Сценарий урока литературы «Урок-новелла по Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе… »
Сценарий урока литературы
Тема урока: Н.В.Гоголь «Урок-новелла по сб. Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе…» («Заколдованное место»), 5 класс
Федяева Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей №8 город Тында Амурской области.
Цель:
- организовать работу по осознанному восприятию художественного произведения.
Задачи:
- научить определять тему и главную мысль произведения;
- организовать работу по определению роли художественных средств в произведении;
- активизировать деятельность учащихся с помощью заданий поискового характера;
- создать условия для самостоятельной работы учащихся в парах и группах;
- организовать рефлексивную деятельность учащихся.
Ожидаемые результаты:
- осознанное чтение текста;
- умение определять тему и главную мысль текста;
- умение определять роль художественных средств в произведении;
- активно работать на уроке;
- умение работать в парах и группах;
- умение анализировать и оценивать свою деятельность.
Педагогическая технология: технология продуктивного чтения.
Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный.
Средства обучения:
учебник литературы для 5 класса;
мультимедийный проектор и экран;
карточки для словарной работы;
раздаточный материал.
Организационные формы обучения: индивидуальная, групповая (в том числе парная), фронтальная.
Место урока: второй урок в теме «Изучение творчества Н.В. Гоголя. «Заколдованное место».
На первом уроке, посвященном знакомству с биографией Н.В .Гоголя и его книгой «Вечера на хуторе близ Диканьки», ученики читали статью о писателе в учебнике литературы, работали с презентацией, рассказывающей о событиях жизни Гоголя, отвечали на вопросы. Домашнее задание ко второму уроку: работа в группах – найти информацию об истории создания «Вечеров…», высказывания о первой книге Гоголя, определить, кто является рассказчиком в книге.
I этап. Мы на уроке работаем со звучащим русским словом. Как и всегда, сегодня без фонетической зарядки нам не обойтись. Послушаем звучание русской речи.
1 группа учеников (хором): «Мимоза»
С мохнатой мимозой зима обнималась,
Мимоза смутилась, сморщилась, смялась.
Махая мантильей морозец смеялся,
И маленький кустик мимозы сломался.
(В. Брюсов.)
2 группа учеников (хором): «Песенка синичья»
Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в воду глядится.
Чистой водицы синица напьётся,
Славно сегодня звенится, поётся.
(М. Бородицкая.)
3 группа учеников (хором): «Песенка грачиная»
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать нам пора
Для укрепления пера»
( М. Бородицкая.)
1.Из каждой группы выступают 1-2 ученика, представляющие результаты работы над домашним заданием.
Материалы для ответов
1.История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Замысел написать повести в малороссийском духе возник у писателя, вероятно, вскоре после прибытия в Петербург зимой 1829 года, когда Гоголь в письмах к матери и сёстрам просил присылать ему всё, что имеет хоть какое-нибудь отношение к украинским народным обычаям, костюмам и легендам: «Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи малороссиян наших… В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов с поименованием, как это всё называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян… Ещё обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей… Ещё несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с названиями и делами…» Карьера чиновника пока не складывалась, так, может быть, хоть писательство могло бы приносить доход? Ведь помнил он с самого детства незабываемые рассказы бабушки Татьяны Семёновны, которыми она баловала его всякий раз, как он приходил в её комнаты в Васильевке: о запорожцах и славном атамане Остапе Гоголе, о страшных ведьмах, колдунах и русалках, подстерегающих путника на тёмных тропках.
К тому же, тогдашнее петербургское общество с удовольствием почитывало украинские истории – в книжных лавках хорошо продавались и «Кочубей» Аладина, «Гайдуки» Сомова, «Казанская шапка» Кулжинского.
Впервые Гоголь попытался представить свету свои сочинения на малороссийские темы в феврале 1830 года. В «Отечественных записках» была опубликована его повесть на украинском языке «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Редактор журнала, однако, решил переработать произведение на свой вкус, чем только его испортил.
Первая часть «Вечеров…» была готова летом 1831 года, когда Гоголь жил в Павловске в доме княжны Васильчиковой. Общество в то лето спасалось за городом от эпидемии холеры в Санкт-Петербурге, Пушкин снимал дачу в Царском селе, а для Гоголя выхлопотано было место домашнего учителя для сына княжны, родившегося умственно недоразвитым. В доме было полно приживалок, и у одной из них, старушки Александры Степановны, любили собираться её подружки, чтоб вместе повязать чулки, да послушать молодого автора, читавшего отрывки из своих сочинений. Однажды в комнату заглянул племянник княжны, студент Дерптского университета В.А.Соллогуб: «Я развалился в кресле и стал его слушать; старушки опять зашевелили своими спицами. С первых слов я отделился от спинки своего кресла, очарованный и пристыженный, слушал жадно; несколько раз порывался я его остановить, сказать ему, до чего он поразил меня, но он холодно вскидывал на меня глаза и неуклонно продолжал своё чтение… И вдруг он воскликнул: «Да гопак не так танцуется!..» Приживалки же, сочтя, что чтец действительно обращается к ним, в сою очередь всполошились: «Отчего не так?» Гоголь улыбнулся и продолжил чтение монолога пьяного мужика. Признаюсь откровенно, я был поражён, уничтожен. Когда он кончил, я бросился ему на шею и заплакал». Считается, что Гоголь бывал у Пушкина, на даче Китаевой, где и ему читал отрывки из «Вечеров…»
А книга уже печатается в Петербурге в типографии на Большой Морской улице. Вернувшись в августе в город, молодой автор спешит наведаться туда, чтобы самому удостовериться в том, что всё идёт хорошо. Наборщики типографии, завидев его, отворачиваются и прыскают в кулак – так рассмешила их книга, отданная им в работу.
Наконец, в начале сентября 1831 года книга выходит из печати и поступает в книжные магазины. Хвалебные отзывы, «Вечера…» идут нарасхват.
Гоголь посылает экземпляр книги матери и тут же просит сестру Марию продолжать присылать ему записи украинских сказок и песен. Теперь, после такого успеха, можно готовить к печати и второй том. На этот раз в своих просьбах Гоголь не ограничивается одними записями и наблюдениями: «Я помню очень хорошо, что один раз в церкве нашей мы все видели одну девушку в старинном платье. Она, верно, продаст его. Если встретите где-нибудь у мужика старинную шапку или платье, отличающееся чем-то необыкновенным, хотя бы даже оно было изорванное – приобретайте!.. Всё это складывайте в один сундук или чемодан, и при случае, когда встретиться оказия, можете переслать ко мне».
Второй том выходит в марте 1832 года. ( Из материалов к биографии Н.В.Гоголя)
2.Высказывания о первой книге Гоголя.
Отзыв А. С. Пушкина: «Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»
Поэт Евгений Баратынский, получив от 22-летнего Гоголя экземпляр повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» с автографом, написал в апреле 1832 года в Москву литератору Ивану Киреевскому: «Я очень благодарен Яновскому за подарок. Я очень бы желал с ним познакомиться. Ещё не было у нас автора с такою весёлою весёлостью, у нас на севере она великая редкость. Яновский — человек с решительным талантом. Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса. Во многих местах в нём виден наблюдатель, и в повести своей „Страшная месть“ он не однажды был поэтом. Нашего полку прибыло: это заключение немножко нескромно, но оно хорошо выражает моё чувство к Яновскому».
В. Г. Белинский в своих отзывах неизменно отмечал художественность, веселость и народность "Вечеров на хуторе близ Диканьки". В "Литературных мечтаниях" он писал: "Г-н Гоголь, так мило прикинувшийся пасичником, принадлежит к числу необыкновенных талантов. Кому неизвестны его "Вечера на хуторе близ Диканьки"? Сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности!"
В статье "О русской повести и повестях г. Гоголя" Белинский вновь возвратился к оценке "Вечеров": "Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная, как поцелуй любви".
3. Рассказчики в «Вечерах…». Официальных рассказчиков в «Вечерах несколько. Прежде всего следует сказать о пасичнике Рудом Паньке, мнимом авторе предисловия к книге, которую он якобы издал. «В 1831 году, задумав издать сборник повестей, Гоголь, по свидетельству его первого биографа П. А. Кулиша, чтобы возбудить в публике любопытство, придумал название книги и пасечника Рудого Панька. Кстати сказать, Рудый Панько – не просто псевдоним, – писатель был рыжеватым, а будь он простым крестьянином, звали бы его, по местному обычаю, не по отцу, а по деду – Паньком (дед Гоголя – Панас, Афанасий)»(В.А.Воропаев). Сам Рудый Панько не помещает в книгу своих историй, которых у него, как он говорит, наберется и на десять книжек, ему интереснее пересказывать чужие. Придуманный Гоголем трудолюбивый пасечник – добродушный и гостеприимный хозяина хутора, с удовольствием принимающий у себя в доме любителей страшных историй. Умный, бывалый человек, не лишенный юмора, с хитринкой, он умело сглаживает конфликты, возникающие между двумя другими рассказчиками – Фомой Григорьевичем и Макаром Назаровичем.
