Нетрадиционная техника рисования (методическая разработка)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Нетрадиционная техника рисования.
(методическая разработка)
Исполнитель:
Комова Елена Анатольевна,
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТ г. Гурьевска
(89502794832, lena.zhusova@mail.ru)
Гурьевский муниципальный округ 2022
Содержание
Введение ...................................................................... 3
1. Инструменты и оборудование................................4
2. Технология работы.................................................. 6
3. Последовательность выполнения работы. ............7
4. Описание выполнения работы ……………………8
Заключение ................................................................. 10
Список литературы.......................................................11
Введение.
«В действительности нет ничего более
непонятного, чем то, что современные методы
обучения ещё не полностью истребили
святое любопытство исследования;
это непонятное маленькое растение помимо
стимулирования нуждается прежде всего в свободе;
без неё оно не может развиваться и гибнет»
А. Эйнштейн
Нетрадиционные техники рисования в декоративно-прикладном искусстве – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, учащиеся учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения в декоративно - прикладном искусстве не утомляет учеников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Не подавляя волю ребенка, педагог воспитывает самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя потребности и интересы ребенка, побуждает его находить в тех или иных обстоятельствах собственный путь. И моя главная задача, как педагога, создать условия, благоприятствующие развитию творческих способностей каждого воспитанника.
3
На своих творческих занятиях я использую технологию «Рисование декоративной косметикой». Эта техника как один из видов нетрадиционной техники рисования и рассчитана для учащихся 8- 14 лет.
Актуальность
Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у детей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно - образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами.
Цель данной технике: Раскрыть природные задатки ребёнка, сформировать его способность творческого видения жизненных явлений и ситуаций.
Задачи:
Развитие чувственности, воображения, ассоциации мышления и творческой деятельности;
Развитие художественного видения;
Расширить объём знаний, умений и навыков;
Воспитание художественного вкуса.
4
Инструменты и оборудование:
Для работы над созданием картин из декоративных косметических средств, используются достаточно много инструментов:
Ватные палочки - для набора теней. Палочки используются для мелких деталей.
Кисть для подводки глаз – для чётких контурных линий.
Карандаши косметические - для контурных линий и небольшого заполнения деталей рисунка цветом;
Кисть для нанесения помады;
Основными материалами в работе являются:
Тени – используются тени различных фирм – изготовителей, чем больше палитра, тем эффектнее работа;
Лак для ногтей – можно использовать различные виды лаков ,даже засохшие (под руководством педагога его разбавляют ацетоном)
Губная помада;
Лак для волос с блёстками;
Акварельная бумага.
5
Технология работы.
Перед началом работы необходимо выбрать бумагу. В самом начале работы мы использовали, различную бумагу и на каждой бумаге один и тот же материал ложится по – разному. На простом альбомном листе тени и лак «чувствуют» себя отлично. А вот помада через некоторое время оставляет жирное пятно, которое портит общий вид работы. На мелованной бумаге ,помада ложиться ровно, особенно лак – можно добиться красивого смешивания цвета .А вот не тени втираются в мелованную бумагу, а то ,что осталось на бумаге при лёгком дуновении воздуха слетает мгновенно. В ходе проб и ошибок мы пришли к выводу, что самая лучшая бумага – это акварельная. Тени за счёт шероховатой поверхности бумаги ложатся великолепно и не осыпаются. Так как эта бумага достаточно плотная, помада не выявляет своих худших качеств, а быстрее, чем на какой – либо другой.
Работать в данной технике достаточно просто. Это очень доступный детям материал, не требует практически финансовых затрат. В работу идёт как новая косметика, так уже практически использованная косметика. Ведь продукты исполнения работы абсолютно безвредные. Продукция для макияжа протестирована и одобрена медициной, а некоторая продукция является и фармацевтическими средствами. Так, что детям можно смело давать работать такими «отходами».
В работе используются чистые косметические средства, не надо разводить водой, как обычные краски; не нужно использовать ни каках химических препаратов как в работе масляной живописи.
Детям интересно рисовать косметикой, особенно девочкам. Всё новое очень интересно. Они экспериментируют с цветом, с сочетанием различных материалов. Работы у каждого ребёнка разные. Продолжительность работы над рисунком различна, она зависит в основном от выбранного формата.
6
Последовательность выполнения работы.
Работу начинают с продумывания композиции на формате. Продумывание, какие материалы будут использоваться в картине.
Материал для пейзажа используется тени. Палитра у теней очень широкая и она позволяет делать очень интересные, тонкие нюансы живой природы. Тени и работа с ними сродни с работай пастелью, но у теней шире цветовая гамма, среди них есть тени с блеском, с матовым эффектом. Также можно смешивать материалы и получаются работы ещё интересней.
Хранение и эксплуатация работ:
В работах по новой технике есть один недостаток – они быстро пылятся. Поэтому, для хранения и долговечности лучше за ламинировать работу, если работа не слишком большая.
Практические советы по разработке композиционных листов
При компоновке композиций избегайте следующих ошибок:
Не ставьте ничего из изображения на самый край листа. Не рисуйте всё слишком мелко.
Не выполняйте слишком крупно. Работая в цвете, помните о законах воздушной перспективе.
Выделяйте пятном и цветом центр композиции.
Детально прорабатывайте предметы на переднем плане и выделяйте их более яркими, сочными цветами, но не «звонче» центра композиции. Чем ближе к линии, тем более ослабевает яркость и темпераментность цвета, делается более холодноватой и прозрачной.
Пишите дальние планы в голубоватых оттенках, фиолетовых, синих, серых, серебристых цветов.
7
Описание выполнения работы «Сиреневый туман»
1.Выбор формата бумаги и материалов для работы.
2.Составление композиции, карандашный набросок.
3.Выполнение работы в цвете.
4.Добавление декоративных штрихов.
5 . Выбор способа её хранения (лакируем)
8
6.Оформление работы в рамку.
9
Заключение.
Работая в данной технике, дети закрепляют знаниями по основам цветоведения, композиции;
Овладеют практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале композиции;
Овладевают навыками работы в конкретном материале (декоративная косметика).
10
Список литературы.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий , 2008. 80 с. 15. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Часть 2.– М.: Издательство Скрипторий, 2008. 72 с.
Детское изобразительное творчество [Текст] / Т.Г. Казакова. - М.: «Карапуз - дидактика», 2006. 192 с.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин - 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. 368 с.
11