"Звёздочки сцены"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Звёздочки сцены»
возраст обучающихся 5-7 лет
срок реализации 1 год
Разработчик: Данилова Елена Александровна
Направленность: художественная
Новизна программы: заключается в том, что здесь демонстрируется интеграция предметов художественно- эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Звёздочки сцены» (для воспитанников дошкольного возраста) разработана в соответствии с:
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11. 2018 № 196);
Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844);
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
Сан ПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей молодежи».
Актуальность программы обусловлена ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приказ №273 от 29.12. 2012г, и введением ФГОС пр. №661 от 05.05.2013г.
Проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования.
Речь – это важнейшая творческая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Речь и речевое общение направленно на развитие коммуникативной компетентности, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками). Коммуникативная компетентность рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфических детских видов деятельности – коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр.
В настоящее время большое количество воспитанников дошкольного возраста организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют нарушения коммуникативной функции речи, которые проявляются в следующем:
в неумении планировать совместную деятельность в речевом общении;
зачастую дети затрудняются передать содержание впечатления, сюжета, сказки;
неинициативны во время вступления в речевые контакты;
не могут поддержать простой разговор;
не умеют слушать других и выражать свои мысли словами
испытывают затруднения в составлении творческих рассказов и др.
В практике работы с детьми дошкольного возраста зачастую судят только по внешним характеристикам речи. Чаще всего воспитатели обращают внимание на четкость произношения звукового состава слова, на четкость произношения фонем, на умения согласовывать слова в предложениях, на умения ребенка формулировать высказывания, составлять простые сообщения и рассказы, а также на наличие заикания или других «грубых» дефектов речевой деятельности. В связи с таким внешним «логопедическим» пониманием речевого развития, часто остаются за пределами внимания более существенные характеристики речи ребенка. Любая программа дошкольного воспитания определяет задачи развития языка и речевой деятельности дошкольника как умение использовать язык в процессе рождения связного текста. Это очень важная сторона коммуникативного развития дошкольника. Ребенка надо учить отвечать на вопросы взрослого, задавать их, высказываться, налаживать совместную деятельность со сверстниками, устанавливать положительные контакты, поддерживать разговор, беседу. И одним из факторов разрешения этих проблем может быть театр или совместное театрализованное действие. В результате театрализованной деятельности дети могут найти и почерпнуть практический материал для развития навыков общения. Активное и эмоциональное проживание в образах героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра. Возможность проигрывать ситуацию – это способ, помогающий активно и созидательно относиться к собственной судьбе. Великодушие, помощь нуждающемуся человеку, умение прощать – важнейшие проявления качества характера. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации. Проигрывая определенный сценарий (стишок, короткую сказку), дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию. В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с взрослыми и сверстниками.
Цель программы: развивать способности детей средствами театрального искусства.
Задачи:
Развивать у детей интонационную выразительность речи: умение чисто и четко проговаривать все звуки, согласовывать слова в предложениях
Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, сообразительность, инициативу, память, внимание.
Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции и чувства.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуры речи, диалогическую речь, интонационный строй.
Познакомить с различными видами театра.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Отличительной особенностью: программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Требования к обучающимся: дети дошкольного возраста.
Срок реализации программы: 1 год
Ожидаемые результаты:
Планируемые качества освоения программы
Любознательный, активный - проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.
Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками - понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила - чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Имеющий первичные представления - об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),адекватные возрасту мира природы - совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.
Овладевший необходимыми умениями и навыками - имеет представление о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).
Предполагаемые умения и навыки:
Воспитанники должны уметь: - разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты)
- с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов.
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами,
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.
должны знать:
- некоторые виды театров,
- некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном.
должны иметь представление:
- о театре, театральной культуре.
- роли артистов, кукол.
- о правилах поведения в театре.
Предполагаемые умения и навыки.
Воспитанники:
Умеют действовать согласованно.
Запоминают заданные позы.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
В процессе обследования используются методы: - наблюдение (в процессе индивидуальной работы, игры, занимательной деятельности);
- беседа (в процессе знакомства с новыми художественными произведениями, занятий по театрализованной деятельности, в процессе индивидуальной работы);
- изучение результатов деятельности (изучение рисунков, конструкций, практических действий по театрализации), обсуждение нравственно- этических ситуаций из художественных произведений или из личного опыта,
- проблемная ситуация. Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ спектакля.
Средства обучения
- музыкальный центр
- проектор
- ноутбук
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр
- костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- элементы костюмов для создания образов;
- сценический грим.
- сценарии инсценировок, книги.
Формы театрализованной деятельности:
Спектакли с участием воспитанников школьного возраста.
Театральные праздники для детей разного возраста и разных возможностей (совместная организация).
День открытых дверей.
Учебный план
Форма обучения: очная
Режим обучения: дошкольный возраст – 1 занятие в неделю, по 30 минут.
Учебно-тематический план
№ | Наименование модулей, разделов, тем | Общая трудоемкость | В том числе | Форма контроля | ||
Всего часов | теория | практика | ||||
1. | Театральная игра 1.1. Знакомство . 1.2.Знакомство со сказкой «Репка». Распределение ролей. 1.3. Изготовление костюмов. Репетиция сказки. 1.4. Сочинение этюдов по сказкам. Импровизация игры-драматизации на темы знакомых сказок. 1.5. Творческие игры со словами. 1.6.Знакомство со сказкой «Теремок». Обсуждение героев сказки, Распределение ролей. 1.7. Репетиция сказки «Теремок» 1.8. Сочинение этюдов по сказке «Теремок» 1.9. Показ сказки «Теремок» | 5ч30мин | 30мин 30мин - 30мин
- 30мин - 30мин | - -
60мин 30мин
30мин 30мин 30мин | Драматизация сказки | |
2. | Ритмопластика 2.1.Игры. Жесты. Упражнения в попеременном напряжении мышц. 2.2.Разнообразные жесты. Пластиковая импровизация. 2.3.Отработка движений и текста. 2.4.Пластическая импровизация. 2.5.Образы главных героев сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?» 2.6.Свободная импровизация. Игры, жесты | 4ч 30м | - - - | 60мин 30мин 90 мин 30мин 30мин 30 мин | | |
3. | Культура и техника речи 3.1.Речевое дыхание. Веселые слова и фразы 3.2.Техника речи. Дыхание, громкость. Тембр 3.3.Дикция. Скороговорки 3.4.Работа над дикцией, произношением. Стихи, скороговорки. 3.5. Дикция. Скороговорки 3.6.Понятие «тон голоса», «речь», «Общение» 3.7.Инсценировка рассказа 3.8.Чтение стихов | 4ч30мин | - 30мин - - - 30мин |
30мин - 30мин 60мин 30мин
30мин 30мин | Участие в конкурсе чтецов | |
4 | Основы театральной культуры 4.1.Виды театрального искусства: драматические, музыкальные, кукольный театр 4.2.Экскурсия в ДК «Восход» 4.3.Постановка сказки «Кто сказал МЯУ?»» 4.4.Экскурсия в библиотеку 4.5.Правила поведения на концерте, в театре 4.6. Фестиваль сказок. 4.7.Экскурсия в ДШИ (детская школа искусств) | 3ч 30мин | 30мин 30мин 30мин 30мин 30 мин. | - - 30мин
- - 30мин - | фестиваль сказок | |
5. | Всего | 18ч | 6ч | 12ч | 36ч |
Содержание программы
1.Театральная игра
1.1. Теория: Знакомство .
1.2. Теория: Знакомство со сказкой «Репка». Распределение ролей.
1.3. Практика: Изготовление костюмов.
Практика: Репетиция сказки.
1.4. Теория: Сочинение этюдов по сказкам.
Практика: Импровизация игры-драматизации на темы знакомых сказок.
1.5.Практика: Творческие игры со словами.
1.6. Теория: Знакомство со сказкой «Теремок». Обсуждение героев сказки, Распределение ролей.
1.7.Практика: Репетиция сказки «Теремок»
1.8. Теория: Сочинение этюдов по сказке «Теремок»
1.9. Практика: Показ сказки «Теремок».
2.Ритмопластика
2.1. Практика: Игры. Жесты. Упражнения в попеременном напряжении мышц.
Практика: Игры. Жесты. Упражнения в попеременном напряжении мышц.
2.2. Практика: Разнообразные жесты. Пластиковая импровизация.
2.3. Практика: Отработка движений и текста.
Практика: Отработка движений и текста
Практика: Отработка движений и текста.
2.4. Практика: Пластическая импровизация.
2.5.Практика: Образы главных героев сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?»
2.6.Практика :Свободная импровизация. Игры, жесты
3. Культура и техника речи
3.1. Практика: Речевое дыхание. Веселые слова и фразы
3.2. Теория: Техника речи. Дыхание, громкость. Тембр
3.3. Практика: Дикция. Скороговорки
3.4. Практика: Работа над дикцией, произношением.
Практика: Стихи, скороговорки.
3.5. Практика: Дикция. Скороговорки
3.6. Теория: Понятие «тон голоса», «речь», «Общение»
3.7. Практика: Инсценировка рассказа
3.8. Практика: Чтение стихов
4.Основы театральной культуры
4.1 Теория: Виды театрального искусства: драматические, музыкальные, кукольный театр
4.2. Теория: Экскурсия в ДК «Восход»
4.3. Практика: Постановка сказки «Кто сказал МЯУ?»
4.4. Теория: Экскурсия в библиотеку
4.5. Теория: Правила поведения на концерте, в театре
4.6. Практика: Фестиваль сказок
4.7. Теория: Экскурсия в ДШИ (Детская школа искусств)
Методические рекомендации для реализации программы
Театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативной активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.
Очень важна диагностика коммуникативных отношений у дошкольников на ранних этапах его развития. Только в это время можно произвести коррекцию отношений, совершенствование у детей способов построения взаимоотношений со сверстниками, сочетаемое с переориентацией сложившегося мнения сверстников; дальнейшая организация взаимодействия поможет вернуть веру в себя, радостное настроение, увеличить инициативу к завязыванию контактов.
Коммуникативные навыки необходимы и на развивающих занятиях по подготовке к школе. Ведь любое занятие строится на общении взрослого с ребенком или ребенка с ребенком. И для эффективного получения новых знаний и умений, ребенку также необходимо прежде приобрести элементарные навыки общения. Не находя контактов со сверстниками или взрослыми, ребенок теряет темпы развития интеллектуальной сферы. Например, излишне упрямясь, или чрезмерно тревожась. Поэтому, первая задача воспитателей – помочь ребенку адаптироваться в социуме.
Важным условием успешного поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и т.д. Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.
В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.
Выбор произведений для театрализованной деятельности обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия.
Основной формой проведения занятий по программе является игра. Игровое занятие кружка как особая форма общения в процессе театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов, а также на развитие двигательных умений и навыков.
Использованная литература:
1. Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Детский сад с любовью).
2. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. Дополнительная литература:
1.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.
2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
3. Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. М.: Просвещение, 1994. – 128с.
3. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
4. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е.В.Мигунова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
Учебно – методическое обеспечение:
1.Барташникова И.А. Учись играя: игры и тесты для детей, с.247- Издательство «Фолио»,1997г.
2. Блинова Л.Ф. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка/Казань, Новое знание, 2006.
3. Дронова Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений/М.-Линка-Пресс,2006, с.17, 76-93,
4.Синицына Е.И. Умные пальчики: популярное пособие для родителей, гувернеров, воспитателей/М.-Лист, 1998.
5. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений/В.М.Минаева. – М.: Аркти, 2000.