Н.В.Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»: повесть «Заколдованное место».

3
1
Материал опубликован 4 June

Предварительный просмотр презентации

Н.В.Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»: повесть «Заколдованное место». Автор: Урбанович О. С., учитель русского языка и литературы МБОУ «Новомальтинская СОШ»

«В Н-ской волости хуторок был рядом с левадой. Жил в нем один дед, довольно крепкий. На баштанах кавуны выращивал, в огороде цыбулю. Очень любил дед с чумаками россказни да раздобары вести. Бывало, сядет с ними в кружок впереди куреня, закурит люльку и пойдет рассказывать – только уши развешивай. Прерывались редко, когда сопилка звучала. Тут дед первым вскакивал и начинал по гладкому месту так ногами вывертывать, так дробно и мелко чесать, что любо-дорого глядеть!» Что это за текст?

Карточка 1. Волость Курень Чумаки Люлька Сопилка малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым трубка в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти духовой инструмент на Украине на Украине – шалаш, сторожка (на огородах, бахчах и т.п.) Карточка 2. Левада Баштан Цыбуля Россказни да раздобары Кавун лук разговоры место, засеянное арбузами и дынями арбуз на Украине и на юге России: береговые лиственные леса, заливаемые в половодье Карточка 3. Кухоль Галушки Черевики Кавун Хутор башмаки небольшая деревенька глиняный горшок вареники арбуз Определение лексического значения слов, встречающихся в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место» Задание: соедините линией слово со значением

Чем понравилось произведение Гоголя? Почему Н.В.Гоголь дал повести такое название «Заколдованное место»?Слайд презентации «Особенности заколдованного места» Скажите, а в каких произведениях тоже рассказывалось о таких таинственных местах? Слайд «Заколдованное место» в литературных произведениях» Кстати, у самого писателя Н.В. Гоголя не одно произведений, в которых встречаются загадочные «заколдованные места» Слайд презентации «Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Думаю, так чему и кому будет посвящен наш урок? Что бы вы хотели сегодня узнать? Формулировка темы и задач урока. Запись тему урока.

Слайд «Заколдованное место» в литературных произведениях Аленький цветочек Остров Буян Рип ван Винкль Спящая красавица

Слайд «Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Сорочинская ярманка Вечер накануне Ивана Купалы Майская ночь, или Утопленница Пропавшая грамота

Слайд Особенности заколдованного места Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры. Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки.

Этап 1. Знакомство с личностью писателя Биография Н.В.Гоголя Что я узнал Что я хочу еще узнать Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Мать Гоголя, Мария Ивановна Гоголь в детстве Школа В Петербурге Художественный портрет Н.В.Гоголя История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Рассказ учащихся-экскурсоводов о детстве Н.В.Гоголя и истории создания книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» Заполнение путевого листа Мои заметки об услышанном.

Этап 2. Народные предания – основа повести «Заколдованное место» КАРТОЧКА 1. О кладах в народных поверьях Согласно поверьям русских крестьян, кладами, подземными сокровищами могут владеть различные существа: нечистые духи, черти, бесы, разбойники-колдуны, злодеи-грешники. Охранять и указывать на клады могут наделенные особыми свойствами пресмыкающиеся, другие животные: змея медяница, ящерицы, голубая змейка, земляная кошка, черный кот, прикованный цепями медведь, филин. Охранители кладов могут иметь с трудом поддающееся описанию обличье. Например, в Симбирской губернии рассказывали: клад охраняет «медведь не медведь, человек не человек, будто солдат! Глазища так и прядают, как свечи; рот до ушей, нос кривой как чекушка, ручища — что твои грабли, рыло все на сторону скошено... идет это чудовище, кривляется на разные манеры и ревет так, что земля стонет и гудит». КАРТОЧКА 2. Народное предание о сложностях кладоискательства Обычный знак клада - колеблющийся, перемещающийся огонек. В Пермской губернии бытовало такое предание: «Жил-был бедняк-бобыль, и терпел он страшную нужду. Вот однажды довелось пахать ему свою пашенку, а пашня находилась невдалеке от курганов. Вечерело. Вот на одном могилище видит бобыль коня, весь будто из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за конем. С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, - почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь - расступилась земля, - и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом кургане, показалось ему, что теплится свечка. Бобыль был человек досужливый и тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал-таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своем обществе». КАРТОЧКА 3. О кладовиках в народных поверьях По народным поверьям, клады охраняют кладовые, или кладовики. Их забота - не дать людям подступиться к кладу. Сами сторожа могли и не появляться, но кладоискателям начинало казаться, что на них падают камни, деревья, осыпается гора; голос кричал, что горит их деревня; потом все оказывалось на своих местах, но клад уже был потерян. Клад уходил с грохотом в землю, когда нарушался какой-нибудь запрет: например, копавший отвечал подошедшему человеку (это был «приставник»), а говорить было нельзя. Клады не давались жадным и корыстным людям. Представления о тщетном кладоискательстве отразились в поговорках: «И рукою бы взял, да клад не дается!»; «Своя воля - клад, да черти его стерегут!»; «Клад добудешь, зато домой не будешь». КАРТОЧКА 4. Народные поверья о кладах Вертится, а в руки не дается Есть клад такой: горшок вертится, а в руки не дается. Это было в Великом Дворе, в Алмозере. Копали – он уже близко. Его бы уже взять только – а он опять загремит – да вниз. Копают глубже – опять он вниз. Надо ведь не торопиться, да слова знать, да с иконой подступать... Ходят черные кошки крýгом Недалеко от Чердаклов (Самарская губерния, Ставропольский уезд) есть дуб. Под ним лежит клад. Вот раз мужики пошли его рыть, ружье на всякий случай взяли. Пришли. Видят – около дуба (с полуночи) ходят черные кошки кругом. Стали они смотреть – глаз отвести не могут. Закружилась у них голова – и попадали мужики наземь. Очнулись, хотели рыть, а кошки опять хороводиться пошли, то влево, то вправо. Так и бросили: страшно стало. Говорят, что на этом дубе повесился тот, кто клад зарыл. Рассказ учащихся по карточкам-информаторам Составление памятки «О кладовиках и кладоискателях»

