12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новикова Юлия Александровна61
Работа должна приносить удовольствие.
Россия, Воронежская обл., с. Ермоловка

Нестандартное домашнее задание по русскому языку и литературе, способствующее развитию критического мышления и творческих способностей учащихся

Подготовила:

учитель русского языка

и литературы,

МКОУ «Ермоловская СОШ»

Новикова Юлия Александровна

Выполнение домашнего задания - незаменимый элемент при усвоении нового материала, закреплении и повторении. У учителя часто возникает вопрос: как повысить эффективность выполнения домашнего задания. В первую очередь, человек старается над тем, что ему интересно, значит его нужно заинтересовать, замотивировать. Во - вторых, задания должны быть понятными, потому что непонятное заставляет нас относиться к задаче негативно. В - третьих, задание должно развивать мышление и помогать детям развиваться творчески.

Выполнение креативного домашнего задания помогает решать цели и задачи:

- развитие критического мышления;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование и воспитание творческой личности

- поощрение проявления инициативы.

- повторение пройденного материала

- закрепление изученного

Задания разделены на классы, могут быть выданы определённой возрастной категории или во всех классах. В зависимости от наполнения работы и пройденного материала.

Уровень сложности от простого до трудного; работа может быть индивидуальной, в парах, в группах. Время выполнения зависит от уровня сложности. Далее, в заданиях, конкретно указан предмет, тема, уровень сложности, время выполнения, тип работы.

Индивидуальное задание по русскому языку 6 класс. Тема: «Средства выразительности русского языка», уровень сложности – средний, время на выполнение - 1 день.

При изучении средств выразительности предлагаем детям составить текст по одной теме. В одном должны присутствовать метафоры и эпитеты, в другом - нейтральная лексика. Это задание помогает развивать критическое мышление, оперировать понятиями: метафора, эпитет, общеразговорная лексика, переносное значение, развивать творческое мышление.

Время года-осень. Погода дождливая, небо чаще облачное. Частые осадки. Воздух холодный и влажный. Трава пожухла. С деревьев осыпалась листва, на некоторых еще остались желтые и коричневые листья. Световой день укорачивается.

Пришла долгожданная осень. Небесное зеркало помутнело. Каждый день идет противный дождь. Листва на деревьях золотая и багряная. Некоторые деверья скучают голые.

На тему: «Этимология» отведено мало часов, но она важна для развития мышления школьников. Понимание происхождения и образования слова помогает формировать орфографическую грамотность, развивать языковое чутье. Домашнее задание подобного плана прививает интерес к работе с этимологическим словарем.

Задание по русскому языку, индивидуальное, может быть выдано с 5 по 11 класс, (в зависимости от сложности слова) уровень сложности: средний, время на подготовку - 2 дня.

С помощью этимологического словаря проведите анализ слов: свекровь-кров; медведь-мед, заведовать; пчела-бык; говядина. (Дети узнают, что слова свекровь от « дающая кров», медведь – это тот, кто заведует медом, слова пчела и бык родственные, крупный рогатый скот древние славяне называли «говядо», мы называем мясо быков и коров говядиной, как наши предки).

Часто учащиеся задаются вопросом: «Почему предмет назван так, а не иначе?» Здесь будет актуальна работа с этимологическим словарем: «Помидор – в переводе с итальянского pomo d'oro — «золотое яблоко»; в оранжерее сейчас выращивают все виды овощей, но изначально эти сооружения строились для выращивая апельсинов. Происходит от франц. orangerie «оранжерея», далее из orange апельсин от ст.-франц.

Для развития орфографической зоркости, аналитических способностей можно предложить работу по исправлению орфографических ошибок в тексте. Обычно мы даем задания на выбор правильной буквы, здесь - наоборот.

Задание для 5 - 11 класс, индивидуальное, уровень сложности: легкий, время на подготовку - 1 день. В тексте нужно исправить ошибки, объяснив орфограмму.

Наулице идот дожть. Дни стали кароче и тимнее. Трудна прасыпаца поутрам но уроки никто ниотменял…

Задание по литературе для 9 класса, уровень сложности: средний, предполагает работу в группах, время на подготовку – неделя.

На заключающих уроках по изучению произведения Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» предлагаем ученикам представить этот сюжет на современный лад. Данная работа помогает развивать творчество. Работа происходит в группах, в которых каждый может высказать свою точку зрения и продемонстрировать видение сюжета. Затем вместе ребята договариваются, какой вариант удачнее.

Действие происходит в XXI веке, Эраст не легкомысленный дворянин, а содержант, бездельник. Лиза - простушка из деревни, переехавшая в столицу. Концовка тоже может быть исправлена. Например, многие ребята «выдают» Лизу замуж за честного богатого парня, любящего ее. Эраст остается ни с чем. Возможен другой вариант развития событий: Эраст понимает свою ошибку, встает на путь исправления, идет на работу и женится на Лизе. Поощряется инсценировка получившегося варианта.

Работа по литературе для 6 класса, тема: УНТ, былина «Илья Муромец и Соловей разбойник», уровень: сложный, работа в парах, время на подготовку – 3 дня.

Для повышения интереса к изучению фольклора, дети могут представить слова персонажей в форме рэпа. Задание нестандартное, помогающее заинтересовать детей.

В первую очередь такое неординарное домашнее задание помогает по-другому взглянуть на устное народное творчество, проявить творчество и инициативу.

Задание по литературе для учеников 9 класса, тема: комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», уровень сложности: средний, тип работы: групповое, в парах, время выполнения - неделя.

В ходе изучения комедии ребята дают оценку персонажей, анализируя их высказывания и поступки, приходят к выводу, что условно персонажи поделены на отрицательных и положительных. Я прошу написать характеристику на героев, но представляя, что Фамусов или Молчалин положительные герои, а Чацкий – отрицательный.

Такие задания помогают развивать критическое мышление, помогают понять, что нельзя относиться к героям односторонне. В каждом персонаже есть хорошее, нужно уметь это видеть, понимать, что художественные образы многогранны.

При составлении такой характеристики на Фамусова дети указывают, что он умен, хитер. Любит дочь, желает ей лучшей доли. Живет так Фамусов, потому что был так воспитан, все так живут.

Чацкий приезжает как снег на голову. В дом Фамусова его никто не приглашал. Он обижает Софью, оскорбляя Молчалина. Не понимает, что за время его отсутствия Софья могла измениться, могла полюбить другого, она обижена на него из-за отъезда. Он всех критикует, нарушает привычный образ жизни.

Нестандартное домашнее задание помогает поддерживать интерес к таким сложным предметам, как русский язык и литература, в которых объёмный изучаемый материал, требующий больших усилий со стороны школьников. Выдача таких заданий способствует расширению словарного запаса и кругозора детей, возможности проявлять индивидуальность и креативность, не бояться высказывать свое мнение и творить.













Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.