Выступление на тему «Нормы развития речи детей 4–5 лет»
Консультация для родителей
Нормы речевого развития детей 4-5 лет.
Подготовила
Учитель-логопед
Полторецкая М.С.
2023г.
Яркая и эмоционально окрашенная речь всегда радует родителей. Развитие речи ребенка зависит о готовности его воспринимать и воспроизводить информацию, полученную из окружения ребенка. Для ребенка на каждом уровне развития характерны различные показатели нормы или отклонения. Для правильной оценки развития речевой функции необходимо консультироваться с логопедом. В данной работе рассмотрим фактор правильного развития ребенка пяти лет, а так же обозначим момент, на которые следует обратить внимание.
Речь ребенка пяти лет характеризуется разнообразием, правильностью, эмоциональностью. Ребенок активно вступает в диалог, ответ на вопросы строит из нескольких высказываний. Основой его речи являются сложнее конструкции, которые состоят из сложносочиненных и сложноподчиненных фраз. Активный словарь пятилетнего ребенка достигает 3000 слов, а большой объем словаря помогает ребенку общаться как с детьми, так и со взрослыми.
Сравнивая с ребенком двух или трёх лет, при недостатке словарного запаса, ребенок использует указательный жест. «такой же» (показывает размер), описывая предмет или животное. То дети четырех или пяти лет стараются подобрать похожее или подходящее по смыслу слова, пытаясь описать и объяснить, иногда используя при этом элементы словотворчества. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры речи детей: свиненок (поросенок), ихний (их), и др. многие примеры словотворчества вызывают смех, но закреплять такие слова не стоит, старайтесь поправлять речевые ошибки.
Возраст пяти лет характеризуется активной ритмизацией и рифмизацией речи. Стараются подобрать слова созвучные тексту. Но часто не имеют смысловой нагрузки. . Пят год жизни характеризуется овладением ребенком четкой речью и чистым звукопроизношением, сложность могут доставлять произношение [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют верно употреблять их во всех словах. В этом возрасте детям сложно дифференцировать звук на слух, поэтому часто смешивают в речи шипящие и свистящие, звуки [р], [р’] и [л], [л’]. Примером может служить следующие случаи: ребенок может четко сказать сахар. Н при произношении слова СУШКА, скажет [суска] или[шушка]. Данная ситуация свидетельствует о недосформированном фонематическом слухе ребенка.
Овладение новыми звуками, однако, не обходится без трудностей. Так, четко произнося шипящие и сонорные звуки [р], [р’], [л] в слогах и часто правильно употребляя их во вновь усвоенных словах, ребенок иногда продолжает произносить их по-старому в словах, давно знакомых. Эти ошибки нельзя оставлять без внимания, надо добиться, чтобы новый звук удавался повсеместно.
У некоторых детей овладение новыми звуками вызывает чрезмерную увлеченность ими. Малыши начинают употреблять их даже в тех словах, в которых их вовсе нет. Если, скажем, раньше ребенок не выговаривал [ш] и [ж], заменяя их на [с] и [з], то теперь он начинает их произносить, даже когда не надо: шумка (сумка), жамок (замок), жвездочка (звездочка) и др.
В этом возрасте следует продолжать знакомство ребенка с новыми словами, научить точно обозначать качественные характеристики предметов, определять, материал из которого он сделан, находить сходные и различительные особенности предметов, уметь правильно использовать такие обозначения как времена года, части суток, последовательность дней недели и др. Для качественного формирования умений подбирать антонимы, ребенку можно предложить такую игру как «Скажи наоборот». Например на картинке большой дом и маленький домик, широкая дорога и узкая тропинка. В нале можно помогать ребенку с подбором антонимов. Затем развивать с помощью обогащения слов, можно использовать наглядные формы (игрушки), тогда это навык сформируется более быстро.
Знания о пространственных и временных отношениях помогут ребенку лучше понимать речь окружающих, точнее пользоваться своей речью, правильно двигаться и действовать по указанию взрослых. Вряд ли ребенок сможет найти, например, книгу, которая лежит на верхней полке справа, если он не знает, где верх, а где низ, где правая, а где левая сторона.
