Статья на тему «Новый профессиональный стандарт педагога. Методики оценки профессиональных педагогических компетенций учителя в новых условиях»

2
1
Материал опубликован 25 January

Новый профессиональный стандарт педагога. Методики оценки профессиональных педагогических компетенций учителя в новых условиях .

Асиновская М.Г.

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 18 г. Ставрополя

 

Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ с 1 сентября 2022 года для учителей вводится новый стандарт работы.

Для кого этот стандарт?

Предшествующая редакция была нацелена на педагогов, работающих в сфере дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть на воспитателей и учителей. Новый стандарт, действующий до 1 сентября 2028 года, создан исключительно для учителей в школах.

Для чего этот стандарт?

Есть пояснительная записка к документу, в которой о причинах введения нового профессионального стандарта говорится следующее:

это изменения, ранее внесенные в ФЗ «Об образовании», а именно допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ;

это утвержденные в 2021 году новые наименования квалификаций и требования к ним;

это несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ».

Какие изменения?

Новый стандарт фиксирует два основных квалификационных уровня школьных педагогов: уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).

В зависимости от этого различаются их трудовые функции и новые профессиональные компетенции педагога.

Уровень 5 включает такой профессиональный функционал: освоение программ всех уровней общего образования на основании типовых методических указаний.

Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:

деятельность педагога, направленная на выполнение стандартных задач всех уровней общего образования;

педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;

создание программ и методик всех уровней общего образования.

В зависимости от уровня меняются и требования к образованию и повышению квалификации педагогов:

Для 5 уровня достаточно справки о периоде обучения с подтверждением успешного прохождения промежуточной аттестации за срок не менее трех лет обучения по программе «Образование и педагогические науки».

Для уровня 6 требуется либо высшее образование по расширенной группе направлений подготовки «Образование и педагогические науки», либо высшее и дополнительное профессиональное образование, дающее основание и право вести педагогическую деятельность, или программы подготовки работников среднего звена по расширенной группе специальностей «Образование и педагогические науки».

Компетентностный подход в педагогике

По сложившейся традиции перед школьным образованием ставилась цель выпустить ученика с определенным перечнем знаний, умений и навыков. На сегодняшний день такой подход зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Обществу требуются не просто люди с нужной информацией в голове и способностью ее излагать, а думающие, включенные в жизнедеятельность, самостоятельно находящие пути решения рабочих и личных задач члены социума.

А для достижения этого нужны не только полученные ЗУНы, но и дополнительные умения учителя, которые можно определить, как «компетенции» и «компетентности», отвечающие вызовам современного образовательного процесса.

Чтобы внедрить такие понятия в повседневную деятельность средней школы, нужно множество изменений: в содержании и методиках образования, уточнение видов деятельности, необходимых для изучения в рамках отдельных предметов. В компетентностном подходе выпускника оценивают именно по компетенциям, то есть тому, что он способен сделать, какими видами деятельности владеет, к чему он подготовлен.

Суть компетентностного подхода в последовательном изменении главенствующей парадигмы образования с превалирующей трансляцией знаний, обучения навыкам, на создание условий для получения комплекса компетенций, в которые вложен потенциал, приспособленность выпускника к жизненным условиям и устойчивости в современном мире, с его сложным социально-политическим, рыночно-экономическим, информационно и коммуникационно-насыщенным пространством.

Наравне с термином «профессиональная компетенция педагога» можно встретить и синонимичное понятие «компетентность». В эти относительно недавно появившиеся в лексиконе российской педагогики термины вкладывают разную смысловую нагрузку.

Сами слова «компетенция» и «компетентность» несколько отличаются в ключевом значении. В толковом словаре русского языка Д. Ушакова дается определение компетенции как круга вопросов и явлений, в которых человек обладает познанием, является авторитетным и опытным. Компетентный в этом словаре ¬ это осведомленный, являющийся признанным авторитетом в какой-либо области знаний и умений.

В словаре иностранных слов понятие «компетентный» объясняется как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Во французском языке есть слово competent, что в переводе означает «компетентный, правомочный». Оно, как правило, применяется в юридическом контексте.

В значении английского competence доминирует смысл качества личности, то есть компетенция приравнивается, по сути, к способности. Если не брать во внимание юридическую терминологию, то понятия «компетенция» и «компетентность» практически синонимы.

Вот контексты, в которых чаще используют понятие «профессиональные компетенции педагога»:

Для обозначения определенного образовательного результата, который наглядно отображен в степени подготовки, самостоятельности выпускника, в практическом овладении методами, средствами деятельности и возможности решать поставленные задачи.

Для выражения такого сочетания знаний, умений и навыков, которое делает возможным ставить цели и добиваться результатов по изменению окружающей действительности. В русском языке добавление суффикса «-ность» имеет значение степени овладения каким-либо качеством, по этой причине понятием «компетентность» обычно обозначают профессиональные качества и уровень владения ими.

Под компетентностью чаще всего понимают такие личностные характеристики, которые заметны по общей способности и готовности человека к деятельности, основываясь на собственных знаниях и наработках, приобретенных в процессе обучения и интеграции в социум и ориентированных на самостоятельное и положительное участие в общественных процессах.

Из этого можно сделать заключение, что понятия компетенций и компетентности существенно объемнее понятий знаний, умений и навыков, так как в первые включены также такие факторы, как особенность личности, ее способность ломать стереотипы, вникать в суть проблем, быть проницательным и гибко мыслить.

Сюда входит и характер человека – его самостоятельность, целеустремленность, сила воли. Компетентностью также можно назвать наличие у индивида соответствующей компетенции, которое включает его субъективное отношение к ней и предмету работы.

Значения слов «компетенция» и «компетентность» системные и состоят из множества компонентов. Ими определяется некий круг предметов и процессов со своей классификацией и иерархией, реализация которых проходит на различных уровнях, таких как умственные операции, практические действия, логика.

Классификация и перечень компетенций педагога

Современная школьная система диктует педагогическому составу требование постоянного развития, получения новых техник и приемов обучения. При этом учитель должен быть целеустремленным, дисциплинированным, упорным, внимательным, гибким в мышлении.

Важны не только личностные качества, у педагога приветствуются такие профессиональные характеристики, как научная увлеченность, широкий кругозор, красноречие, умение вести за собой и многие другие. Таким образом, портрет настоящего учителя складывается из знания своего предмета, личностных особенностей и профессиональных навыков.

Исходя из этого ФГОС определяет, какие профессиональные компетенции в профессиональном стандарте педагога, включающие требования к названным выше умениям и навыкам, необходимы для качественного выполнения его обязанностей. Рассмотрим отдельно основные профессиональные и личностные компетенции педагога.

Ключевыми личностными компетенциями являются:

Преподаватель должен обладать навыками профессионального самоопределения, саморазвития, в том числе при ведении различных видов обучающей деятельности. Приветствуется наличие у учителя активной жизненной позиции, умения работать на результат и брать ответственность за плоды своего труда, слова и поступки.

Педагогу важно иметь критическое мышление, соблюдать нравственные и этические границы, быть верным основам профессиональной этики. Он должен в полной мере понимать значение своей роли и необходимости достижения профессиональных компетенций педагога по ФГОС.

Педагогу важно умение работать в группе и брать на себя ответственность за руководство и достижение общих результатов. Значимая компетентность – навык взаимодействия с коллегами, умение проявлять интерес и толерантность, выручать и поддерживать в случае необходимости, а также объективно оценивать свои способности.

Немаловажная профессиональная компетенция педагога образовательной организации, которая заключается в умении соответствовать социальным требованиям и нормам, при этом здраво смотреть на происходящее и иметь твердые убеждения. Важна терпимость по отношению к различным традициям и культурным ценностям, наличие интереса к опыту других государств и готовность обмениваться опытом, имеющим высокую практическую ценность.

Преподаватель должен уметь справляться с поставленными задачами как лично, так и при взаимодействии с коллективом, быть сдержанным и находить компромисс в конфликтных ситуациях. Обязательно стремление к профессиональному успеху, сопровождающееся положительным настроем.

Основные компетенции деятельностной или профессиональной направленности

Педагогические в части процесса обучения – имеется в виду наличие высшего профильного образования, способности применять современные педагогические методики и привлекать к процессу обучения всех детей, включая имеющих особые потребности. Существует документ, декларирующий профессиональные компетенции педагога, необходимые при работе с учениками с ОВЗ.

Педагогические в части воспитательного процесса – педагог должен обладать умением налаживать общение с учениками и управлять поведением, отстаивать их интересы и др.

Педагогические в части развивающего процесса – развитие этих профессиональных компетенций педагога обеспечивает умение применять в деятельности разноплановые подходы, формировать универсальные учебные действия учеников, обладать технологиями для работы с детьми с разными темпераментами и многие другие.

Общие инструментальные компетенции учителя по ФГОС – комплекс компетенций, состоящий из навыков педагога при обработке различных информационных данных, а также способности работать с разными типами сведений. Сюда входит умение правильной постановки и достижения целей.

ИКТ-компетентность общепедагогического характера – педагог должен уметь обращаться со средствами визуальной коммуникации, печатными или экранными, создавать собственных архив наработок в этой сфере, анкеты-характеристики учеников, проводить дискуссии в телекоммуникационной среде и др.

ИКТ-компетентность предметно-педагогического характера –¬ учитель обязан иметь навыки компьютерной обработки данных, уметь находить всю необходимую информацию по своему предмету.

Психолого-педагогические.

Общие и специальные предметные.

Методика диагностики уровня профессиональных компетенций учителей.

Диагностика уровня профессиональных компетенций учителей направлена на повышение уровня профессионализма учителя путем выявления и устранения проблем, связанных с непосредственным выполнением учителем своих профессиональных обязанностей.

Оценка уровня профессиональных компетенций учителей проходит посредством выполнения диагностических работ (предварительной, входной, итоговой) с использованием оценочных инструментов, разработанных на региональной уровне. Такая оценка проводится с целью выявления уровня компетенций учителя по наиболее значимым аспектам профессиональной деятельности .

Цель: получение достоверной информации об уровне сформированности профессиональных педагогических компетенций учителя.

