Статья на тему «Новый профессиональный стандарт педагога. Методики оценки профессиональных педагогических компетенций учителя в новых условиях»
Новый профессиональный стандарт педагога. Методики оценки профессиональных педагогических компетенций учителя в новых условиях .
Асиновская М.Г.
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 18 г. Ставрополя
Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ с 1 сентября 2022 года для учителей вводится новый стандарт работы.
Для кого этот стандарт?
Предшествующая редакция была нацелена на педагогов, работающих в сфере дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть на воспитателей и учителей. Новый стандарт, действующий до 1 сентября 2028 года, создан исключительно для учителей в школах.
Для чего этот стандарт?
Есть пояснительная записка к документу, в которой о причинах введения нового профессионального стандарта говорится следующее:
• это изменения, ранее внесенные в ФЗ «Об образовании», а именно допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ;
• это утвержденные в 2021 году новые наименования квалификаций и требования к ним;
• это несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ».
Какие изменения?
Новый стандарт фиксирует два основных квалификационных уровня школьных педагогов: уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).
В зависимости от этого различаются их трудовые функции и новые профессиональные компетенции педагога.
Уровень 5 включает такой профессиональный функционал: освоение программ всех уровней общего образования на основании типовых методических указаний.
Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:
• деятельность педагога, направленная на выполнение стандартных задач всех уровней общего образования;
• педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
• создание программ и методик всех уровней общего образования.
В зависимости от уровня меняются и требования к образованию и повышению квалификации педагогов:
Для 5 уровня достаточно справки о периоде обучения с подтверждением успешного прохождения промежуточной аттестации за срок не менее трех лет обучения по программе «Образование и педагогические науки».
Для уровня 6 требуется либо высшее образование по расширенной группе направлений подготовки «Образование и педагогические науки», либо высшее и дополнительное профессиональное образование, дающее основание и право вести педагогическую деятельность, или программы подготовки работников среднего звена по расширенной группе специальностей «Образование и педагогические науки».
Компетентностный подход в педагогике
По сложившейся традиции перед школьным образованием ставилась цель выпустить ученика с определенным перечнем знаний, умений и навыков. На сегодняшний день такой подход зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Обществу требуются не просто люди с нужной информацией в голове и способностью ее излагать, а думающие, включенные в жизнедеятельность, самостоятельно находящие пути решения рабочих и личных задач члены социума.
А для достижения этого нужны не только полученные ЗУНы, но и дополнительные умения учителя, которые можно определить, как «компетенции» и «компетентности», отвечающие вызовам современного образовательного процесса.
Чтобы внедрить такие понятия в повседневную деятельность средней школы, нужно множество изменений: в содержании и методиках образования, уточнение видов деятельности, необходимых для изучения в рамках отдельных предметов. В компетентностном подходе выпускника оценивают именно по компетенциям, то есть тому, что он способен сделать, какими видами деятельности владеет, к чему он подготовлен.
Суть компетентностного подхода в последовательном изменении главенствующей парадигмы образования с превалирующей трансляцией знаний, обучения навыкам, на создание условий для получения комплекса компетенций, в которые вложен потенциал, приспособленность выпускника к жизненным условиям и устойчивости в современном мире, с его сложным социально-политическим, рыночно-экономическим, информационно и коммуникационно-насыщенным пространством.
Наравне с термином «профессиональная компетенция педагога» можно встретить и синонимичное понятие «компетентность». В эти относительно недавно появившиеся в лексиконе российской педагогики термины вкладывают разную смысловую нагрузку.
Сами слова «компетенция» и «компетентность» несколько отличаются в ключевом значении. В толковом словаре русского языка Д. Ушакова дается определение компетенции как круга вопросов и явлений, в которых человек обладает познанием, является авторитетным и опытным. Компетентный в этом словаре ¬ это осведомленный, являющийся признанным авторитетом в какой-либо области знаний и умений.
В словаре иностранных слов понятие «компетентный» объясняется как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Во французском языке есть слово competent, что в переводе означает «компетентный, правомочный». Оно, как правило, применяется в юридическом контексте.
В значении английского competence доминирует смысл качества личности, то есть компетенция приравнивается, по сути, к способности. Если не брать во внимание юридическую терминологию, то понятия «компетенция» и «компетентность» практически синонимы.
Вот контексты, в которых чаще используют понятие «профессиональные компетенции педагога»:
• Для обозначения определенного образовательного результата, который наглядно отображен в степени подготовки, самостоятельности выпускника, в практическом овладении методами, средствами деятельности и возможности решать поставленные задачи.
• Для выражения такого сочетания знаний, умений и навыков, которое делает возможным ставить цели и добиваться результатов по изменению окружающей действительности. В русском языке добавление суффикса «-ность» имеет значение степени овладения каким-либо качеством, по этой причине понятием «компетентность» обычно обозначают профессиональные качества и уровень владения ими.
Под компетентностью чаще всего понимают такие личностные характеристики, которые заметны по общей способности и готовности человека к деятельности, основываясь на собственных знаниях и наработках, приобретенных в процессе обучения и интеграции в социум и ориентированных на самостоятельное и положительное участие в общественных процессах.
Из этого можно сделать заключение, что понятия компетенций и компетентности существенно объемнее понятий знаний, умений и навыков, так как в первые включены также такие факторы, как особенность личности, ее способность ломать стереотипы, вникать в суть проблем, быть проницательным и гибко мыслить.
Сюда входит и характер человека – его самостоятельность, целеустремленность, сила воли. Компетентностью также можно назвать наличие у индивида соответствующей компетенции, которое включает его субъективное отношение к ней и предмету работы.
Значения слов «компетенция» и «компетентность» системные и состоят из множества компонентов. Ими определяется некий круг предметов и процессов со своей классификацией и иерархией, реализация которых проходит на различных уровнях, таких как умственные операции, практические действия, логика.
Классификация и перечень компетенций педагога
Современная школьная система диктует педагогическому составу требование постоянного развития, получения новых техник и приемов обучения. При этом учитель должен быть целеустремленным, дисциплинированным, упорным, внимательным, гибким в мышлении.
Важны не только личностные качества, у педагога приветствуются такие профессиональные характеристики, как научная увлеченность, широкий кругозор, красноречие, умение вести за собой и многие другие. Таким образом, портрет настоящего учителя складывается из знания своего предмета, личностных особенностей и профессиональных навыков.
Исходя из этого ФГОС определяет, какие профессиональные компетенции в профессиональном стандарте педагога, включающие требования к названным выше умениям и навыкам, необходимы для качественного выполнения его обязанностей. Рассмотрим отдельно основные профессиональные и личностные компетенции педагога.
Ключевыми личностными компетенциями являются:
Преподаватель должен обладать навыками профессионального самоопределения, саморазвития, в том числе при ведении различных видов обучающей деятельности. Приветствуется наличие у учителя активной жизненной позиции, умения работать на результат и брать ответственность за плоды своего труда, слова и поступки.
Педагогу важно иметь критическое мышление, соблюдать нравственные и этические границы, быть верным основам профессиональной этики. Он должен в полной мере понимать значение своей роли и необходимости достижения профессиональных компетенций педагога по ФГОС.
Педагогу важно умение работать в группе и брать на себя ответственность за руководство и достижение общих результатов. Значимая компетентность – навык взаимодействия с коллегами, умение проявлять интерес и толерантность, выручать и поддерживать в случае необходимости, а также объективно оценивать свои способности.
Немаловажная профессиональная компетенция педагога образовательной организации, которая заключается в умении соответствовать социальным требованиям и нормам, при этом здраво смотреть на происходящее и иметь твердые убеждения. Важна терпимость по отношению к различным традициям и культурным ценностям, наличие интереса к опыту других государств и готовность обмениваться опытом, имеющим высокую практическую ценность.
Преподаватель должен уметь справляться с поставленными задачами как лично, так и при взаимодействии с коллективом, быть сдержанным и находить компромисс в конфликтных ситуациях. Обязательно стремление к профессиональному успеху, сопровождающееся положительным настроем.
Основные компетенции деятельностной или профессиональной направленности
• Педагогические в части процесса обучения – имеется в виду наличие высшего профильного образования, способности применять современные педагогические методики и привлекать к процессу обучения всех детей, включая имеющих особые потребности. Существует документ, декларирующий профессиональные компетенции педагога, необходимые при работе с учениками с ОВЗ.
• Педагогические в части воспитательного процесса – педагог должен обладать умением налаживать общение с учениками и управлять поведением, отстаивать их интересы и др.
• Педагогические в части развивающего процесса – развитие этих профессиональных компетенций педагога обеспечивает умение применять в деятельности разноплановые подходы, формировать универсальные учебные действия учеников, обладать технологиями для работы с детьми с разными темпераментами и многие другие.
• Общие инструментальные компетенции учителя по ФГОС – комплекс компетенций, состоящий из навыков педагога при обработке различных информационных данных, а также способности работать с разными типами сведений. Сюда входит умение правильной постановки и достижения целей.
• ИКТ-компетентность общепедагогического характера – педагог должен уметь обращаться со средствами визуальной коммуникации, печатными или экранными, создавать собственных архив наработок в этой сфере, анкеты-характеристики учеников, проводить дискуссии в телекоммуникационной среде и др.
• ИКТ-компетентность предметно-педагогического характера –¬ учитель обязан иметь навыки компьютерной обработки данных, уметь находить всю необходимую информацию по своему предмету.
• Психолого-педагогические.
• Общие и специальные предметные.
Методика диагностики уровня профессиональных компетенций учителей.
Диагностика уровня профессиональных компетенций учителей направлена на повышение уровня профессионализма учителя путем выявления и устранения проблем, связанных с непосредственным выполнением учителем своих профессиональных обязанностей.
Оценка уровня профессиональных компетенций учителей проходит посредством выполнения диагностических работ (предварительной, входной, итоговой) с использованием оценочных инструментов, разработанных на региональной уровне. Такая оценка проводится с целью выявления уровня компетенций учителя по наиболее значимым аспектам профессиональной деятельности .
Цель: получение достоверной информации об уровне сформированности профессиональных педагогических компетенций учителя.
Задачи :
Оценка уровня сформированности компетенций учителя по четырем блокам профессиональных педагогических компетенций: предметному, методическому, психолого-педагогическому, коммуникативному.
Выявление зависимости уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций учителя с данными о профессиональной деятельности учителя от общеобразовательной организации.
Выявление трудностей учителей, возникающих в процессе решения профессиональных задач.
Определение перспектив повышения квалификации учителей на основании выявленных профессиональных дефицитов.
Разработка рекомендации для проведения аттестации педагогических работников.
Принципы отбора параметров, характеризующих уровень компетенций учителя
В рамках диагностики проводятся процедуры оценки компетенций учителей с учетом принципов построения региональной системы учительского роста :
1. Система учительского роста должна быть организована в соответствии с
положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), Профессионального стандарта педагога, Дорожной карты по формированию и введению национальной системы учительского роста (НСУР).
2. Система учительского роста должна учитывать многообразие форм и видов деятельности в системе образования, в том числе: учебную работу; методическую работу; воспитательную работу.
3. Система учительского роста учителя должна быть комплексной и включать различные взаимосвязанные оценочные процедуры и механизмы, в том числе: процедуры оценки компетенций; процедуры повышения квалификации; механизмы профессиональной помощи и поддержки учителей; механизмы развития среды профессионального общения.
4.Оценка компетенций учителя как составная часть системы учительского роста должна основываться на многообразии форм и быть вариативной, выбор форм и направлений оценки должен осуществляться при участии самого учителя.
Виды диагностики уровня профессиональной компетенции учителя
1. Предварительная диагностика
Цель: диагностика уровня сформированности профессиональных компетенций учителей для проектирования содержания уровневых дополнительных профессиональных программ
Предварительная диагностика осуществляется посредством выполнения
диагностической работы, которая направлена на определению уровня сформированности предметной, методической, психолого-педагогической, коммуникативной компетенций учителя и выполняется в системе MOODLE, расположенной на сайте КИРО (вкладка «Дистанционное обучение»).
Инструментарий.
Диагностическая работа состоит из четырех блоков: предметного, методического, психолого-педагогического, коммуникативного. Каждый блок содержит по 10 тестовых заданий.
Структура тестовых заданий предполагает:
• выбор 1 ответа,
• выбор нескольких ответов,
• установление соотношения,
• установление последовательности,
• формулировку краткого ответа
Матрица уровней владения компетенциями
Шкала оценки уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций учителя
Номер задания в тестовой форме |
Уровень сформированности |
1-6 |
I |
7,8 |
II |
9,10 |
III |
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ
• Уровень I (базовый) – характеризуется умением решать профессиональные
задачи с конкретно определенным условием.
• Уровень II (средний) – характеризуется умением решать профессиональные
задачи в измененной ситуации.
• Уровень III (высокий) - характеризуется умением решать профессиональные задачи, действуя в нестандартной ситуации, что предполагает не только
учет развивающихся и усложняющихся условий решения задачи, вариативность средств решения, но и использование новых методов и способов для их решения.
2. Входная диагностика
Цель: определить уровень сформированности предметной подготовки учителя как один из наиболее важных параметров с точки зрения способности учителя содержательно обеспечивать высокий уровень учебного процесса по образовательным программам заявленного уровня.
Объектом входной диагностики является знание содержания преподаваемого предмета в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, истории преподаваемого предмета и его места в мировой культуре и науке.
Инструментарий:
Задания в тестовой форме
Диктанты с грамматическими заданиями
Контрольные работы по предметам в форме ГИА и иные формы проверочных работ
Собеседование
Результативность.
Корректировка предметных модулей в рамках реализуемой дополнительной профессиональной программы (ДПП) повышения квалификации (ПК).
Входная диагностика регламентируется локальными нормативными документами: Регламентом предоставления услуги «организация и предоставление дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка)»
3. Итоговая диагностика
Цель: определить результативность освоения ДПП ПК в области совершенствования профессиональных педагогических компетенций
Инструментарий
Итоговая диагностика состоит из двух блоков:
- инвариантного (тестирование по итогам освоения ДПП ПК)
-вариативного (защита проектов, собеседование, открытые уроки, мастерклассы, решение профессиональных задач и др.). Содержание и форма данного блока определяется решением кафедры.
Результативность
1. Рекомендации к обобщению и представлению профессионального опыта на муниципальном или региональном уровне, в том числе размещение на сайте института во вкладке «Лучшие педагогические практики», публикации в региональном научно-педагогическом журнале «Педагогический поиск», издания отдельных методических материалов и др.
2. Рекомендации к аттестации на первую (высшую) квалификационную категорию.
3. Построение индивидуального образовательного маршрута учительского роста.
4. Рекомендации для рассмотрения кандидатуры учителя в состав наставников в системе общего образования Ставропольского края в целях координации деятельности по развитию профессиональной компетентности молодых учителей общеобразовательных организаций, а также повышения качества результатов деятельности учителей, имеющих дефициты профессиональных компетенций (предметной, методической, психолого-педагогической, коммуникативной)
Кияйкина Наталья Федоровна