12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Усольцева Светлана Викторовна1246
Россия, Московская обл., Мытищи

Нужно и важно!

Термину «мотивация» присуще множество аспектов. С точки зрения психологии мотив является действенным рычагом того или иного поведения человека. Основной причиной формирования мотивации является наличие у личности потребностей. «… действия людей вытекают из их потребностей, страстей, интересов... и лишь они играют главную роль» [1, с. 20]. Наиболее известной классификацией потребностей является классификация А. Маслоу. Однако отечественный ученый А.Н. Леонтьев, выделяя мотивы признания в обществе, напрямую связанные с трудовой деятельностью, и мотивы процесса коммуникации и достижения цели, акцентирует важность как результата достижения цели, так и самого процесса деятельности.

В формировании положительной мотивации у обучающихся исследователи выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешние мотивы (нужно!) преобладают в таких ситуациях, когда учеба воспринимается как вынужденное действие или ученик стремится к лидерству и привлечению внимания; когда учеба находится во взаимосвязи с материальным вознаграждением. Для внутренней мотивации (важно!) характерно наличие познавательных потребностей. К внутренним мотивам можно отнести стремление к творческому развитию.

Внутренняя мотивация может дополняться в процессе обучения внешними мотивами и наоборот, что ставит перед преподавателем задачу создания условий, способствующих трансформации мотивации из внешней во внутреннюю, а дальше в личную заинтересованность обучающихся в получении образования. При удовлетворении потребности, в случае получения того, что нужно, мотивация «перестает работать», именно поэтому задача преподавателя перевести обучение в сферу того, что важно для обучающихся, т.к. интерес будет стимулировать дальнейшее развитие и саморазвитие, т.е. мотивация влияет на процесс формирования личности.

Учебная мотивация является частным видом мотивации, включающей: «познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки» [4]. Если на начальном этапе формирование мотивации связано с осознанием общественной значимости обучения и желанием получать хорошие отметки, то в процессе взросления для обучающихся важен и сам процесс оценивания, через которое преподаватель может поддерживать в них стремление формировать потенциально востребованные компетенции и умения. Как отмечает О.В. Ершова: «контроль способствует повышению эффективности, так как является рычагом для создания мотивации» [2, с.79]. Необходимо учитывать и возможное наличие мотивов, избегания неудач и наказания, пробуждающих ситуативный неустойчивый интерес к обучению.

Значимой для формирования положительной мотивации будет совокупность таких факторов, как: специфика учебного предмета, особенности обучающихся и преподавателя, организация образовательного процесса, средства обучения, характер образовательной системы и мотивационно ориентированная образовательная среда, включающая: здоровьесберегающий, социокультурный, личностно развивающий и образовательный компоненты, находящиеся в постоянном взаимодействии.

Несмотря на то, что «особенностью мотивации является ее высокая персонифицированность» [5], образовательное пространство обеспечивает социализацию студентов. Мотивация выступает фактором, определяющим условия протекания этого процесса, который, в свою очередь, обеспечивает формирование эмоций по отношению к учебе. Обеспечение эффективности и обучения, и воспитания требует от преподавателя создания таких условий протекания образовательного процесса (через обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизацию структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и др.), которые будут способствовать трансформации отношения к получению образования от «нужно!» к «важно!».

Источники:

Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1935. Т. 8.

Ершова О.В. Концепты «мотивация» и «интерес» как средство повышения эффективности контроля учебной деятельности студентов вуза // Высшее образование сегодня. 2013. № 8. С. 79–81.

Родионов М.А., Храмова Н.Н., Макарова С.А., Коноваленко В.Е. Система формирования мотивационно ориентированной образовательной среды: Учебное пособие для студентов бакалавриата по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование (профиль подготовки – «Математика») /под ред. д.п.н., проф. Родионова М.А. – Пенза: Издательство ПГУ. – 150 с. 10

Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения. [Электронный ресурс] URL: МОТИВАЦИЯ НА ОБУЧЕНИЕ: ВИДЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ, МОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ (xn--j1ahfl.xn--p1ai) (дата обращения 21.10.2023)

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в условиях среднего профессионального образования. [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/kursy/osobennosti-realizacii-federalnoj-rabochej-programmy-vospitaniya-v-usloviyah-srednego-professionalnogo-obrazovaniya?ysclid=lo08up3ksm32354128 (дата обращения 21.10.2023)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.