Задачи :

Оценка уровня сформированности компетенций учителя по четырем блокам профессиональных педагогических компетенций: предметному, методическому, психолого-педагогическому, коммуникативному.

Выявление зависимости уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций учителя с данными о профессиональной деятельности учителя от общеобразовательной организации.

Выявление трудностей учителей, возникающих в процессе решения профессиональных задач.

Определение перспектив повышения квалификации учителей на основании выявленных профессиональных дефицитов.

Разработка рекомендации для проведения аттестации педагогических работников.

Принципы отбора параметров, характеризующих уровень компетенций учителя

В рамках диагностики проводятся процедуры оценки компетенций учителей с учетом принципов построения региональной системы учительского роста :

1. Система учительского роста должна быть организована в соответствии с

положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), Профессионального стандарта педагога, Дорожной карты по формированию и введению национальной системы учительского роста (НСУР).

2. Система учительского роста должна учитывать многообразие форм и видов деятельности в системе образования, в том числе: учебную работу; методическую работу; воспитательную работу.

3. Система учительского роста учителя должна быть комплексной и включать различные взаимосвязанные оценочные процедуры и механизмы, в том числе: процедуры оценки компетенций; процедуры повышения квалификации; механизмы профессиональной помощи и поддержки учителей; механизмы развития среды профессионального общения.

4.Оценка компетенций учителя как составная часть системы учительского роста должна основываться на многообразии форм и быть вариативной, выбор форм и направлений оценки должен осуществляться при участии самого учителя.

Виды диагностики уровня профессиональной компетенции учителя

1. Предварительная диагностика

Цель: диагностика уровня сформированности профессиональных компетенций учителей для проектирования содержания уровневых дополнительных профессиональных программ

Предварительная диагностика осуществляется посредством выполнения

диагностической работы, которая направлена на определению уровня сформированности предметной, методической, психолого-педагогической, коммуникативной компетенций учителя и выполняется в системе MOODLE, расположенной на сайте КИРО (вкладка «Дистанционное обучение»).

Инструментарий.

Диагностическая работа состоит из четырех блоков: предметного, методического, психолого-педагогического, коммуникативного. Каждый блок содержит по 10 тестовых заданий.

Структура тестовых заданий предполагает:

выбор 1 ответа,

выбор нескольких ответов,

установление соотношения,

установление последовательности,

формулировку краткого ответа

Матрица уровней владения компетенциями

Шкала оценки уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций учителя

Номер задания в тестовой форме

Уровень сформированности

1-6

I

7,8

II

9,10

III

 

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ

Уровень I (базовый) – характеризуется умением решать профессиональные

задачи с конкретно определенным условием.

Уровень II (средний) – характеризуется умением решать профессиональные

задачи в измененной ситуации.

Уровень III (высокий) - характеризуется умением решать профессиональные задачи, действуя в нестандартной ситуации, что предполагает не только

учет развивающихся и усложняющихся условий решения задачи, вариативность средств решения, но и использование новых методов и способов для их решения.

2. Входная диагностика

Цель: определить уровень сформированности предметной подготовки учителя как один из наиболее важных параметров с точки зрения способности учителя содержательно обеспечивать высокий уровень учебного процесса по образовательным программам заявленного уровня.

Объектом входной диагностики является знание содержания преподаваемого предмета в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, истории преподаваемого предмета и его места в мировой культуре и науке.

Инструментарий:

Задания в тестовой форме

Диктанты с грамматическими заданиями

Контрольные работы по предметам в форме ГИА и иные формы проверочных работ

Собеседование

Результативность.

Корректировка предметных модулей в рамках реализуемой дополнительной профессиональной программы (ДПП) повышения квалификации (ПК).

Входная диагностика регламентируется локальными нормативными документами: Регламентом предоставления услуги «организация и предоставление дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка)»

3. Итоговая диагностика

Цель: определить результативность освоения ДПП ПК в области совершенствования профессиональных педагогических компетенций

Инструментарий

Итоговая диагностика состоит из двух блоков:

- инвариантного (тестирование по итогам освоения ДПП ПК)

-вариативного (защита проектов, собеседование, открытые уроки, мастерклассы, решение профессиональных задач и др.). Содержание и форма данного блока определяется решением кафедры.

Результативность

1. Рекомендации к обобщению и представлению профессионального опыта на муниципальном или региональном уровне, в том числе размещение на сайте института во вкладке «Лучшие педагогические практики», публикации в региональном научно-педагогическом журнале «Педагогический поиск», издания отдельных методических материалов и др.

2. Рекомендации к аттестации на первую (высшую) квалификационную категорию.

3. Построение индивидуального образовательного маршрута учительского роста.

4. Рекомендации для рассмотрения кандидатуры учителя в состав наставников в системе общего образования Ставропольского края в целях координации деятельности по развитию профессиональной компетентности молодых учителей общеобразовательных организаций, а также повышения качества результатов деятельности учителей, имеющих дефициты профессиональных компетенций (предметной, методической, психолого-педагогической, коммуникативной)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Информация полезная! Хотелось бы ознакомиться с источниками.

25 January

Похожие публикации