О ЧЕМ ГОВОРЯТ КАРТИНЫ ИВАНА КРАМСКОГО

6
0
Материал опубликован 26 May 2023 в группе

О ЧЕМ ГОВОРЯТ КАРТИНЫ ИВАНА КРАМСКОГО

Иван Крамской занимает особое место среди русских художников второй половины XIX века. Он прославился не только как талантливый художник, но и как общественный деятель, критик, продвигающий искусство «в народ» и дающий возможность народу освоить живопись путем создания художественных школ, училищ и музеев. Особенностью творчества, что отличает Ивана Николаевича от других мастеров, является принцип портретируемого – в лице отражается самое «человеческое в человеке».

Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в бедной мещанской семье. Что сам писал художник в автобиографии о своих детских годах: «Я родился в уездном городке Острогожске Воронежской губернии, в пригородной слободе Новой Сотне, от родителей, приписанных к местному мещанству. В двенадцать лет я лишился отца своего, человека очень сурового, сколько помню. Отец мой служил в городской думе, если не ошибаюсь, журналистом, дед же мой, по рассказам, был так называемый войсковой житель и, кажется, был тоже каким-то писарем на Украине. Дальше генеалогия моя не поднимается. Учился я вначале у одного грамотного соседа, а потом в Острогожском уездном училище, где и кончил курс с разными отличиями, похвальными листами, с отметками «пять» по всем предметам, первым учеником, как свидетельствует и аттестат мой; мне было тогда всего двенадцать лет, и мать моя оставила меня еще на один год в старшем классе, так как я был слишком мал. На следующий год мне выдали тот же аттестат, с теми же отметками, только с переменой года».

Как мы видим из собственных воспоминаний художника, маленький Иван отличался упорством и стремлением к обучению, особой страстью было рисование. Сначала он был самоучкой, затем по совету одного любителя стал работать с акварелью и увлекаться литературой. В 1850 году после окончания училища Иван Николаевич поступил в ученики к одному иконописцу, но каково было разочарование Крамского, когда вместо обучения искусству получал только задания по растирке красок и разнос посылок. Поэтому подросток вскоре вернулся в Острогожск и уже в 1853 отправился скитаться по стране.

В 1857 году, приехав в Петербург, Крамской осенью поступает в Академию художеств и одновременно подрабатывает ретушером в «Дагерротипном заведении» Деньера.

Иван Крамской – организатор Товарищества передвижных художественных выставок, мастер жанровой и портретной живописи. Среди героев портретов художника были и члены императорской семьи, представители богатых сословий, но особое место в творчестве Крамского занимали люди из народа. Самыми известными его картинами стали «Неизвестная», «Неутешное горе» и ряд портретов знаменитых современников живописца. Его «Неизвестную» часто называют российской Джокондой. Образ породил массу легенд и стал одним из самых загадочных в русской живописи, но, возможно, это портрет не какой-то конкретной дамы, а собирательный образ, попытка найти загадочный женский лик.

Нет ни одного вида искусства, где бы не разрабатывалась библейская тематика. И писатели, и поэты, и музыканты, и художники не раз обращались к образу Христа, пытаясь найти ответы на многие волнующие вопросы из жизни Иисуса. К этой теме обратился и русский художник XIX века Иван Николаевич Крамской.

Критики называют эту картину «созданным в красках философским трактатом» — слишком серьёзные проблемы выбора и человеческого существования она поднимает.

t1685118820aa.jpgНеобходимость постоянно писать портреты тяготила художника, ему хотелось создать картину не на заказ, а в соответствии со своей собственной идеей. Такой картиной стала «Христос в пустыне» – единственное его законченное произведение на евангельский сюжет.

Образ Христа у Крамского более земной, человеческий, нежели божественный.

Каким мы привыкли видеть Христа на картинах? Окружённым людьми, учениками, слушателями, выступающим с проповедями… А что изобразил Крамской? Христос один.

В центре картины художник изобразил Иисуса Христа из Назарета. Он выглядит усталым, даже измождённым. Это Христос. Он пришел в Иудейскую пустыню сразу после того, как принял крещение в водах реки Иордан. Скоро настанет время, когда Он отправится проповедовать людям Слово Божие. Христос предвидел, что впереди Его будут ждать страшные страдания: у Него не будет дома, многие Его не будут понимать, зато будут преследовать, мучить, судить и, в конце концов, обрекут на смерть. Каково это — знать, что тебя ждут такие испытания?

Христос сидит среди многочисленных песчаных руин. Взгляд Иисуса говорит, что он в раздумьях. Его ноги босые, руки скреплены в замок. Вся фигура Христа показывает нам глубочайшую духовную концентрацию, в которой Он находится со всем своим Существом. Волосы Иисуса темно-коричневые, чуть ниже плеч, маленькая борода, все это сливается с Его одеждой. Христос одет в просторную мантию, под ней свободный фиолетовый балахон.

Фигура духовного учителя человечества изображена полусогнутой, что говорит нам о тяжелом бремени, которое Христос взял на себя. Пески, окружающие Иисуса, напоминают нам о горах и каньонах. За спиной Христа простирается огромное небо.

Верхние тона бледно-голубые, чуть ближе к поверхности пустыни, розовые и лиловые. Иисус сидит в хорошо освещенном месте, по всей видимости, окружающий пейзаж рассказывает нам начало заката.

За его спиной тень, которая падает над пустыней. И лишь вдоль горизонта мы сможем видеть две линии почти прозрачных пятен сине-фиолетовых облаков, которые имеют тон цвета морской волны и простираются на розовом фоне, в основном в левой части изображения.

Кто знает, о чем он думает? Может, в этот момент в душе Иисуса идет мучительная внутренняя борьба выбора в предчувствии трагической судьбы.

Смотришь на картину и видишь не библейского героя, а самого обыкновенного человека, который оказался перед выбором: отказаться от всего личного, служить людям или жить только для себя.

Изображение также несет внутренний толчок к раздумьям о чем-то очень важном и, возможно, главном в нашей жизни. Над сюжетом из Нового Завета, где Христос после крещения удалился на 40 дней в пустыню, художник работал несколько лет. В 1867 году был создан первый вариант картины.

Известно, что образ Иисуса он писал с крестьянина Строганова из Переяславского уезда. На вертикальном полотне практически все пространство занимала фигура Христа. В итоге для изображения пустыни совсем не осталось места. Картина «Христос в пустыне» должна была стать частью цикла.

Когда же стало понятно, что работу придется начинать с чистого холста, Крамской отправился в путешествие по Европе. Разглядывая работы мастеров в Вене, Париже, Антверпене, он искал «своего» Христа. Сильное впечатление на него произвело полотно Александра Иванова «Явление Христа народу». Позднее Репин вспоминал, что, рассказывая о задумке, Крамской говорил об Иисусе как человеке, хорошо ему знакомом.

Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Еще до представления на выставке передвижников полотно купил Павел Третьяков, заплатив бешеные деньги. Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Но никто не говорит ничего важного. А ведь «Христос в пустыне» — это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она — итог многолетних исканий».

В 1871 году он даже поехал в Крым, чтобы прочувствовать атмосферу пустыни.

С конца июня до конца сентября 1872 года он работал над холстом в усадьбе Ильжо, неподалеку от Луги. Сохранились письма, которые в то время он писал своему другу, коллеге Федору Васильеву: «Да, дорогой мой, кончил или почти кончил «Христа», и потащат его на всенародный суд, и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в него и критику свою разводить».

Возможно, потому эта картина так притягивает наш взгляд — мимо неё практически невозможно пройти равнодушным, не замедлив шага. В ней очень много скрытых эмоций — Христос целую ночь размышлял о своём выборе, и сейчас на рассвете видим, что он опять продолжает думать. Я думаю, что художник в этой картине выразил всю свою любовь к библии и вере в целом. Заставляя задуматься о существовании Всевышнего. Каждая картина этого художника особенна по-своему. Он будто дает нам возможность самому продумать сюжет, продолжение действия, тем самым заставляя задуматься о многом. Изучая работы мастера, каждый зритель сможет понять, каково это – видеть душу человека.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.