Статья «Цифровая образовательная среда: новые возможности для современного преподавателя коллежда»
Геворкян Александр Робертович
Казахстан, Костанайская область, п. Тобол
КГКП «Костанайский индустриально-педагогический колледж» Управления образования акимата Костанайской области,преподаватель математики
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА
Профессия преподавателя постоянно развивается, особенно с появлением информационных технологий. Эти изменения мы видим в течение всей своей профессиональной деятельности. Теперь, когда в колледжах внедряется уже целый ряд информационно-образовательных инструментов, у каждого преподавателя есть свои предпочтения. Без одних цифровых инструментов мы уже не представляем нашу работу, а некоторые инструменты, по нашему мнению, лишь отвлекают нас. Однако согласитесь, коллеги, с момента своего появления в информационные технологии не прекращают развиваться. Сначала это был мультимедийный проектор, и мы восторженно демонстрировали обучающимся созданные в PowerPoint свои слайды. Затем появились интерактивные доски, и все увидели новые возможности организации учебных занятий.
Второе десятилетие 21-го века стало периодом внедрения интернет-технологий, использования мобильных устройств, электронных журналов и дневников, цифровых дидактических игр и технологий виртуальной реальности. Внедрение новых информационно-образовательных технологий может быть сложной задачей, особенно для тех преподавателей, кто предпочитает традиционные инструменты, которые педагоги давно знают и отдают им предпочтение. Но время идёт. Иногда мы сами убеждаемся, что в новых технологиях есть рациональное зерно. Иногда мы видим успехи своих коллег, работающих по-новому. [1] Информационно-коммуникационные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как информатизация общества и необходимость подготовки специалистов, так и распространение в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения.
Деятельность профессиональной образовательной организации во многом зависит от того, в какой степени преподаватели и администрация владеют информацией, насколько быстро они могут ее проанализировать и обработать, а также довести до конечного потребителя – обучающегося.
Использование информационно-коммуникационных технологий в управлении образованием позволило на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. Также применение информационно-коммуникационных технологий приводит к достижению качественно новых образовательных результатов, ускоряет процесс управленческой деятельности и, в целом, повышает ее эффективность. [2]
В условиях перехода страны к цифровой экономике возникает потребность в создании образовательной среды нового типа – цифровой образовательной среды, функционирующей по сетевому принципу, позволяющей перейти на новый уровень качества управления процессами в образовательной организации, повысить их эффективность за счет оптимальных и своевременных решений.
Исследование проблем рынка труда выявило острую потребность предприятий, организаций и частных лиц в образовательных услугах, которые традиционная система образования удовлетворить не может. Новая образовательная среда за счет свободы доступа к образовательным ресурсам должна позволять обучающимся управлять и организовывать свое обучение, строить и мобильно обновлять свои образовательные траектории, обеспечивать индивидуализацию обучения. [3]
Построение эффективной среды является ключевым условием эффективного цифрового образования. Среда должна отвечать задачам цифрового общества – создавать условия широкого выбора для образовательного запроса, для гибкой его коррекции при формировании индивидуальной образовательной траектории по мере необходимости. Образовательная среда должна предлагать разнообразный инструментарий для самостоятельного изучения или с помощью наставника, для оперативной и доброжелательной обратной связи, для широкой межличностной кооперации без возрастных барьеров. Гибкость и открытость современных цифровых технологий должны обеспечить возможность формирования каждым студентом собственной среды для поддержки индивидуальной образовательной траектории – удобным образом объединять возможности сред разных образовательных организаций, а не вынуждать переключаться между ними.
Цифровая образовательная среда – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые по собственному усмотрению. [4]
В основе концепции цифрового колледжа заложена идея интеграции образовательных технологий с цифровыми таким образом, чтобы поднять образовательные задачи на более трансформативный (преобразующий) и творческий уровень, где преподаватель или мастер производственного обучения может использовать новые возможности цифровых технологий для перераспределения способов обучения.
Цель цифрового обучения состоит не в том, чтобы использовать информационные технологии как дань моде, а в том, чтобы создать и открыть новые неизведанные образовательные территории и помочь обучающимся знакомиться с различными фактами, явлениями, процессами с разных точек зрения. Для этого преподавателю необходимо ознакомиться с теоретической базой, лежащей в основе концепции безбумажного цифрового класса, а также вооружиться соответствующими инструментами и приложениями, чтобы добиться образовательных целей, которые он ставит перед собой и на что его нацеливает окружающая среда в лице государства и родителей. Очень важно хорошо ориентироваться в современном информационно-образовательном пространстве. Выбирая те или иные цифровые инструменты и приложения, необходимо учитывать, что они в себя включают: создание учебных задач, их распределение и получение результатов, организацию и обеспечение своевременной обратной связи со студентами и их родителями, инициирование формирующего оценивания через тесты, викторины и опросы, публикацию документов в электронном виде и организацию обмена с выбранными пользователями.
Мастера производственного обучения и преподаватели могут инициировать организацию формирующего оценивания с помощью специальных онлайн приложений. Они получают возможность мгновенно оценивать результаты, получать их визуальное представление, анализировать для того, чтобы скоординировать свои действия в дальнейшем обучении. На мой взгляд, преподаватель должен выстроить для себя индивидуальную стратегию цифровой адаптации, невзирая на шараханья министерств, ведомств и, собственно, образовательных учреждений. Главное — определиться с приоритетами, выбрать свой путь, чтобы наши «творческие метания» не отразились на качестве обучения. [4]
Проект «Цифровой колледж» меняет роль преподавателя и мастера производственного обучения. Он становится наставником, который направляет обучающихся и помогает ориентироваться в цифровом образовательном пространстве. В таком случае происходит переход на модель «перевернутого класса». Модель «перевернутого класса» — это когда на уроках студенты выполняют практические задания и разбирают сложный материал, а дома сами знакомятся с новой темой. Такой подход удобно использовать на занятиях по робототехнике и по программированию. Робототехника помогает освоить навыки конструирования и учит студентов работать в цифровой среде. Такой формат позволяет применять свои теоретические знания на практике. Учитывая стремительную автоматизацию производства, в перспективе это сыграет положительную роль в трудоустройстве выпускников на предприятия.
Цифровые и электронные приложения экономят силы и время, помогают сделать урок наглядным, интересным и запоминающимся. К ним относятся:
-Visme - бесплатный конструктор презентаций и инфографики на английском языке. В базе сервиса много шаблонов, таблиц, графиков, иконок. Поддерживается вставка аудио и видеозаписей;
-Tilda-конструктор сайтов с возможностью создания презентаций. Сервис сочетает в себе удобство и эстетику: все элементы подбираются интуитивно и гармонично сочетаются между собой;
-Классная работа- конструктор рабочих программ на образовательной платформе LECTA от издательства «Российский учебник». Сервис собрал в себе материалы для проведения уроков, рабочие программы, календарные графики, интерактивный мультимедийный контент;
-Canva- сервис для совместной работы над презентациями. Зарегистрированные пользователи могут создать команду и работать вместе: пользоваться бесплатными шаблонами, добавлять таблицы, графики, изображения;
-Skype- одна из известных программ. С её помощью можно обмениваться сообщениями и файлами, участвовать в аудио- и видеоконференции;
-Etutorium -платформа для проведения вебинаров с функцией автоматического сохранения занятия и поддержкой просмотра урока с телефона или планшета;
-Zoom- программа для проведения групповых онлайн-конференций, поддерживающая одновременное вещание нескольких спикеров. Поддерживается запись и сохранение урока на компьютере или в онлайн-облаке с общим доступом;
- Quizizz- онлайн конструктора тестов и викторин;
-MyTestX- оболочка для создания заданий открытого и закрытого вида;
- HotPotatoes –инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля студентов.
