Методические рекомендации «Нетрадиционные грамматические задания»
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1 | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2 | Должность | Преподаватель. |
3 | Категория | Высшая педагогическая. |
4 | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5 | Название ресурса | Нетрадиционные грамматические задания. |
6 | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7 | Дисциплина | ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОУП.03 Иностранный язык |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
9 | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат информацию об эффективных нестандартных грамматических заданий при изучении английского языка. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 |
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Многие студенты считают изучение английской грамматики скучным, не любят практические занятия, посвященные грамматическим темам. Особенно это касается ситуаций с однообразными упражнениями – заполнить пробелы, раскрыть скобки и поставить глагол в необходимую видовременную форму. Именно на таких упражнениях основывается практика грамматики в учебных пособиях. Существуют ли нетрадиционные подходы при изучении грамматики.
Важно определиться, что всего лишь понять грамматическую конструкцию недостаточно. Если преподаватель обучает грамматике, то он ясно обозначает для себя, с какими аспектами важно познакомить студента. Глубина и качество знаний образования той или иной грамматической конструкции напрямую связаны с активным использованием студентом, либо с уходом грамматического оборота в пассив – студент понимает, но не использует.
Характеристика пассивного запаса знаний:
1) грамматические конструкции употребляются редко;
2) грамматические конструкции не воспоминаются давно;
3) грамматические конструкции не появляются в заданиях на развитие навыков рецепции;
4) грамматические конструкции знакомы студенты частично;
5) студент знает формулу грамматического времени, но не может использовать, либо произнести.
Целесообразно всю грамматику вводить контекстуально и время от времени повторять также в контексте других разделов и тем. Важно, чтобы обучение строилось в соответствии со всеми аспектами грамматической конструкции для свободного вывода студентом в речь.
При рассмотрении стандартных грамматических заданий выясняется, что же вызывает скуку у студентов – механическая отработка материала по использованию правильных форм. Однако, форма – это не единственный аспект, который необходимо знать о конструкции для понимания и применения. Легче научить форме и составить с ней большое количество заданий на открытие скобок, выбор правильного ответа, заполнение пробелов, поэтому учебные пособия и заполнены именно такими упражнениями. Но как обратить внимание на другие аспекты грамматических конструкций? И что это за аспекты?
Грамматические аспекты.
Грамматика представляет собой языковую систему, поэтому она многоаспектна, и в грамматической конструкции необходимо выделить следующие аспекты:
1) значение - денотация;
2) оттенок смысла, дополнительное значение с учётом ассоциативности – коннотация;
3) ассоциирующиеся слова, сочетания слов и концепции – ассоциации;
4) звукопроизносительная устная форма слова или отдельных частей – произношение;
5) письменная форма – написание;
6) частотность и уместность употребления в контексте, стиль и регистр – ограничения использования;
7) схожие фразы и конструкции в общем значении или определённом контексте - синонимы.
Если преподаватель ограничивается лишь заданиями на раскрытие скобок или заполнение пропусков только для тренировки использования формы новой грамматики, студент не будет иметь возможности понять контекстные ситуации использования, указательные слова и словосочетания. Студент не сможет использовать перефразированные предложения при забывании конструкции.
При последовательной отработке различных аспектов грамматики студент сможет ее связать с теми знаниями, которые у него имеются, увидит контекст, в котором ее возможно или нужно использовать.
Примеры заданий.
1. Ассоциации.
Студентам предлагается составление карты, таблицы, схемы – форма имеет второстепенное значение – с использованием ассоциаций из предложения или фразы, содержащих изучаемую грамматику. Когда студент выполнит задание, полученный результат – своеобразную «паутину» можно эффективно использовать в качестве опоры в заданиях на развитие навыков говорения, например, составить небольшой рассказ или объяснить взаимосвязи в собственной схеме, используя новый грамматический материал.
2. Контекстные ключи.
Контекстные ключи являются упражнением, которое представляет собой «ассоциации наоборот». Студенту необходимо в аудиосообщении или тексте найти все контекстные подсказки, указывающие на применение определённого грамматического оборота, к примеру все признаки настоящего совершенного времени.
3. Диктанты.
Студенты записывают услышанную фразу под диктовку преподавателя. В фразе обязательно содержится новая грамматика, произношение – естественно. Таким образом, обучающиеся тренируются слышать сокращённые вспомогательные глаголы, окончания, формы – все элементы, которые могут не замечаться во время упражнений на аудирование и препятствовать восприятию и повторению учебного материала.
4. Нахождение ошибок.
Студенты находят ошибки в текстовом материале. С одной стороны, такое задание – далеко не инновационное, однако, ошибки в тексте могут быть различными – от привычных форм английского глагола до неподходящих к стилю текста сокращений.
5. Объяснение различий
Преподаватель разъясняет отличия между несколькими схожими грамматическими оборотами и демонстрирует контекстные примеры.
Именно задания, затрагивающие практику нескольких грамматических аспектов и контекстный анализ будут наиболее эффективными, поскольку чем глубже работа с контекстом, тем легче студенту даётся вывод изученного материала в свою речь.
Медведева Татьяна Петровна
Калягина Ирина Владимировна