Нестандартное домашнее задание: «Осень в задачах»
Пояснительная записка:
Актуальность:
Многие ученики мечтают, чтобы из учебников математики исчезли текстовые задачи. Причин таких мечтаний много. Кому-то трудно решать задачи из-за несформированных навыков осознанного чтения. У других – плохая память. Кто-то из деток просто переживает, что не справится с решением задачки. А некоторые вообще не хотят «напрягать мозги».
Как исправить ситуацию в этом сложном деле? Что сделать учителю, чтобы подружить своих воспитанников с «царицей наук», а именно с текстовыми задачами?
В своей практике я предлагаю детям самим выступить в роли авторов задач. И считаю данный прием полезным, эффективным и важным! Погрузившись в творческое сочинительство, ребята придумывают словесный сюжет задачи, учатся перекладывать его на математический язык. А главное, у школьников происходит глубокое осмысление текстовой задачи, ее структуры и способов решения.
Особой популярностью у моих учеников пользуются сезонные задачи. Так, изучив тему деления натуральных чисел, ребятам было предложено составить задачу на данное арифметическое действие.
Автор | Бурилова Елена Алексеевна, учитель МКОУ Судайская средняя школа |
Ресурс | Нестандартное домашнее задание |
Название | «Осень в задачах» |
Тема | Деление натуральных чисел |
Предмет | Математика |
Целевая аудитория | учащиеся 5 класса |
Степень сложности | высокая |
Тип задания | индивидуальный (предполагается, что каждый пятиклассник самостоятельно выполнит задание) |
Цель | формирование у учащихся прочных навыков решения текстовых задач через самостоятельное их составление |
Задачи | - тренировать умения по составлению задач, выделять её структурные элементы, «видеть» взаимосвязь между данными и неизвестным; - активизировать мыслительную деятельность, учебный интерес к предмету; - стимулировать познавательную и творческую инициативу; - развивать смекалку, самостоятельность, память, математическую речь, логическое и оригинальное мышление |
Описание | Учащимся предлагается составить для соседа по парте текстовую задачу с ОСЕННИМ содержанием, которая бы решалась ДЕЛЕНИЕМ. Сюжет связывается с определенной жизненной ситуацией, реальными данными из жизни своей семьи. Составленная задача на указанное арифметическое действие оформляется (без решения) на альбомном листе формата А-4 и иллюстрируется. Для успешного выполнения задания проводится инструктаж и выдается памятка. |
Время выполнения | 3-5 дней (задавалось под выходные) |
Способ проверки | взаимопроверка в виде учебного диалога |
Образовательные эффекты | - школьники начинают правильно и быстро решать задачи; - повышается учебная мотивация к предмету; - развивается уверенность в себе и творческий потенциал |
Приложение 1. Примеры детских работ «Осень в задачах»:
К. Карина

Г. Ева

Ш. Ульяна 
Н. Ульяна

Приложение 2.
Памятка к домашнему заданию «Осень в задачах»:
Дорогой пятиклассник!
Предлагаю тебе составить текстовую задачу для одноклассника, которая решалась бы ДЕЛЕНИЕМ.
1. Напоминаю: текст задачи должен содержать условие (то, что известно) и вопрос (то, что требуется узнать).
2. Постарайся сделать текст условия понятным и интересным. Так как сейчас за окном осень, пусть задача будет на ОСЕННЮЮ тему.
3. Данные для задачи свяжи с конкретной ситуацией, взятой из жизни своей семьи.
4. Оформи задачку на альбомном листе формата А-4 без решения. Выполни к ней рисунок с помощью карандашей, фломастеров или красок.
5. Не забудь подписать работу.
*Примечание: «Лето в задачах» можно посмотреть по ссылке https://урок.рф/library/leto_v_zadachah_061037.html
Шишкина Людмила Николаевна
Елена Алексеевна
Кузнецова Виктория Владимировна
Елена Алексеевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Елена Алексеевна