Летом 1904 года он отправился на горный курорт в немецкий город Баденвайлер лечить легкие. Но местный доктор обнаружил, что состояние сердца писателя значительно ухудшилось. В 44 года писателя не стало (слайд 23).


«Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко: сам он говорил прекрасно – всегда по-своему ясно, правильно…», - писал современник Чехова, Иван Бунин. Чехов, по воспоминаниям современников, на рубеже веков говорил: «Только не надо терять веры в свой народ, какой бы он ни был!». Даже не имея никаких шансов на выздоровление, Чехов намеревался ехать в действующую армию простым врачом. «Если я литератор, то мне нужно жить среди народа», - утверждал несравненный художник жизни (слайд 24).





Использованная литература:

Антон Павлович Чехов // Русская литература . Ч.1. От былин и летописей до классики 19 века . Энциклопедия для детей. – М. Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2008. – С. 647-659.

Бердников Г.П. Чехов. – М., 1978.

Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Скафтымов В.П. Нравтсвенные искания русских писателей. – М., 1972.

Турков А.М. Чехов и его время. – М., 1987.





4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.