Во время самостоятельных занятий ребенка—рисования, лепки, конструирования — обратите его внимание на то, где, например, находятся те или иные предметы на его рисунке. Спросите его, где на его рисунке солнышко (наверху), дом (внизу), а где елочка по отношению к дому (слева или справа).
Указывая на размеры предметов, дети в основном пользуются словами большой, маленький и редко высокий, низкий, длинный, короткий. Приучайте ребенка наиболее точно выражать свои мысли: дом высокий — низкий, лента широкая —узкая. Учите пользоваться и прилагательными в сравнительной степени.
Необходимо обратить внимание на грамматическую правильность речи ребенка. Проверьте, как малыш связывает слова между собой. Спросите его, какая у него кукла. «Красивая», — ответит ребенок. «Что ещё? Какая?» — «маленькая».. «А цветок какой?» — «Красный, касивый». Закрепить правильное образование окончаний поможет ребенку следующая игра.
«Найди и исправь ошибку». Произнося фразу неправильно, согласуйте существительное с глаголом, прилагательным или употребляйте неправильное окончание: «Папа купила игрушку», «Таня спел песню», «У Кости красивый машина». Ребенку надо найти ошибку. Спросите его: «Правильно ли так говорить ?» Ребенок должен исправить фразу и произнести ее еще раз, но уже правильно.
Несклоняемые имена существительные, например, кино, метро, эскимо и др., как правило, склоняются ребенком: «Мы были в кине, ехали в метре». Обязательно исправляйте ошибки. Иначе, они закрепятся в речи и избавиться от них в дальнейшем будет очень трудно.
Формирование и развитие связной речи происходит прежде всего в процессе повседневного общения с взрослыми. Активизируют речь ребенка и вопросы, которые задают детям родители: «Во что ты играл?», «Что рисуешь?», «Кто твои друзья?» Ответы должны быть не только правильными и точными, но и по возможности полными.
Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи. В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь правильно передать содержание прочитанной книги.
Вот, например, как может пересказать сказку ребенок четырех лет: «Жила-была козочка. Было у нее семеро козлят. И дом у нее был с печкой. Каждое утро уходила она в бор. Волк очень хотел съесть козляток. Но они слушали мамочку. Всегда смотрели в окно — кто там стучит. Их ни один волк никогда не съел. А козочка всех волков забодала. Вот» (В. С. Мухина «Близнецы»).
Если ваш ребенок неразговорчив, то сами вызывайте его на разговор. Спросите, что он собирается сейчас делать, как будет строить домик, какие детали для этого ему понадобятся,
Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу детей еще раз почитать полюбившуюся сказку. Но надо стремиться к тому, чтобы малыш не оставался только слушателем. После чтения непременно проверьте, все ли он понял, спросите его, что ему понравилось, как он оценивает поступки героев сказки или рассказа. Такие беседы помогут ребенку глубже усвоить произведение и лучше его запомнить.
Одновременно с расширением словаря у ребенка совершенствуется и звуковая сторона речи.
«Что звучало?». Посадите ребенка рядом с собой, предложите ему, закрыв глаза, внимательно послушать и сказать, что он слышит вокруг себя (тиканье часов, хлопанье дверей, стук посуды на кухне, шум улицы). Такую же игру можно провести в лесу, в парке. Так, в лесу ребенок может услышать шелест листьев, стук дятла по дереву, кукование кукушки.
«Внимательные ушки». Игра предназначена для развития у ребенкаумения слышать и различать звуки в словах. С небольшим интервалом произнесите слова: мама, сок, собака, вата, снег, коробка, телефон, сапоги, — и предложите ребенку, когда он услышит в слове звук [Р], хлопнуть в ладоши. Если ребенок затрудняется выделить звук [Л], то его в словах нужно произносить протяжно:лллак,ррак
Обычно на пятом году жизни артикуляционный аппарат ребенка уже достигает достаточного совершенства для того, чтобы малыш мог правильно произносить все звуки. Однако у некоторых детей еще может наблюдаться вялость мышц языка, губ, нижней челюсти, это вызывает ошибки в произнесении отдельных звуков и общую нечеткость речи. Поэтому тренировка артикуляционного аппарата продолжает оставаться важной задачей, для развития которого мы можем использовать артикуляционную гимнастику как эффективное средство правильного звукопроизношения.