Дьячок *** ской церкви Фома Григорьевич — любитель рассказать фантастическую историю, хотя издатель называет эти истории «былями». Но это не единственный парадокс, связанный с рассказчиком. Он носит имя Фома, которое в народном сознании прочно связано с определением «неверующий», однако дьячок твердо верит, что все в его рассказах – истинная правда. Рудый Панько восхищается его умом и даром рассказчика: «Вот, например, знаете ли вы дьячка диканьской церкви, Фому Григорьевича? Эх, голова! Что за истории умел он отпускать! Две из них найдете в этой книжке». Во вступлении к «Вечеру накануне Ивана Купала» Фома Григорьевич охарактеризован следующим образом: «За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и то же. Бывало, иногда, если упросишь его рассказать что сызнова, то, смотри, что-нибудь да вкинет новое или переиначит так, что узнать нельзя». Несмотря на мягкий юмор, с которым Гоголь относится к своим героям, он наделяет Фому Григорьевича истинным творческим началом, однако, переиначивая рассказы, дьячок неизменно сохраняет в нем народное мировосприятие.
Второй рассказчик – городской панич в гороховом кафтане Макар Назарович, он рассказывает «вычурно да хитро, как в печатных книжках!”В отличие от Фомы Григорьевича, он ориентируется на современную литературную традицию. Может быть, поэтому слушатели частенько не понимают его речей.
Кроме этих основных рассказчиков, есть и другие: Степан Иванович Курочка из Гадяча (он списал историю о Шпоньке в тетрадь пасичника), ещё один рассказчик, который такие страшные истории «выкапывал», что «волосы ходили по голове» ( скорее всего, ему принадлежит легенда, повествующая о страшной мести). Есть рассказчики непосредственные, например, дед Фомы Григорьевича, чьи были и передает дьячок ***ской церкви.
2. Литературная викторина
1. Какие повести вошли в 1 часть «Вечеров…»? Какие – во вторую?
2. Что искал чёрт на ярмарке?
3. Кто помог Грицьку добыть невесту?
4. Куда отправился Петро Безродный за кладом?
5. Как Петро добыл клад?
6. Как Левко нашел колдунью среди утопленниц?
7. Каким образом деду удалось обыграть в карты нечистую силу?
8. Что должен был принести Вакула Оксане, чтобы гордая красавица вышла за него замуж?
9. Как деду удалось во второй раз попасть в заколдованное место?
3. Рассмотрите картинки и скажите, что их объединяет?
Аленький цветочек Остров Буян
Рип ван Винкль "Спящая красавица"
(- На всех картинках изображены сказочные заколдованные места. С героями, попадающими в эти места, происходят таинственные, странные, иногда чудесные события)
– Есть ли такие места в произведении Н.В. Гоголя? Ответить на вопрос вам помогут иллюстрации.
(Ученики читают короткие отрывки или рассказывают о заколдованных местах в «Вечерах…»).
1. "Сорочинская ярмарка". На ярмарке случилось странное происшествие: все наполнилось слухом, что где-то между товаром показалась красная свитка. Старухе, продававшей бублики, почудился сатана в образине свиньи, который беспрестанно наклонялся над возами, как будто искал чего. Окно брякнуло с шумом; стекла, звеня, вылетели вон, и страшная свиная рожа выставилась, поводя очами, как будто спрашивая: "А что вы тут делаете, добрые люди?"
Сорочинская ярмарка – заколдованное место: черт ищет здесь свою красную свитку и является героям в виде свиньи.
2. "Вечер накануне Ивана Купала". С сердцем, только что не хотевшим выскочить из груди, собрался он в дорогу и бережно спустился густым лесом в глубокий яр, называемый Медвежьим оврагом. Дикий бурьян чернел кругом и глушил все своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных; тут же и простые листья папоротника. В «Вечере накануне Ивана Купала» заколдованное место – это медвежий овраг в лесу, с синим, вырывающимся из-под земли пламенем и освещенной серединой, как будто из хрусталя вылитой, с червонцами, дорогими каменьями и несметными сокровищами, превратившимися в настоящем мире в битые черепки, ибо любая встреча в заколдованном месте заканчивается обманом, а иногда и гибелью героя.
3. "Майская ночь..." В «Майской ночи» заколдованное место находится на берегу пруда возле леса, это ветхий деревянный дом, заросший мохом и дикой травой, с мрачными, всегда закрытыми ставнями. Дом волшебным образом преображается в странном, упоительном сиянии иномирия, Левко видит его, отраженным в водах пруда: «… старинный господский дом, опрокинувшись вниз, виден был чист и в каком-то ясном величии. Вместо мрачных ставней глядели веселые стеклянные окна и двери. Сквозь чистые стекла мелькала позолота».
4. "Пропавшая грамота". Покойный дед был человек не то чтобы из трусливого десятка <…> Однако ж что-то подирало его по коже, когда вступил он в такую глухую ночь в лес. Хоть бы звездочка на небе. Темно и глухо, как в винном подвале <…> Как вот завеяло таким холодом, что дед вспомнил и про овчинный тулуп свой, и вдруг словно сто молотов застучало по лесу таким стуком, что у него зазвенело в голове. И, будто зарницею, осветило на минуту весь лес. Дед тотчас увидел дорожку, пробиравшуюся промеж мелкого кустарника. Вот и обожженное дерево, и кусты терновника! Так, все так, как было ему говорено; нет, не обманул шинкарь. Однако ж не совсем весело было продираться через колючие кусты; еще отроду не видывал он, чтобы проклятые шипы и сучья так больно царапались: почти на каждом шагу забирало его вскрикнуть.
В «Пропавшей грамоте» дед сначала попадает в шинок, который находится в стороне от людных мест, затем в поисках шапки он должен идти в лес и, наконец, пересекает реку, перейдя через шаткие мостки. Таким образом, дед три раза (магическое число) переходит черту, углубляясь в чуждый человеку мир, причем последняя водная преграда напоминает о водной переправе душ в мир мертвых, что характерно для мифологии разных народов. В заколдованном месте темно и глухо, нет звезд ( так же, как и в «Заколдованном месте»), в лесу дед встречается со «смазливыми рожами», а потом попадает в самое пекло, где видит ведьм и чертей с собачьими мордами.
– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока и о каком произведении мы будем говорить?
– Какова цель сегодняшнего урока?
(- Понять замысел автора, основную мысль произведения, проследить, какие художественные средства находит автор для воплощения идеи произведения).
II этап.
1. Словарная работа. Соедините слово и его лексическое значение.
Баштан Волость Кавун Комора Кухоль Левада Люлька Сопилка Цибуля Черевики Чумаки |
арбуз малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым место, засеянное арбузами и дынями башмаки лук в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти глиняный кувшин береговые лиственные леса, заливаемые в половодье трубка амбар украинский народный музыкальный инструмент |
2. Анализ текста.
Работа по вопросам.
– Повесть называется « Заколдованное место». А какое место мы называем заколдованным?
Заколдованное место – это особое пространство, где реальный мир встречается с иномирием. Человек, вступивший в заколдованное место, получает возможность перехода из одного мира в другой. Обычно волшебный мир находится в уединенном месте - на отшибе села, в овраге, в лесу.
– Какой подзаголовок носит повесть? Как вы его понимаете?
Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви. Былички рассказывают о пережитом самим рассказчиком. По определению В.Я. Проппа, «были», или «былички», «бывальщины», - «это страшные рассказы, отражающие народную демонологию, но название их говорит о том, что в них верят. Фома Григорьевич ссылается на авторитет деда: «Но главное в рассказах
деда было то, что в жизнь свою он никогда не лгал, и что, бывало, ни скажет, то именно так и было». В подзаголовке содержится противоречие: с одной стороны утверждается, что все происшедшее с дедом, - быль, а с другой стороны, встреча деда с нечистой силой фантастична. Подзаголовок также указывает на то, что рассказчиком повести является дьячок ***ской церкви Фома Григорьевич. Это рассказчик явный, но есть ещё и рассказчик скрытый – это дед Фомы Григорьевича, только он мог поведать внуку о том, что с ним происходило в заколдованном месте.
– По каким приметам узнаем, что история случилась в прошлом?
Рассказчик Фома Григорьевич был в то время ещё ребенком. В повести «Пропавшая грамота» речь идет о грамоте, которую гетман отправляет царице. Царица – это Екатерина II. Значит, действие происходит в конце XVIII века.
– Чем запомнился рассказчику дед?
Дед Фомы Григорьевича, судя по всему, зажиточный крестьянин. Он выращивает табак на продажу и овощи. Это человек веселый и общительный. Он прекрасный рассказчик, которого слушают затаив дыхание. Но и сам он любит послушать интересные рассказы: «А деду это все равно что голодному галушки». Дед Максим – человек честный и ответственный, недаром гетман поручает ему доставить царице важную грамоту, однако он любит прихвастнуть, себе на уме.
– Почему дед попал в заколдованное место и каким образом это произошло?
Что ж вы думаете? не успел он сказать - не вытерпел старичина! захотелось, знаете, прихвастнуть пред чумаками.
- Вишь, чертовы дети! разве так танцуют? Вот как танцуют! - сказал он, поднявшись на ноги, протянув руки и ударив каблуками.<…> Только что дошел, однако ж до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку, - не подымаются ноги, да и только! <…> И в самом деле сзади кто-то засмеялся.
Итак, дед любил танцевать и весьма гордился своим умением разгуляться в танце. Желание похвастаться, гордыня, тщеславие – все эти слабости деда дали возможность нечистой силе посмеяться над ним. Вот и пришлось ему плясать под чужую дудку. Дед упомянул черта, то есть призвал его. А черт – тут как тут, не замедлил обморочить наивного и прижимистого человека.
Дед вырастил из семян, которые ему достались издалека, дыню, свернувшуюся в три погибели, словно змея. Дед называл эту дыню турецкою. Как известно, в христианской символике змея олицетворяет сатану. Дед недаром называет дыню турецкой – это тоже сыграло свою роль в том, что он оказался во власти нечистой силы. Турки в восприятии запорожских казаков были нехристями, а в знаменитом ответе запорожских казаков турецкому султану они называют Магомета IV чертом: «Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь».
– Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте?
Два раза он побывал в заколдованном месте и один раз пытался попасть, но у него ничего не получилось. Каждый раз дед отправляется на поиски заколдованного места под вечер. Во второй раз дед попадает я в заколдованное место, когда, оказавшись на середине, где не вытанцовывалось, сильно ударил о землю заступом.
– Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что с ним там
происходит?
Ему очень хочется добыть клад, хотя в глубине души он понимает, что клад, данный нечистой силой, счастья не принесет. В заколдованном месте с ним происходят различные чудеса, правда, не столько жуткие, сколько
смешные: то очи заплюет нечистая сила, то язык покажет. Обстановка в этом месте таинственная и загадочная: ночь, темнота, мрак, могила и свеча на ней. Однако странные существа, наблюдающие за дедом, – это не чудовищные, зловещие создания: смешно пищащий птичий нос блеющая овечья голова и медведь не препятствуют деду, только дразнят и пугают его.
Работа в группах.
Группа 1. Каковы особенности заколдованного места? (Пространство, рельеф, освещенность)
Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры. На первый взгляд, сказочный мир ничем не отличается от привычного: «…место, кажись, не совсем незнакомое: сбоку лес, из-за леса торчал какой-то шест и виделся прочь далеко в небе. Что за пропасть! да это голубятня, что у попа в огороде! С другой стороны тоже что-то сереет; вгляделся: гумно волостного писаря». Однако волшебный мир только притворяется знакомым. « Но то, что это – не подлинное сходство, а обманчивая похожесть, выражается прежде всего в их пространственной несовместимости. Сказочный мир «надевает на себя» пространство обыденного, но оно явно не по его мерке: разрывается, морщится и закручивается. « Вышел и на поле - место точь-в-точь вчерашнее: вон и голубятня торчит; но гумна не видно. "Нет, это не то место. То, стало быть, подалее; нужно, видно, поворотить к гумну!" Поворотил назад, стал идти другою дорогою - гумно видно, а голубятни нет! Опять поворотил поближе к голубятне - гумно спряталось». Точка в пространстве волшебного мира – место, с которого видны и гумно, и голубятня, – «разлезлось» в обыденном, превратившись в обширную площадь. Но стоило … вернуться в фантастическое пространство, как территориальное пятно снова съежилось в точку: «Глядь, вокруг него опять то же самое поле: с одной стороны торчит голубятня, а с другой гумно». (Лотман). Чем дольше дед находится в заколдованном месте, тем сильнее меняется рельеф местности: в обычном месте среди ровного поля возникают вдруг провалы, бездны и горы: « вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него!»
В заколдованном месте царит мрак, небо обложено тучами, в первую ночь вместо месяца мелькает только белое пятно, во вторую ночь мрак сгущается, нет звезд, месяц исчезает совсем – нет даже белого пятна.
Единственный источник света – свеча на могиле, но и она гаснет, как только дед обнаруживает камень.
В заколдованном месте происходят странные явления, слышатся странные звуки.
Группа 2. Какие существа встретились деду в заколдованном месте?
Птичий нос – фантастическое существо, придуманное Гоголем: птичий
нос без тела. Птичий нос забавно пищит и клюет котел. Хотя образ получился не столько страшным, сколько забавным, тем не менее, имеет отношение к демонологии: в символическом плане некоторые птицы являлись посредниками между миром мертвых и живых.
Баранья голова – в фольклоре нечто пустое, никчемное, символ глупости. Имеет также отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из которых была бараньей.
Медведь — характерный для русского фольклора образ, герой многочисленных сказок. Как представитель природного мира медведь, согласно поверьям, знается с нечистой силой, и ему приписываются близкие родственные связи с лешим. В народе говорили, что «медведь лешему родной брат». Иногда медведя самого называют «лешаком» или «лесным чертом». В некоторых местностях лешего считали хозяином медведей, как и других лесных зверей. В христианской символике олицетворяет зло, дьявольские силы. Битва Давида с медведем символизирует конфликт между Христом и дьяволом. Является также символом жадности.
Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь. Маска, личина, ряженый. Пословицы и поговорки: Напоказ что ли ты харю свою выставляешь? По твари и харя. С эдакой харей я бы и в люди не казался! Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.
В значении "маска" на Руси употреблялось слово "харя": например, когда Аввакум прогоняет скоморохов, он ломает их бубны и "хари". Возможно, "харя" обозначала маску, изображающую свиное рыло (от "хавря", "хавронья").
Таким образом, фантастические существа в заколдованном месте персонифицируют недостатки и грехи деда: слабость, жадность, глупость.
Группа 3.
Найти средства художественной выразительности в «Заколдованном месте» и определить их роль в тексте.
Гиперболы |
…под ногами круча без дна, ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую… |
Сравнения |
…нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды, дыня… словно змея. народ, знаете, бывалый: пойдет рассказывать - только уши развешивай! А деду это все равно что голодному галушки. ноги как деревянные стали задал он такого бегуна, как будто панский иноходец. как опарила! как будто свинью перед рождеством! в животе, ей-богу, как будто петухи кричат и захрапел так, что воробьи, которые забрались было на баштан, поподымались с перепугу на воздух. |
Эпитеты |
проклятый камень красные очи мерзостная рожа сатанинское наваждение хитрая бестия низенький дубовый лес |
(Ученики анализируют, какие художественные средства использует писатель для создания фантастических картин, а какие для создания обыденного мира).
3. Беседа по вопросам. ( Обобщение материала).
– Как еще в повести называется заколдованное место?
Проклятое место, дьявольское место
– Как закончилось приключение деда?
«Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» - сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое.
.…на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... чорт знает, что такое!
Рефлексия.
Стихотворение Б.Пастернака читает подготовленный ученик
Во всем мне хочется дойти
До самой сути
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
- Ваша «душа» сегодня ленилась или трудилась?
- Думайте!
- Чувствуйте!
- Любите!
- Фантазируйте!
- Анализируйте!
- Исследуйте!
- Философствуйте!
- Живите!
Итоги урока.
Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам, наживе, воплощенные Н.В. Гоголем в сказочных образах, неизменно приводят героев к проигрышу и посрамлению.
Этап III Рефлексия.
Составление синквейна:
Заколдованное место
Таинственное, страшное
Манит, увлекает, притягивает
Опасайтесь заколдованных мест
Обман
Домашнее задание:
написать мини-рассуждение на тему: "Что такое "клад знаний?"