Новые возможности для воспитания обучающихся в современном обществе.
Новые возможности для воспитания обучающихся в современном обществе.
С древнейших времен воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших функций общества. В последнее десятилетие вновь актуальной стала воспитательная функция системы образования. Федеральные государственные образовательные стандарты делают особый акцент на единстве обучения и воспитания. Дополняя друг друга, они способствуют комплексному развитию личности ребенка.
К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Считаю, что знакомство с краеведческим материалом с первого класса позволяет достичь личностных результатов при обучении.
На уроках русского языка я включаю краеведческий материал в такие темы как: «Тайна имени», ребята должны найти в дополнительной литературе информацию о своем имени и оформить как проект. Дети с удовольствием ищут информацию в дополнительной литературе.
На уроках литературного чтения мы с обучающимися читаем произведения «Устного народного творчества», а потом на основе наших знаний сочиняем свои сказки, прибаутки, небылицы. Еще дети оформляют «Книжки-малышки». Так же обучающиеся делают доклады об истории возникновения «Устного народного творчества».
Самые разнообразные проекты можно подготовить по окружающему миру, такие как: «Культурные объекты родного края», «Традиции и ценности своей семьи». Дети с удовольствием выполняют различные проекты, им интересно искать в интернете информацию о родном крае, об истории своей семьи.
Формировать чувство патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям, к природе и окружающей среде позволяет реализация курса «Разговоры о важном». В рамках данного курса обучающиеся каждый понедельник знакомятся с «Историческими личностями», их подвигами, историей родного края. Ученики получают много информации из истории России, биографии исторических личностей. Данный курс прививает детям любовь к родному краю. И теперь мои третьеклассники умеют рассуждать на важные темы, высказывать свою позицию и отстаивать ее. Умеют анализировать, делать выводы.
В этом году с целью самоопределения и социализации запланировала и реализую цикл классных часов по профориентации. Каждую неделю мы с третьеклассниками беседуем о профессиях: «Самая необычная профессия», «Профессия будущего», «А теперь немного поговорим о важных профессиях». Эти и многие другие темы мы «затрагиваем» на внеклассных занятиях, говоря о профессиях. На занятиях учащиеся учатся рассуждать, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио», которую можно рассматривать как одну из форм личностно-ориентированного или как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Для меня, не только учителя, но и классного руководителя особенно интересным представляется использование технологии «Портфолио» в рамках воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет мне судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае акцент перемещается с оценки на самооценку. Когда мы стали с учениками заполнять портфолио, начали каждый из учеников стремиться лучше учится, выполнять задания, решать олимпиады. Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны.
В последние годы все больше и больше внимания уделяется воспитанию подрастающего поколения. И это не случайно, ведь именно от воспитания зависит то, как ребенок будет вести себя в обществе, какие жизненные ценности он привнесет с собой во взрослую жизнь, к чему будет стремиться, и как будет добиваться поставленной цели.
И в подтверждение моих слов напомню слова В. В. Путина, которые он сказал в апреле на встрече с советниками по воспитанию:
«Эта миссия – воспитание детей – чрезвычайно важная».