Прослушав народные легенды и поверья, ответьте на вопросы. Памятка для кладоискателя. Знай, что (заполняют учащиеся) 1. Как можно узнать место, где зарыт клад? 1. Знак клада – мерцающий огонек 2. Кто владеет подземными сокровищами? 2. Кладами владеют различные существа: нечистые духи, черти, бесы, разбойники-колдуны... 3. Кто охраняет клады? Как их называют? 3. Клады охраняют змеи, ящерицы, земляная кошки, черные коты... Их называют кладовыми, или кладовиками. 4. Какова задача кладовиков? 4. Кладовики не дают подступиться к кладу. 5. Кому не давались клады? 5. Клады не давались жадным и корыстным людям. 6. Как кладовики защищали клады? 6. Морочили людей. Падают камни, деревья, осыпается гора; страшные голоса… что-то страшное и необычное отвлекает от клада. 7. Реально ли овладеть кладом? 7. Скорее нет, чем да. Памятка «О кладовиках и кладоискателях»

Этап 3. Работа с текстом. Выборочное чтение. Комментарий. Вопросы по тексту: От какого лица ведется повествование? Кто? Какой смысл это придает повествованию? Кого еще можно считать рассказчиком в повести? Итак, почему так много рассказчиков? Слайд «Рассказчики в «Заколдованном месте». Все верно. Из уст в уста в народе передаются истории, которые заслуживают, чтобы их рассказывали. В них скрыт урок, народная мудрость, заповедь, т.е. то, что должно научить других не совершать подобных ошибок. Чем чаще история на устах, тем весомее она для народа. Над каким вопросом мы с вами будем работать сейчас? Предположите, что нам предстоит для этого сделать? Ответы учащихся помогут выйти на сюжет и композицию повести, ее элементы, образ деда.

Слайд Рассказчики в «Заколдованном месте» Дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич Дед Фомы Григорьевича – Максим Скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз. Дед мой (царство ему небесное!) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь - целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал.

Этап 4. Физкультминутка Этап 5. Работа над сюжетом и композицией повести Заполнение путевого листа Сюжет и композиция повести Элементы композиции Эпизоды. Название (заполняют учащиеся) Выбор дьячком истории для рассказа. Установка рассказчика. 1. Экспозиция – события, предваряющие основное действие Жизнь деда с внуками на баштане летом. Быт. 2. Завязка – начало противоречия Дед пустился в пляс на гладком месте. Неудача… 3. Развитие действия Пытается попасть на заколдованное место, чтобы найти клад. 4. Кульминация - пик противоречий Клад найден. Нечистая сила пугает старика. 5. Развязка - разрешение ситуации В котле «сор, дрязг». Нечистая сила обморочила старика. Вывод дьячка Подтверждение установки. Урок, закон, обходить который нельзя.

Этап 6. Работа в группах над характеристикой деда Максима Обсуждение в группе по вопросам. Отбор эпизодов. Подготовка цитат. 1 группа: дед Максим глазами своего внука, дьячка. 1) Как описывает своего деда рассказчик? 2) Каким человеком запомнился дед внуку? 3) Как дьячок–рассказчик называет своего деда? 4) Как к нему относится? С каким чувством? 5) Какая история из жизни деда запомнилась особенно? Почему? Приводите примеры из текста.

2 группа: о занятиях деда и его пристрастиях. 2 группа: о занятиях деда и его пристрастиях. Чем дед рассказчика занимался летом? Как он относился к труду? Приведите примеры. Почему дед любил общаться с проезжими чумаками? Какие еще пристрастия были у деда? С какой стороны эти увлечения раскрывают его характер? 3 группа: речь деда Максима. Как дед Максим называет своих внуков? Прокомментируйте. Как, по-вашему, он к ним относится, с каким чувством? Докажите, что речь деда образная, в ней встречаются яркие сравнения? Докажите, что дед Максим был веселым человеком, с юмором. Какими словами насыщена речь деда во время встреч с нечистой силой? Почему? Какие еще качества характера раскрываются через речь? Назовите. Обсуждение в группе по вопросам. Отбор эпизодов. Подготовка цитат

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо! Качественный ресурс для проведения урока.

1
4 June