Технологическая карта урока истории «Новая экономическая политика. Переход к НЭПу» (10 класс)
Технологическая карта с дидактической структурой урока
1. Ф.И.О. учителя:
2. Класс: _10_ Дата: ___________Предмет: _История_____________ Место и роль урока в изучаемой теме: урок входит в модуль «Советский союз в 1920-1930 – е годы»
3. Ресурсы учителя: платформа Google meet, майндкарта, учебник, интерактивная доска.
4. Ресурсы для обучающихся: платформа Google meet, майндкарта, учебник, интерактивная доска.
5. Оборудование урока: компьютер с выходом в интернет, гарнитура (наушники,микрофон,вэб-камера)
6. Формы обучения: видеоконференция, самостоятельное выполнение проблемных заданий, индивидуальный чат, работа с графическим редактором.
7. Межпредметные связи: литература, право.
Тема | «Новая экономическая политика. Переход к НЭПу» | ||
Тип урока | комбинированный | ||
Цель | Формирование у обучающихся представления об особенностях экономического развития России в 20–30 – е годы на основе осмысления важнейших событий и проблем российской истории первой половины XX в. | ||
Задачи | Образовательные(предметные): углубить и систематизировать представления о сущности новой экономической политики; сформировать представления о мероприятиях, итогах и противоречиях новой экономической политики; определить значение НЭП для дальнейшего развития страны. Развивающие (метапредметные): развивать умение анализировать, сопоставлять исторические явления и события используя различные исторические источники; формировать самостоятельность в суждениях; развивать умения изучать и систематизировать информацию, раскрывать ее познавательную ценность; развивать коммуникативную компетенцию; расширять опыт оценочной деятельности; формировать готовность применять исторические знания в любой области социальной сферы. Воспитательные (личностные): формировать грамотное экономическое мышление, умение разбираться в экономической и политической жизни прошлой и современной истории; учиться подвергать его критическому анализу. Способствовать формированию уважительного отношения к историческому прошлому и учить искать ответы на актуальные вопросы сегодняшнего дня. | ||
Основное содержание темы, термины и понятия | продналог, концессия, кооперация, совзнак, червонец, плановое хозяйство, хозрасчёт, пятилетка. 1920—1921 гг. — голод в Советской России; 1921 г. — создание Госплана; 1922—1924 гг. — финансовая реформа; 1925 г. — начало разработки ежегодных народно-хозяйственных планов | ||
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные |
сформировать представления о мероприятиях, итогах и противоречиях новой экономической политики; определить значение НЭП для дальнейшего развития страны. сформировать представления о мероприятиях, итогах и противоречиях новой экономической политики; определить значение НЭП для дальнейшего развития страны. | Регулятивные:. выделяют и сохраняют учебные задачи, выстраивать алгоритм действий, выполняют учебные действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения | проявляют положительное отношение к учебной деятельности, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям, понимают причины успеха в учебной деятельности | |
| | Познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; Коммуникативные: владеют диалогической формой речи, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности. | |
Ход урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки, проверить готовность к работе. | Подключение всех участников образовательного процесса к онлайн уроку, приветственное слово учителя. | Готовятся к уроку, приветствуют учителя, настраиваются на работу, отвечают на поставленные им вопросы. | Р: Организовывать свое рабочее место. Л: Умение сосредоточиваться на выполнение учебных задач. |
Проверка домашнего задания. Осуществить контроль качества выполнения ДЗ, организовать ЭЛП к актуализации знаний. | Объясняет выполнение онлайн-теста | Выполняют тест,задают вопросы. | Л: Умение сосредоточиваться на выполнение учебных задач. |
Актуализация знаний, определение темы и цели урока. Повторить, что знают обучающиеся о теме урока, зафиксировать необходимость введения нового правила. | О чём говорят данные высказывания людей, живших в этот исторический период?» На онлайн-доске эпиграфы: «Суть новой экономической политики: максимальный подъем производительных сил и улучшение положения рабочих и крестьян». В.И.Ленин «НЭП – это всерьез и надолго…но не навсегда». В.И.Ленин Скольким идеалам смерть на кухне и под одеялом. В. Маяковский НЭП- это волна здравого смысла…. Профессор– эмигрант Устрялов | Отвечают на вопросы, высказывают мнение. | П – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при опросе |
Изучение нового материала (постановка учебной задачи). Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения понятия (алгоритма написания и т.д.) | Проблемный вопрос: Почему в обществе существовало разное отношение к новой экономической политике? План урока: 1.Причины введения НЭПа. 2. Х съезд ВКП(б). Суть и задачи новой экономической политики. 3. Основные мероприятия НЭПа. 4.Отношение к НЭПу. НЭП в литературных произведениях. 5. Итоги , трудности и противоречия НЭПа. | Ученики на этом этапе рассуждают, высказывают свое мнение с помощью ИКТ. | У-П – познание нового И – извлечение нужной информации |
Первичное закрепление нового материала. Закрепить знания, полученные на уроке, используя опорный сигнал. | Учащимся предлагается разделиться на 4 группы, которые на основе предложенных документов выясняют причины введения нэпа. Разделение происходит на 4 сессионных зала. 1. Глубокий социально – экономический кризис в стране. Резкое падение производства в стране. . Открытое выступление крестьян и рабочих против политики военного коммунизма с лозунгом Кронштадтского мятежа стали слова: «Власть советам!» 3. Восстание моряков Кронштадтского гарнизона с лозунгом: «За Советы — без коммунистов!» произошло в марте 1921 г Участники Кронштадтского восстания в марте 1921 г. требовали немедленных перевыборов Советов тайным голосованием при свободной предварительной агитации. 4. Голод более 30 млн. человек в Поволжье. Тяжелейший неурожай. | Делятся на группы. Каждая группа получает задание определить причины перехода к новой экономической политике: 1. Тамбовское восстание 1918-1922 гг. под руководством Антонова А.С. 2.Протесты рабочих в городах России 3. Кронштадтское восстание 4. Голод в Поволжье. Изучают тексты, выделяют свою причину, а так же готовят выступление на 1 минуту. | У-П – познание нового К – работа в группах Л – проявление лидерских качеств И – извлечение нужной информации Р – способность оценивать качество сделанного |
Учитель предлагает обсудить возможные пути выхода из сложившегося кризиса Комментарий: То, что выбран именно третий путь, стало ясно 8 марта 1921г. на 10 съезде РКП (б) из выступлений В.И. Ленина. При переходе к изучению вопроса НЭПа обучающимся предлагается просмотр видео с речью В.И. Ленина «Доклад о продовольственном налоге» на видео хостинге Ютуб: https://www.youtube.com/watch?v=AS9QHUH4ZnU Учитель демонстрирует на экране презентацию и рассказывает об основных направлениях НЭПа | Обучающиеся самостоятельно предлагают пути выхода из кризиса. Учащиеся высказывают свои версии и приходят к выводу, что путей выхода могло быть 3. Первый путь - продолжение военного коммунизма, т. е. террор, насилие, репрессии. Такой путь привёл бы к ещё большей вооруженной борьбе со стороны населения. Второй путь - полное удовлетворение требований мятежников, т. е. оставление большевиками командных высот в политике, экономике, идеологии. Третий путь - тактический манёвр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой- делается временная уступка небольшевистским силам. Ленин не без колебаний выбрал третий путь. После просмотра видеоролика ученикам нужно ответить на ряд вопросов с использованием вэб камеры и микрофона: Почему Ленин считает необходимым замену разверстки налогом? Как он считает этот постоянная мера или это временное отступление? Каков должен быть размер налога по отношению к размеру разверстки? Как должны сложиться взаимоотношения между крестьянином и государством? ученики в этот момент параллельно заполняют сравнительную онлайн-таблицу «Военный коммунизм и НЭП». | | |
Самопроверка. Проверить уровень усвоения нового правила и умения его применять. | Учитель предлагает просмотр иллюстраций. В результате обучающиеся должны ответить на проблемный вопрос, заданный в начале урока. Отношение к НЭПу. НЭП в литературных произведениях-на онлайн презентации выведены. Самостоятельная работа, на основе материала онлайн-учебника «Итоги, трудности и противоречия НЭПа, причины свёртывания НЭПа» | Высказывают свое мнение , выполняют самостоятельную работу. | У-П (установление причинно- следственных связей), анализ и переработка изученного материала К – диалог |
Контроль. Организовать контроль в совместной деятельности с обучающимися, поставить отметки обучающимся в соответствии с существ. нормами оценивания. | Выставите баллы себе и друзьям на виртуальной доске (классапер) | Выставляют баллы. | Р - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения |
Домашнее задание. Обеспечить условия для качественной самостоятельной работы обучающегося при выполнении Д.З. | Объясняет домашнее задание со спецификой выбранного уровня. | Выбирают один из уровней выполнения домашнего задания. | У-П (установление причинно- следственных связей), анализ и переработка изученного материала К – диалог |
Рефлексия. Соотнести полученные результаты урока с целевым компонентом, оценивание обучающимися своей роли в уроке, своего самочувствия, удач и достижений. | Обучающимся предложены вопросы на Google Forms: - Давайте вспомним цели и задачи урока, удалось ли нам достичь их? Если нет почему, если да -то как. - Что было трудно и удалось ли преодолеть эти трудности? - Чему научились лучше всего? Домашнее задание §10, изучить конспект, таблицы. Урок окончен. | Отвечают на вопросы, анализируют,задают вопросы. | У-П – соотношение цели и задач Л – личностное осмысление, эмоции, собственная позиция К – диалоговые приемы Р - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения |