Конспект урока литературы «Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев» (7 класс)

5
0
Материал опубликован 15 December 2023

Тема: Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

Цель урока: выявление качеств характера главного героя и запорожских казаков.

Образовательные: углубить первоначальное восприятие образа Тараса, формировать представления о сложности и многогранности характеров героев, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и патриотизм; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

Развивающие: развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ; развивать умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, выявить авторское отношение к героям и событиям; формировать умения аргументировать свою позицию;

Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости, чувство товарищества; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.


Эпиграф к уроку: “Писать надо сжато, рассказывать обязательно

о сильных человеческих переживаниях, острых ситуациях и ярких характерах.”

Джек Лондон

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над исторической повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», события которой переносят нас в суровый 16 век, когда захватчики терзали Украину и на защиту своей Родины поднялся весь украинский народ. Вы познакомились с образом главного героя повести и его сыновей, многое узнали о них и о роли Запорожской Сечи в национально –освободительной борьбе украинского народа.

Учитель: Наша задача на уроке – научиться быть внимательными, вдумчивыми, размышляющими читателями. Давайте проверим, кто наиболее внимательно читал повесть! Предлагаю небольшой тест по прочитанным главам.

2. Тест.

1. Тема произведения Н. В Гоголя «Тарас Бульба»:

а) история семьи Тараса;

б) быт и нравы Запорожской Сечи;

в) героическая борьба русского и украинского народов с польской шляхтой.

2. Смысл жизни старого Тараса состоит в:

а) в воспитании достойных сыновей;

б) защите родной земли;

в) поддержании традиций Запорожской Сечи.

3. К какому роду литературы относится повесть «Тарас Бульба»?

а) эпосу;

б) лирике;

в) драме.

4. Кто в произведении Н. В.Гоголя является центральной фигурой?

а) Остап;

б) Андрий;

в) Тарас Бульба.

5. Какой художественный прием использует Н. В. Гоголь для создания образов братьев?

а) гиперболу;

б) метафору;

в) параллелизм;

г) антитезу.

6. Кого из своих сыновей Тарас назвал «мазунчик»?

а) Андрия;

б) Остапа.

7. Степь для казаков олицетворяла собою:

а) дикие поля для хлебопашества;

б) раздолье, волю и гульбу;

в) милую сердцу родину.

8. Каково основное занятие жителей Запорожской Сечи в мирное время?

а) торговля;

б) гульба;

в) дипломатическая деятельность.

9. Как объясняется значение названия «Запорожская Сечь»?

а) от названия города Запорожье;

б) за порогами Днепра и засеки;

в) запороть и засечь казака за невыполнение законов.

10. Сколько раз закапывал Остап свой букварь?

3. Обращение к иллюстрациям А. Герасимова, П. Соколова, И. Кибрика. 

- Какие эпизоды запечатлены на иллюстрации? Подберите к ним заголовки из текста повести.

III. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.

1. Обращение к эпиграфу.

Эпиграфом к уроку я взяла слова Джека Лондона: «Писать надо сжато, рассказывать обязательно о сильных человеческих переживаниях, острых ситуациях и ярких характерах.»

- Как вы понимаете это высказывание?(Советует писать кратко, но о самом главном, о том, что волнует людей, об их чувствах, переживаниях, героями должны быть сильные, незаурядные личности, чтобы хотелось равняться на них, быть похожими на них.)

- Кого вы можете отнести к таким ярким характерам из недавно изученной поэмы Лермонтова? Из рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни»?

- К кому в гоголевской повести применимо данное определение «яркий характер»?

- О чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

2. Самостоятельное формулирование темы урока.

(«Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев».)

Основные вопросы, которые мы должны решить: 1) Можно ли Тараса Бульбу считать яркой, сильной личностью? 2) Что он считает главным в жизни? 3) Каким предстаёт в «острой ситуации» - в бою?

3. Беседа.

- Что уже знаете о герое? Какое мнение сложилось о нём?

(Рассказ о Тарасе Бульбе).

- С какой стороны он нам уже раскрылся?

- Что повлияло на его характер, поведение? (бранное, трудное время.)

 Вывод: Тарас – образ сложный, противоречивый и в то же время удивительно цельный и законченный. – Это живой, реальный человек со своими плюсами и минусами. Тарас резок, грубоват, а то и просто груб, упрям, крут; иногда его упорство граничит с самодурством и жестокостью. Тарас Бульба бессердечен в отношении жены. Это, конечно, вызывает чувство протеста. Он любит свою родину, ценит людей мужественных, смелых и отважных. Любит своих сыновей.

 - Итак, ваше мнение о главном герое неоднозначно. Через что раскрывается человек? Его характер? (через поступки, речи).