Цифровизация профессиональной образовательной организации напрямую зависит от четкого понимания возможностей информационно-коммуникативных технологий руководителями учебных заведений по сбору, накоплению, регистрации, передаче, обработке, хранению, представлению информации и её анализа при подготовке и принятия решений. Использование в управлении компьютерной техники становится неотъемлемым элементом организационных структур образовательного учреждения или системы образования в целом. Текстовые процессоры, электронные таблицы, программы презентационной графики, Web-редакторы, почтовые клиенты помогают руководителям учебных организаций в деятельности управления образованием. Каждая программа отвечает за свой конкретный участок работы. Одни помогают создавать текст или графику, другие – наводить порядок на жестком диске, третьи – работать в сети Интернет [2].
Таким образом, цифровая образовательная среда позволяет:
для студента:
расширить возможности построения образовательной траектории
дать доступ к самым современным образовательным ресурсам;
растворить рамки образовательных организаций до масштабов всего мира;
для родителей:
расширить образовательные возможности для ребенка;
снизить издержки за счет повышения конкуренции на рынке образования;
повысить прозрачность образовательного процесса;
облегчить коммуникации со всеми участниками образовательного процесса;
для преподавателя и мастера производственного обучения:
снизить бюрократическую нагрузку за счет ее автоматизации;
снизить рутинную нагрузку по контролю выполнения заданий студентами за счет автоматизации;
повысить удобство мониторинга за образовательным процессом;
формировать новые возможности организации образовательного процесса;
формировать новые условия для мотивации обучающихся при создании и выполнении заданий;
формировать новые условия для переноса активности образовательного процесса на студента;
облегчить условия формирования индивидуальной образовательной траектории студента;
для колледжа:
повысить эффективность использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на информационные технологии;
расширить возможности образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
снизить бюрократическую нагрузку за счет автоматизации;
расширить возможности коммуникации со всеми участниками образовательного процесса;
для региона:
автоматизировать мониторинг за образовательным процессом;
оптимизировать коммуникации со всеми участниками;
оптимизировать образовательные ресурсы региона за счет формирования сетевых структур;
повысить возможности региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия;
снизить образовательные миграции лучших обучающихся за счет сетевого взаимодействия;
сократить бюрократический аппарат и личные коммуникации за счет автоматизации документооборота;
для государства:
повысить образовательное разнообразие в стране по выбору населения;
повысить мотивацию к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;
снизить образовательную миграцию за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети;
повысить удовлетворенность населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации;
повысить эффективность имеющихся образовательных ресурсов;
повысить прозрачность образовательного процесса и оперативность мониторинга за результатами [4].
Литература :
1. Аствацатуров Г. О. Как учителю меняться в условиях цифровой школы? [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.org/beta/article/kak-ucitelu-menatsa-v-usloviah-cifrovoj skoly?ref=teacher_marafon&utm_source=foxford&utm_medium=email&utm_campaign=teacher_marafon&utm_content=letter2_article2 (дата обращения: 10.01.2019)
2.Ивашкина А.А. Проблема цифровизации образовательного процесса в профессиональной образовательной организации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.informio.ru/publications/id4026/Problema-cifrovizacii-obrazovatelnogo-processa-v-professionalnoi-obrazovatelnoi-organizacii (дата обращения: 25.01.2019)
3. Митрохина Е. В. Практика Цифровая образовательная среда колледжа. [Электронный ресурс]. URL: https://bc-nark.ru/best_practice/database/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-kolledzha.php (дата обращения: 25.01.2019)
4.Кушнир М. По следам манифеста о цифровой образовательной среде. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edutainme.ru/post/manifesto-upd/ (дата обращения: 01.02.2019)
5. Аствацатуров Г. О. Как стать цифровым учителем в цифровой школе. [Электронный ресурс]. URL:https://pedsovet.org/beta/article/kak-stat-cifrovym-ucitelem-v-cifrovoj skole?ref=teacher_marafon&utm_source=foxford&utm_medium=email&utm_campaign=teacher_marafon&utm_content=letter2_article1 (дата обращения: 01.02.2019)