 - Какие поступки человека показывают его истинную сущность? (поступки в экстремальных ситуациях, перед лицом смерти, когда человек стоит перед нравственным выбором).

- Обратимся к 9 главе, которая рисует бой под Дубно. Посмотрим, как раскрывается характер героя в бою, в решающей битве запорожских казаков. Наша основная задача – понять, в чём же видели смысл жизни запорожские казаки, какие качества характера проявляют и какие нравственные уроки преподносит нам повесть.

IV. Поиск решения учебной задачи – открытие нового знания.

1 Выборочное чтение и анализ 9 главы.

- Какие события происходят в начале главы? Что нового узнали из неё о Тарасе Бульбе?

(Товарищи единогласно избирают Бульбу своим атаманом. «Нет из на никого равного ему в доблести», - говорят казаки.)

- Посмотрим, а каков же Тарас Бульба в роли полководца.

- Одним из средств создания характеристики литературного героя являются его высказывания. Наиболее ярким высказыванием Тараса являются его слова, обращённые к казакам перед началом боя, - речь о товариществе.

2. Выразительное чтение отрывка – речи Тараса Бульбы о товариществе. Беседа:

- Почему он произносит эту речь?

(Видит, что казаки приуныли после того, как разделились, хочет поднять их боевой дух, хочет также высказать всё, что накопилось в душе его.)

Тарас как будто размышляет вслух, делится сокровенным с людьми, которых очень ценит. Он убеждён, что казаки, собравшиеся вокруг, поймут его, рассчитывает на силу товарищества, заключающуюся в единстве мыслей.

- Каким чувством пронизана речь Тараса? (любовью к родине, готовностью защищать её, уверенностью, что все его товарищи едины в своём стремлении.)

- Что было главного в речи Бульбы? В каких словах содержится главная мысль речи?

Прочитайте фрагменты, в которых нашла отражение гражданская позиция Тараса.

(«нет уз святее товарищества», «таких, как в Русской земле, не было таких товарищей», «так любить, как русская душа, никто не может»).

- Каким предстаёт Тарас Бульба? (глубоко верящим в товарищество, беспощадным к врагу, патриотом своей родины. Его заветная мечта – освободить родную землю от чужеземного гнёта. С глубоким презрением и ненавистью относится к тем, кто не заботится об интересах родной земли, к тем, кто изменяет ей.)

3. Обращение к иллюстрации Е.А.Кибрика, изображающей Тараса во время выступления перед казаками. 

- Каким изображён Тарас? (с высоко поднятой рукой, выражение его лица сурово. Жест оратора свидетельствует о том, что Тарас хочет поднять боевой дух казаков, призвать их к подвигам и одновременно как бы грозит кому-то.)

4. Отношение автора к героям и событиям повести.

- Тарас призывает казаков бороться, показать, на что способен русский человек. А каково отношение автора к этому? Разделяет ли Гоголь точку зрения Тараса? Найдите в тексте подтверждение. В каком описании звучит голос автора?

- Как описывается начало боя? (выразительное чтение эпизода).

- Какие средства выразительности использует автор при описании пушки? (Метафоры: «страшно глядела она широкой пастью», «тысячи смертей глядело оттуда», «тяжело ревнули широкими горлами…»).

- С какой целью? (чтобы ярче, полнее показать весь ужас происходящего – войну, несущую множество смертей.)

- Почему автор не разделяет точку зрения Тараса Бульбы? (война – это горе матерей и всех родных.)

5. Анализ эпизода «Бой под Дубно».

И лишь когда речь заходит о самом бое под Дубно, автор становится активным участником этого боя, он полностью на стороне казаков. Проследим, как изображает Гоголь вторую битву под Дубно, как ведут себя запорожцы.

- Назовите имена героев Сечи. (Мосий Шило, Кукубенко, Степан Гуска, Бовдюг, Балабан.)

Прочитайте эпизоды, посвящённые делам и подвигам этих героев.

(выразительное чтение эпизодов героической битвы и гибели казаков.)

- На каких героев похожи казаки? (Гоголь придаёт им сходство с былинными богатырями: также бьются за родную землю, за веру.)

- Какие качества характера проявляют в бою? (проявляют мужество, стойкость, героизм.)

- Что движет ими? Какая сила? (любовь к родной земле.)

- Обратите внимание на то, какие слова произносят перед смертью казаки. Умирая, человек думает о самом главном в жизни. О чём думают они?

(Простые слова прощания гоголевских героев говорят о том, что смысл жизни запорожцев заключён в подвиге во имя большой цели. Умирают с верой, что победят. Гордо, искренне, с любовью думают они о земле.)

- Любовь к Родине – это та святыня, без которой человек не может жить. Послушайте стихотворение И. Кобзева, в котором он пишет о традициях донских казаков, и скажите, как оно перекликается с повестью Гоголя.

6. Чтение стихотворения И. Кобзева.

Казаки усядутся на брёвна
В тихие донские вечера,-
И неспешно песня повествует,
Как уходит войско на врага, как один лихой казак тоскует,

Ибо нет коня у казака…

Тут велит ему молода жена:

Ты заложь меня да купи коня,
Врагов выгонишь – меня выкупишь”.

Помню, пронимало аж до дрожи, -
Вон, как надо дело понимать:
Родина родной жены дороже,
Родина любимее, чем мать!
Знать у казаков судьба такая,
Кровные обычаи свои:
Казаки поют об отчем крае
Чаще, чем о ласковой любви… (И. Кобзев)

- Что их сближает? Какова главная мысль стихотворения?

(Объединяет эти произведения идея защиты своей Родины. Вспомним: в повести казаки погибают в бою, но последние слова их: “Пусть же славится до конца века Русская земля!”)

Тема любви к родине — это вечная тема. Автор показал, как надо любить свою родину.

7. Беседа.

- Так о чём же рассказывается в повести? Какова её тема? Дать краткий ответ.

( О героических подвигах запорожских казаков, об их мужестве и непреклонности в борьбе за родной край, рассказ о целом народе, о его могучих силах.)

Тема произведения: героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение).

- А какова основная идея произведения? Во имя чего боролись казаки?

(Идея – любовь к родине, готовность отдать всё за благо и счастье отчизны.)

- Не случайно В.Г. Белинский назвал повесть Гоголя «поэмой о любви к родине».

- Вернёмся к образу главного героя. Как ведёт себя Тарас Бульба в битве под Дубно?

(как опытный воин, умелый полководец).

- В каком эпизоде особенно чувствуется уважение и доверие к Тарасу со стороны казаков?

(«Не успел сказать Голокопытенко, скачет Вовтузенко…»)

- Для казаков Тарас – символ мужества, героизма, товарищества.

- С какими словами обращается Тарас к казакам, стараясь подбодрить их?

- Почему Тарас обращается к казакам трижды? В каких произведениях встречается такой приём? (Троекратный повтор в устной народной традиции носит характер магического заклинания. В обращении Тараса мы чувствуем намерение оградить товарищей от беды, вдохнуть в них новые силы.)

- Это выражение Тараса стало народной поговоркой, афоризмом. Как вы понимаете его смысл? (его мы произносим, когда говорим о высоком моральном духе людей.)

- Что испытывают казаки после таких слов? (Видят, что их атаман ещё бодрый, и в них самих вливаются силы.)

- То есть, слова Тараса помогают казакам вновь идти единым строем.

- Чем закончилась битва под Дубно для запорожцев, для Тараса, Остапа и Андрия?

Об этом речь впереди…

V. Воспроизведение нового знания. Самоконтроль и самооценка полученного знания.

1. Обратимся к эпиграфу урока и вопросам, поставленным в начале урока.

- Изменилось ли ваше представление о главном герое? Можно ли Тараса Бульбу отнести к ярким, сильным личностям? Дополните его характеристику. Каким вы его увидели?

(Он отличный воин, мужественный и находчивый. Он выделяется из рядов запорожцев своей дальновидностью, знанием врага - теми качествами, которые более всего нужны казацкому атаману.)

Сформулируйте и запишите в тетрадь характерные черты Тараса Бульбы.  
(1.Любовь к родине и ненависть к врагам; 
2.Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость; 
3.Прямота и суровость нрава; 
4.Черты полководца; 
5.Чувство товарищества.) 

- Моральная сила Тараса — в его несокрушимой вере в силу товарищества и в любви к своей родине. Чувство любви к родине оказывается сильнее страха смерти, именно это чувство вдохновляет Тараса Бульбу и его товарищей на подвиги.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Таким образом, Н.В. Гоголь, изображая военные события эпохи Запорожской Сечи 16 -17 веков, выдвигает личностей сильных, мужественных, самоотверженных, привыкших к сражениям, битвам и готовых защищать своё Отечество. Главная ценность таких людей – чувство веры и патриотизм.

- Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

- Что было интересно?

- О чём заставляет задуматься повесть Гоголя?

- Сочините синквейн.

Братья по духу,

Решительные, смелые,

Сражаются, любят родину, верят,

Нет уз святее товарищества.
Патриоты.

VII. Домашнее задание.

1) Написать небольшой рассказ о запорожских казаках, включив оценку событий.

2) Перечитать последние главы повести, озаглавить их.

3) Подготовить выразительное чтение эпизодов: «Смерть Андрия», «Казнь Остапа», «Гибель Тараса Бульбы».


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации